Хукм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ислам
Ar Liwa hariadhi islamic flag.svg
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад

Хукм (араб. حُكْم‎ — мудрость, решение‎) — исламский термин, в основе которого лежит представление о мудрости и авторитетном указании[1]. В исламском праве (фикх) хукмом называются оценки человеческих поступков с позиции их допустимости. Терминология хукма не укладывается в кораническую дихотомию «харам-халяль» и является дальнейшим развитием исламской мысли[2].

Виды хукмов

Существует следующие виды хукмов:

  1. Ахкам аль-хамса. В литературе по фикху человеческие поступки с позиции их допустимости разделены на пять степеней:
    1. обязательные (фард, ваджиб)
    2. рекомендуемые и одобряемые (суннат, мандуб, мустахабб)
    3. общедозволенные и нейтральные (мубах, джаиз)
    4. порицаемые (макрух)
    5. запретные (харам, мазхур)[1].
  2. Божественная мудрость. В Коране слово хукм имеет значение Божественной мудрости[3] или Божественного приговора (решения)[4]. В этом смысле Божественная мудрость распространяется на указания в Коране и Сунне, делая тем самым их обязательными. Такой хукм может быть основой для вынесения фетв[1].
  3. Установление или указание. Указание правителя или авторитетного лица, которое становится обязательным для подчиняющихся ему лиц[1].
  4. Хукм аль-иджтихади. Решение по правовому вопросу, разработанное на основании правовых источников или свободного суждения[1].
  5. Логическое суждение. Часть логической фигуры в общей формуле суждения по аналогии[1].
  6. Общее правило или установление. В научной литературе термин хукм широко употребляется в значении правила или установления, например «Правила правления» (аль-Ахкам ас-султания)[1].

История

Терминология допустимого сформировалась примерно к середине IX века; и, например, в работах аш-Шафии словом «макрух» обозначались однозначно запретные действия, которые позже бы обозначили словом «харам»[2]. Разработка хукма привела у некоторых богословов к возникновению философского восприятия мира как фундаментально делимого на разрешённую и запретную часть[2]. Абу Хамид аль-Газали обсуждал вопрос взаимоотношения хукма и дихотомии харам/халяль в книге «Воскрешение наук о вере» («Ихйа улум ад-Дин»)[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Ислам: ЭС, 1991, с. 282.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Lowry, 2006.
  3. Коран: 2:129, 3:48, 4:54 и т.д.
  4. Коран: 5:50, 6:57, 12:67 и т.д.

Литература