Хогг, Джеймс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джеймс Хогг

Джеймс Хогг (James Hogg; 17701835) — шотландский поэт, автор исторических баллад в стиле Вальтера Скотта; известен также под прозвищем «Этрикский пастух» (по месту своего рождения)[1]. Как поэт испытал сильное влияние Бёрнса. Помогал Скотту собирать народные песни и фольклор, написал о нём книгу воспоминаний. В Эдинбурге встречался с Байроном, Саути, Вордсвортом, который почтил его смерть элегией.

«Исповедь оправданного грешника»

Хогг обязан своей посмертной славой готическому роману «Исповедь оправданного грешника» (1824), основные мотивы которого могут быть прослежены к «Эликсирам сатаны» Э. Т. А. Гофмана[2][3].

Повествование ведётся от лица «ненадёжного рассказчика» (и не одного). Основной рассказчик — Роберт Рингим — в состоянии одержимости совершает серийные убийства (в том числе родного брата). Рингим приписывает внушение ему мыслей об убийстве демоническому двойнику, который подчиняет его себе и толкает на немыслимые поступки. Иногда главному герою кажется, что это русский царь Пётр, инкогнито путешествующий по Европе; он то и дело меняет внешность; подчас рассказчик не способен отделить себя от него.[4] В отношениях между ними критики находят нечто эротическое.[5] Постепенно становится ясно, что это всего лишь галлюцинация, проекция неосознанных желаний героя.[5] Это своего рода «второе я» главного героя, на которое тот перекладывает ответственность за свои неблаговидные поступки.[6]

Роман, долгое время забытый на родине, был открыт заново Андре Жидом в середине XX века. По мнению французского писателя, автор поднимает вопросы, близкие к проблематике Достоевского: можно ли оправдать убийство абстрактным благом человечества, имеют ли избранные свыше право на совершение убийства и т. д. Переведшая роман на французский язык Доминик Ори стала первым лауреатом премии за лучшую иностранную книгу (1948). Об «Исповеди оправданного грешника» к концу XX века накопилась солидная критическая литература (на английском). С неё ведёт отсчёт тема рокового двойничества в английской литературе («Владетель Баллантрэ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Поворот винта»). Киноведы проводят параллели между «Исповедью» и современными фильмами — «Американский психопат»,[7] «Бойцовский клуб»,[6] «Мементо» и т. д.

Переведен на русский язык: "Тайная исповедь и мемуары оправданного грешника", издательство "Носорог", 2022 г., ISBN 978-5-6046902-4-6


См. также

Источники

  1. Венгерова З. А. Гогг, Джеймс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Reinhard Heinritz and Sylvia Mergenthal. Hogg, Hoffmann, and their Diabolical Elixirs. // Studies in Hogg and his World, 7 (1996): 47-58.
  3. Patrick Bridgwater. The German Gothic Novel in Anglo-German Perspective. Rodopi, 2013. ISBN 9789401209922. P. 331.
  4. Susan Manning. The Puritan-Provincial Vision: Scottish and American Literature in the Nineteenth Century. Cambridge University Press, 1990. ISBN 9780521372374. Pages 105—106.
  5. 5,0 5,1 Ив Седжвик. Between Men: English Literature and Male Homosocial Desire. Columbia University Press, 1985. ISBN 9780231082730. Pages 102—110.
  6. 6,0 6,1 K. Sterling, «Dr Jekyll and Mr Jackass: Fight Club as a refraction of Hogg’s Justified Sinner and Stevenson’s Dr Jekyll and Mr Hyde», in S. O. Jaén and C. Gutleben, eds, Refracting the Canon in Contemporary British Literature and Film (Amsterdam: Rodopi, 2004), ISBN 9042010509, p. 84.
  7. D. Cojocaru. Confessions of an American Psycho: James Hogg’s and Bret Easton Ellis’s Anti-Heroes' Journey from Vulnerability to Violence. (недоступная ссылка) // Contagion: Journal of Violence, Mimesis, and Culture — Volume 15/16, 2008—2009, pp. 185—200.