Хедер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Учитель хедера в Подолье. XIX век

Хе́дер (идиш ‏חדר‏‎ хе́йдэр — начальная еврейская школа; восходит к ивр.חֶדֶר‏‎ — комната) — базовая начальная школа в традиционной еврейской ашкеназской религиозной системе образования.

Происхождение

Название хедер впервые упомянуто в XIII веке. В дальнейшем школы такого типа получили широкое распространение в среде ашкеназских евреев. Функционирование хедера в Белоруссии и в Польше в первой половине XVII века описано в книге Н. Ганновера «Иевен мецула» («Пучина бездонная»). Система, установленная в те времена, сохранялась в пределах Российской империи и в некоторых районах Австро-Венгрии вплоть до Первой мировой войны.

Система обучения

В хедере, как и в школах талмуд-тора, учились только мальчики, на 1-й ступени – от 3–5 до 9–10 лет, на 2-й ступени – до 13 лет. Однако если талмуд-тора была общинным учреждением для поддержки бедных детей, чьи родители не могли вносить плату за обучение, хедер был частной школой, и его учитель (меламед от иврит. обучающий) получал плату от родителей (для санкционирования такой платы потребовались юридические ухищрения галахических авторитетов, ибо считалось, что обучение законам веры должно осуществляться как мицва, то есть бесплатно).

Перед поступлением в хедер мальчик проходил через специальные "проводы" в синагоге, где ему читали вслух 10 заповедей. На следующий день его отводили в дом учителя.

Тем не менее, община контролировала обучение в хедере и устанавливала определённые правила и ограничения частной инициативе меламеда. Согласно школьному статуту Кракова (1511), в хедере не могло обучаться одновременно более 40 учеников. У учителя могли быть специальные помощники (идиш: белферз, единственное число белфер). Однако на практике нагрузка учителя была значительна; в одном классе одновременно могли обучаться ученики трёх возрастных групп. В младшей группе (дардике, с трёх лет) школьники обучались азбуке и чтению еврейских текстов без перевода. В следующей группе (с пяти лет) изучалось Пятикнижие с комментариями Раши и начальные сведения о Талмуде. Старшие ученики (с восьми лет) более углублённо занимались Талмудом.

Светские учебные дисциплины в хедере не изучались. Занятия проходили с раннего утра до семи-восьми часов вечера. Практиковались телесные наказания строптивых учеников, для чего существовал специальный кнут (канчик). Считалось, что преподавание не требовало специальных знаний, и труд учителя ценился невысоко. По окончании хедера юноша мог под руководством раввина или образованных членов общины продолжить изучение Талмуда в училище при синагоге (бейт-мидраш) или поступить в иешиву. Однако для значительной части жителей штетла (см. Местечко) образование ограничивалось учёбой в хедере.

В Новое Время

Хедер, Бней-Брак, Израиль, 1965
Хедер, Бней-Брак, Израиль, 1965

Со времени Хаскалы хедер подвергался яростной критике со стороны тех, кто получил светское образование; приверженцы Хаскалы (маскилим) особенно возмущались примитивной методикой обучения. Ненависть к сложившейся системе образования ярко выражена в произведениях И. Б. Левинзона, И. Л. Гордона, П. Смоленскина и многих других. Однако в Российской империи только в конце XIX в. смогла реализоваться попытка реформации хедера (так называемый хедер метуккан) на основе идеологии палестинофильства (Ховевей Цион) и, позднее, сионизма. Реформированные хедеры размещались в просторных помещениях, здесь преподавали историю еврейского народа, географию Эрец-Исраэль, грамматику иврита, в некоторых случаях даже русский, польский или немецкий языки. Несмотря на ожесточённое сопротивление ортодоксально-религиозных кругов, ассимиляторов и властей, школы системы «хедер метуккан» оказали влияние на становление новой системы еврейского образования.

См. также

Литература

Ссылки