Фонтан Четырёх рек

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Фонтан Четырёх рек

Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) — один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на Пьяцца Навона. Сооружён в 16481651 годах по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини.

В 1644 году папа Иннокентий X решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. На самом деле этот псевдоегипетский обелиск был создан при Домициане. В 309 году Максенций демонтировал его с храма Исиды и Сераписа на Марсовом поле с тем, чтобы украсить цирк в своём загородном поместье. В раннем Средневековье обелиск упал и раскололся, но был отремонтирован в 1648—1649 годах с тем, чтобы увенчать собою новый фонтан. Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

Вначале Бернини не был допущен к участию в конкурсе из-за своей неудачи с возведением колоколен собора Св. Петра. Фонтан по замыслу папы призван был выразить идею торжества католической контрреформации после решений Тридентского собора. Первый эскиз композиции выполнил Франческо Борромини, ему же принадлежит идея установки в центре фонтана обелиска и аллегорических фигур четырёх рек, символизирующих господство католической церкви во всём мире: Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы. Четыре реки должны были ассоциироваться также с четырьмя частями света (Африкой, Азией, Европой и Америкой) и четырьмя реками Рая. Однако проект показался папе слишком простым. Вечный соперник Борромини — Бернини подготовил свой проект фонтана, беззастенчиво позаимствовав идею композиции, но придав ей бóльшую динамику. Покровитель Бернини, князь Никколо Лудовизи, будучи женат на племяннице папы, исхитрился поставить терракотовый макет фонтана работы Бернини в папской столовой. Иннокентий Х был впечатлён гармонией скульптуры и архитектуры, отменил конкурс и велел Бернини без промедления заняться сооружением фонтана[1].

Бернини придумал поставить обелиск не на обычном постаменте, а, рискуя прочностью, на искусственной пещере — гроте. Символика обелиска как отражения божественного света заимствована из трудов иезуита А. Кирхера, египтолога-любителя, предлагавшего фантастическую интерпретацию начертанных на обелисках иероглифов, которые в то время еще не были расшифрованы. По теории Кирхера обелиск выражает идею света, нисходящего в хаос материи. Этот хаос изображает грот, из которого вытекают четыре реки. В пещере Бернини поместил фигуру льва (солнечный знак) и гиппопотама (знак воды). На фигуру Нила указывает ствол пальмы. Рядом с Дунаем из пещеры показывается морской конь. Нил закрыл голову плащом, а Рио де ла-Плата поднимает руку, чтобы заслонить глаза от слепящего света, исходящего от обелиска. Обелиск венчает изображение голубя с ветвью оливы в клюве — эмблема семьи Памфили, из которой происходит папа Иннокентий Х, Божественного слова и мира[2]. Позднее был придуман анекдот, будто фигура поднимает руку, чтобы заслониться от грозящего обвалиться фасада церкви Сант-Аньезе ин Агоне, возведенного позади фонтана Ф. Борромини. На самом деле фасад был построен позднее, но Борромини был главным и самым язвительным критиком неудачной работы Бернини по возведению колоколен собора Св. Петра.

Фигуры четырёх рек по рисункам Бернини создавали скульпторы, ученики Бернини: Антонио Раджи высек фигуру Дуная, Джакомо Фанчелли — фигуру Нила, Клод Пуссен — фигуру Ганга, Франческо Баратта — фигуру Рио де Ла-Плата[3]. По сторонам Фонтана четырёх рек, на краях удлинённой площади, находятся Фонтан Мавра и Фонтан Нептуна, также работы учеников Бернини (завершены в XIX в.).

Примечания

  1. Roman Fountains by Bernini. — Rome: Fratelli Palombi, 1999. —P.21
  2. Власов В. Г.. «Фонтан рек» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 162
  3. Roman Fountains by Bernini. — Rome: Fratelli Palombi, 1999. — P.27

Ссылки