Фартусов, Виктор Доримедонтович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Доримедонтович Фартусов
Учёба Московское училище живописи

Ви́ктор Доримедо́нтович Фарту́сов (26 октября 1840, Москва — не ранее 1914) — русский художник, иконописец, писатель, академик.

Биография

Родился 26 октября 1840 года в Москве в семье московского цехового резчика по дереву Доримедонта Фартусова и с детских лет обучался резному мастерству под руководством отца[1].

Учился в воскресных классах при Строгановском училище, после чего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1858—1868; «записан на имя» члена Московского художественного общества Александра Бруни) у Сергея Зарянко, Евграфа Сорокина. За картину «Поселянин благодарит преподобного Сергия за воскрешение сына» (1869) Виктор получил звание классного художника 3-й степени, в 1870 году он написал две иконы для церкви Святой Софии в Средних Садовниках в Москве: «Всех Скорбящих Радость» и «Сошествие Святого Духа», и за них получил звание классного художника 2-й степени, в 1873-м — классного художника 1-й степени за картину «Жёны-мироносицы у Гроба Спасителя».

Участвовал в написании икон для храма Христа Спасителя в Москве. Академик исторической живописи (с 1883 года, за живописные работы для храма Христа Спасителя). Действительный член Церковно-археологического отдела Московского общества любителей духовного просвещения.

Для Московского педагогического музея выполнил модели Ноева ковчега, Скинии Моисеевой, 1-го и 2-го Иерусалимских храмов, храма Гроба Господня в Иерусалиме, Силоамской купели. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Московского Кремля (1882—1885). Необычным белокаменным иконостасом со стеклянной мозаикой, устроенным Фартусовым, была известна церковь Ржевской иконы Божией Матери[2].

В 1902 году разработал проект реформирования школы иконописцев при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По мнению Фартусова, для занятий иконописью «лучше выбирать таких, которые, будучи не глупыми, почему-либо к наукам ленивы и малоспособны, но зато по природной наклонности и их любви к искусству чертили разнообразные рисунки и увлекались этим»[3].

Из литературной деятельности наиболее известна фундаментальная работа Фартусова «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев», изданная в 1910 году, которая содержит подробные указания по написанию образов святых угодников Божиих согласно канонам, основанным на исторических и археологических сведениях.

Семья

  • Отец — Доримедонт Филиппович Фартусов, был крепостным крестьянином ярославского помещика Шувалова и впоследствии был вольноотпущенным; московский цеховой резчик по дереву.
  • Брат — Михаил Дормидонтович Фартусов, живописец[4].
  • Сын — Алексей Викторович Фартусов (1882—1929), художник, захоронен на Новодевичьем кладбище[5]
  • Правнук — Фёдор Алексеевич Фартусов (1926—1994), режиссёр[6].

Труды

  • Об изображениях Воскресения Христа, явления Спасителя Жёнам-Мироносицам, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Реферат, читанный 17 апреля 1901 в заседании Церковно-археологического отд. при Обществе любителей древней письменности. — М., 1901;
  • Что желательно для поднятия современного иконописания. — М., 1901;
  • По вопросу о наблюдении за иконописанием // Московские церковные ведомости, 1901, № 8;
  • Об изображениях Благовещения Пресвятой Богородицы и посещении ею Елизаветы. Реферат.. в заседании ЦАО при ОЛДП // Там же, 1901, № 16.
  • Из жизни иконописцев. — Москва : типо-лит. Г. И. Простакова, 1902
  • Об изображении на иконе отроков вавилонских: Анании, Азарии и Мисаила [Текст] : читано в заседании Церковно-археологического отдела 27 сентября 1906 г Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906
  • Изображения священных событий Библии и церковной истории Москва, 1910
  • «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих. Пособие для иконописцев». — М., 1910. часть 1 (Сентябрь — Февраль), часть 2 (Март — Август)
  • Описание моделей Ноева ковчега, скинии Моисеевой, первого и второго иерусалимских храмов, купели при Втором храме, гроба господня и вертепа Вифлеемского Москва : Гор. тип., 1914

Примечания

  1. Фартусов В. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года: опыт пособия для иконописцев. Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine — Русский хронограф, 2002. — 451 с.
  2. Церковь Ржевской Божьей Матери у Пречистенских ворот. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
  3. Армеева Л. А. УЧИЛИЩЕ ИКОНОПИСАНИЯ ПРИ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ В 1885–1918 ГГ.: ПОПЫТКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИКОНОПИСАНИЯ // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2011. — Вып. 2 (5). — С. 200. Архивировано 21 декабря 2014 года.
  4. Фартусов Михаил Дормидонтович. Ф. 789 Оп. 11 1880 г. Д. 98. (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.
  5. Новодевичий некрополь. Алексей Владимирович Фартусов.. Дата обращения: 21 декабря 2014. Архивировано 9 августа 2021 года.
  6. Кривченко Любовь. О Федоре Фартусове, который любил эту землю. «Словесница Искусств». Дата обращения: 21 декабря 2014. Архивировано 21 декабря 2014 года.

Ссылки