Фантастическая поэзия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Фантастическая поэзия (англоязычной терминологии также: «спекулятивная поэзия» (англ. speculative poetry) — поэзия воображаемых миров) — разновидность фантастической литературы (научной фантастики, фэнтези и хоррора), использующая стихотворную форму.

Фантастическая поэзия в современной литературе

Начиная приблизительно с середины XX века, а особенно с начала 1970-х годов, регулярно издаются англоязычные антологии фантастической поэзии.[1] В 1978 году в США была основана Ассоциация научно-фантастической поэзии  (англ.), которая объединяет читателей и писателей, интересующихся фантастической поэзией[2]. Ассоциация ежегодно присуждает премию Райслинга  (англ.) за лучшее поэтическое произведение в научной фантастике, фэнтези и хорроре[3], названную в честь литературного героя из рассказа Хайнлайна «Зелёные холмы Земли». Премия присуждается в двух номинациях: лучшее длинное стихотворение и лучшее короткое стихотворение. Номинированные на премию произведения публикуются в антологии Rhysling[4]. В 2008 году специальный титул Грандмастера премии Райслинга получил Рэй Бредбери[5]. Премия Сайдвайз за лучшее произведение в жанре альтернативной истории в номинации «лучшее произведение малой формы» может вручаться за стихотворение, премия читателей журнала «Азимов» — за стихотворение, премия Брэма Стокера организации «Horror Writers Association» в категории «сборник поэзии» и премия «Балрог» в номинации «поэт».

В России начиная с 1989 года вышло несколько антологий фантастической поэзии[⇨], а также книжная серия «Альтернативный Пегас» в составе 7 книг (2001)[⇨].

На ежегодной международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон» проводятся дискуссии и семинары по фантастической поэзии. В 2005 и 2007 годах эти семинары проводила Мария Галина — известный поэт и писатель-фантаст, «автор поэмы „Катти Сарк“ и многих других стихов с „фантастическим уклоном“»[6].

В периодике фантастическая поэзия часто появляется в литературных журналах, специализирующихся на фантастической литературе. Изредка встречаются небольшие журналы, посвящённые исключительно фантастической поэзии: так, в США с 1984 года выходит журнал «The Magazine of Speculative Poetry», а также журнал «Scifaikuest», публикующий только фантастическую поэзию в жанрах хайку, танка, сэнрю и хайбун.[7]

Направления

Научно-фантастическая поэзия

В русской литературе конца XIX — начала XX века нередким было обращение к теме жизни на других планетах и у других звёзд в лирике символизма (в частности, у Фёдора Сологуба и Валерия Брюсова). По мнению А. Ф. Бритикова, русская литературная традиция научно-фантастической поэзии началась с ранних образцов в творчестве Валерия Брюсова, Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского и получила дальнейшее развитие в творчестве прежде всего ленинградских поэтов 1960—1970-х годов — В. Шефнера, О. Тарутина и других; так, книгу Олега Тарутина «Зеница ока» (1979) Бритиков называет первым русским сборником фантастической поэзии[8]. Среди заметных явлений научно-фантастической поэзии того времени называют также стихотворения Юрия Кузнецова («Змеиные травы», «Атомная сказка» (1968) и другие), поэму «Струфиан» (1974) Давида Самойлова[9]. В литературе 1990-х годов к данному жанру можно отчасти отнести творчество Дмитрия Быкова (например, стихотворение «Постэсхатологическое» (1991), поэму «Версия» (1993), излагающую вариант альтернативной истории послереволюционной русской литературы)[9]. В XXI веке фантастическая поэзия представлена в творчестве Марии Степановой[9]; одним из наиболее заметных явлений стало также творчество Фёдора Сваровского (предшественником которого выступил в стихах 1990-х годов Андрей Родионов): как отмечала критик Людмила Вязмитинова,

оба обратились к трэшевым, почти бульварным космическим сюжетам. С одной стороны, это самый массовый вид фантастики, а герои обоих поэтов — представители именно демократических «широких масс». С другой стороны, фантастика — наиболее удобный материал для формирования интонации, в которой ирония сочетается с экзистенциальной глубиной[10].

Англоязычная научно-фантастическая поэзия, как утверждается, оформилась в качестве отдельного литературного явления в начале 1970-х годов как продукт «Новой волны» в научной фантастике[11]. Создание в 1978 году американской Ассоциации научно-фантастической поэзии подтвердило появление нового литературного направления. В 1981 году Эндрю Джорон писал, что за последнее десятилетие в США «удалось создать традицию, закрепившую и определившую жанр» научно-фантастической поэзии[12].

Одним из признанных примеров научно-фантастической поэзии является поэма шведского Нобелевского лауреата Харри Мартинсона «Аниара» (1956), действие которой происходит внутри космического корабля.

Поэзия фэнтези

Поэзия фэнтези нередко входит в состав романов, принадлежащих к этому жанру; известными примерами являются произведения Дж. Р. Р. Толкина, Г. Л. Олди, Марии Семёновой.

В сборнике фантастической поэзии современных российских авторов «Магическая механика»[13] раздел «Волшебное прошлое», по словам составителя, посвящён фэнтези[14].

Альманах «Конец эпохи» (1996—2011) публиковал поэзию и прозу фэнтези[15].

Среди поклонников Толкина и ролевых игроков широко развита любительская поэзия фэнтези (см. также: менестрель). Представители: Тэм Гринхилл, Йовин и др.

Поэзия ужасов

В своём классическом эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» Г. Ф. Лавкрафт называет Эдгара По создателем современной литературы ужаса — как прозаической, так и поэтической — «в её окончательном и совершенном виде»:

Космический ужас заполняет и стихи, и рассказы По. Ворон, который стучит прямо в сердце, вампиры, которые бьют в колокола, склеп Улялюм октябрьской чёрной ночью, странные шпили и куполы на морском дне, «дикая волшебная звезда, что мерцает нам сквозь года» — все это и многое другое злобно смотрит на нас из маниакальных страхов в бурлящем поэтическом кошмаре.[16]

Среди более современных певцов «космического ужаса» Лавкрафт выделяет Кларка Эштона Смита (поэма «Любитель гашиша» и др.).

Наконец, сам Г. Ф. Лавкрафт является не только прозаиком, но и заметным представителем поэзии ужасов (цикл сонетов «Грибы с Юггота» и др.).

Международная организация «Horror Writers Association» присуждает ежегодную Премию Брэма Стокера за достижения в жанре литературы ужасов, в том числе в категории «Поэтический сборник» (Bram Stoker Award for Best Poetry Collection).

Дискуссии в литературоведении

Цветан Тодоров в книге «Введение в фантастическую литературу» выражает сомнения в возможности существования фантастической поэзии. Тодоров пишет, что поэзия по своей сути неизобразительна, «поэтический образ — это сочетание слов, а не вещей», то есть поэтический текст следует воспринимать на уровне последовательности слов, а не обозначаемых ими предметов.

«Теперь нам понятно, почему поэтическое прочтение представляет собой препятствие для фантастического. Если, читая текст, мы отвлекаемся от всякой изобразительности и рассматриваем каждую фразу всего лишь как сочетание семантических признаков, то фантастическое возникнуть не может… для его возникновения требуется наличие реакции на события, происходящие в изображаемом мире. Поэтому фантастическое может существовать только в вымысле; поэзия фантастической не бывает (хотя и существуют антологии „фантастической поэзии“…)».[17]

С Тодоровым соглашается Джессика Салмонсон: замечая, что фантастическое представляет собой «образную реальность» (figurative reality), в то время как фантастическая поэзия в целом лишена создающих эту образную реальность элементов (персонажей, событий и действия), она приходит к выводу, что «идея фантастической поэзии, в сущности, — инструмент сообщества (device of community)», полезный для объединения писателей, но лишённый теоретического значения[18].

Издания

Сборники

На русском языке:

  • Кибернетический Пегас: Наука и фантастика в русской и советской поэзии / Сост. Лев Куклин. Л.: Детская литература, 1989. 256 с. ISBN 5-08-000191-7
  • Лазурный луч / Сост. Михаил Латышев. М.: Терра, 1996. 382 с. (Серия: Четвёртое измерение). ISBN 5-85255-629-7
  • Серия антологий, составленных Сергеем Неграшем:
  • Магическая механика. Рига: Снежный ком, 2008. 272 с. ISBN 978-9984-816-10-4
  • Состоит из 3 частей: «Волшебное прошлое» — фэнтези, «Чудесное настоящее» — мистика и гротеск, «Фантастическое будущее» — футурология[14]
  • Мифическая механика. Рига: Снежный ком, 2008. 256 с. ISBN 978-9984-816-15-9, ISBN 978-9984-816-14-2
  • Мистическая механика. СПб.: АураИнфо, 2010. 204 с. ISBN 978-5-86983-206-1
  • Мировая механика. СПб.: Северо-Запад; АураИнфо, 2010. 240 с. ISBN 978-5-7906-0250-4
  • Стихи о вампирах / Сост. И. Осипов. М.: Эксмо, 2011 г. Серия: Народная поэзия. Тираж: 3000 экз. Тип обложки: твёрдая. Формат: 60x90/32 (107x140 мм). Страниц: 272. ISBN 978-5-699-49153-7

На английском языке:

Подробную библиографию англоязычных антологий фантастической поэзии см. на сайте Science Fiction Poetry Association.

Книжные серии

На русском языке:

  • «Альтернативный Пегас», составители Александр Олексенко и Андрей Балабуха[19]:
  • Вячеслав Рыбаков. Обрывки исповеди. СПб.: Лань, 2001. 64 с. ISBN 5-8114-0381-X
  • Владимир Михайлов. Разнолетье. СПб.: Лань, 2001. 72 с. ISBN 5-8114-0384-4
  • Андрей Балабуха. Эпициклы. СПб.: Лань, 2001. 96 с. ISBN 5-8114-0386-0
  • Сергей Снегов. Явь и видения. СПб.: Лань, 2001. 96 с. ISBN 5-8114-0385-2
  • Лев Вершинин. Неактуальные баллады. СПб.: Лань, 2001. 184 с. ISBN 5-8114-0382-8
  • Евгений Лукин. Ой да… СПб.: Лань, 2001. 128 с. ISBN 5-8114-0383-6
  • Николай Романецкий. Тоники. Сага о кольце Сидора. СПб.: Издательство Сидорович, 2013. 96 с. ISBN 978-5-905909-32-0

Примечания

  1. См. библиографию англоязычных антологий фантастической поэзии на сайте Science Fiction Poetry Association.
  2. Science Fiction Poetry Association
  3. SFPA Rhysling Anthology
  4. Official list of Rhysling Award winners
  5. Литературные новости. События фантастического мира. «Мир фантастики».
  6. Аркадий Штыпель. Сначала мысль. Ч. 2 Архивная копия от 8 мая 2013 на Wayback Machine // Реальность фантастики. 2005. № 6 (22).
  7. The Magazine of Speculative Poetry, Scifaikuest
  8. Бритиков А. Ф. Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра Архивная копия от 16 июля 2008 на Wayback Machine. СПб., 2000.
  9. 9,0 9,1 9,2 Аркадий Штыпель. Сначала мысль. Ч. 1 Архивная копия от 25 февраля 2012 на Wayback Machine // Реальность фантастики. 2005. № 5 (21).
  10. Вязмитинова Л. Глас вопиющих в вакууме // Новое литературное обозрение. № 87 (2007).
  11. По мнению Майка Аллена — президента Ассоциации научно-фантастической поэзии (Speculative Poetry: A Symposium, Part 1 of 2).
  12. Andrew Joron. Is This Poetry or Is It Science Fiction? // Portland Review 4, 27 (1981). P. 2.
  13. Антология «Магическая механика» на сайте «FantLab».
  14. 14,0 14,1 Литературные новости. Магическая механика. «Мир фантастики».
  15. Конец эпохи — литературный альманах (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 октября 2011. Архивировано 13 марта 2012 года.
  16. Говард Ф. Лавкрафт. Сверхъестественный ужас в литературе.
  17. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1997. Гл. 4.
  18. Jessica Amanda Salmonson. The Non Existence of «Poetry of the Fantastic»: Commentary on a Theory // Star*Line 9 (January/February 1985). P. 6-7.
  19. «Альтернативный Пегас»

Литература

  • Scott E. Green. Contemporary Science Fiction, Fantasy and Horror Poetry: A Resource Guide and Biographical Directory. Greenwood Press, 1989. ISBN 0-313-26324-8, ISBN 978-0-313-26324-8
  • Suzette Haden Elgin. The Science Fiction Poetry Handbook. Sam’s Dot Publishing, 2005. ISBN 1-930847-81-5
  • S. T. Joshi. Emperors of Dreams: Some Notes on Weird Poetry. Prea' Press, 2008. ISBN 978-0-9804625-3-1

Ссылки