Учебник

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Уче́бник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения; вид учебной литературы.

Определение

Согласно БСЭ учебник — это книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы; создаются для каждой ступени образования и вида учебных заведений, а также для самообразования, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. Учебник является составной частью учебного комплекса (учебник, сборник задач и упражнений, хрестоматии, справочники и словари, материалы для самостоятельной работы учащихся)[1].

В БРЭ учебник — это книга с систематическим изложением основ знаний в определённой области, вид учебной литературы[2].

История учебника

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные таблички. В настоящее время считается, что первым письменным учебником в истории была древнеегипетская книга Кемит. В античном мире было создано большое количество учебников, традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII—XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В Средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближенных к современному образцу, был изданный в 1658 году «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, который предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

Учебники в России

Считается, что в России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Фёдоровым в 1574 году.

Во второй половине XVII века один только Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг были доступны для разных слоёв населения (буквари стоили 1 копейку).

«Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 году, выдержало 146 изданий.

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. В 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы[3]. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Издательство, которое специализировалось на выпуске учебной литературы в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4—5 лет; учебники для вузов служили ещё дольше. Для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.

См. также

Примечания

  1. Учебник / Терехов И.М. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Учебник / Зуев Д.Д. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» 12 февраля 1933 года. Дата обращения: 25 июня 2015. Архивировано 10 марта 2016 года.