Тразамунд (король вандалов)

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тразамунд
ванд. Thrasamund;
лат. Thasamunds, Thisamunds, Thirasamudus;
греч. Τρασαμοῦνδος
Серебряная монета короля Тразамунда в 50 динариев (13 мм, 1.01 г). Монетный двор КарфагенаСеребряная монета короля Тразамунда в 50 динариев (13 мм, 1.01 г). Монетный двор Карфагена
496 — 523
Предшественник Гунтамунд
Преемник Хильдерих

Дата смерти 523
Отец Гензон
Дети Амалаберга (?)

Тразамунд (Трасамунд, Фрасамунд) — король вандалов и аланов, правил в 496 — 523 годы. Сын Гензона, внук Гейзериха, брат Гунтамунда.

Правление

Происхождение и вступление на престол

После смерти Гунтамунда в 496 году старшим в роде стал его брат Тразамунд, который без всякого сопротивления и вступил на престол. Тразамунд был примером в большой степени романизованного вандала. Он отличался относительно высокой (в какой степени это было возможно в то время) образованностью, любовью к поэзии, определенной степенью великодушия. Прокопий Кесарийский описывает его, как очень красивого внешне и одаренного большой осмотрительностью и великодушием человека[1]. Он даже собрал при своём дворе кружок поэтов. Недаром одним из его деяний стало освобождение Драконция. Драконций был не только поэтом и адвокатом, но и членом сенаторского сословия (vir clarissimus), и его освобождение становилось жестом примирения по отношению к верхам афро-римского общества[2].

Король вандалов Тразамунд описывается как «король-ученый» в ряде стихотворений VI века. Более конкретно, в одном стихотворении Флорентина восхваляются благоговение, дальновидность, храбрость, хорошее образование и интеллект Тразамунда, при этом утверждается, что с таким королём «цитадель Карфагена неизменно сияет». Флорентин, по сути, лепит Тразамунда по тому самому «образцу римского императора» и изображает его как создавшего благоприятную культурную среду для научных дебатов, в том числе по вопросам теологии.

Церковная политика

Надпись на церковном своде в Эль-Гуссе, регион Фериана, Тунис, датированная 26-м годом правления короля Тразамунда (522 год нашей эры). Имя короля видно в правом нижнем углу. Археологический музей Сбейтлы

Продолжил гибкую политику по отношению к христианам-ортодоксам. Сам Тразамунд оставался ревностным арианином и в целом продолжил антиортодоксальную политику брата и дяди, но ещё больше смягчил её. Как и Хунерих, он пытался распространить арианство среди никейцев-ортодоксов, но отказался от насильственного обращения, пытаясь в ходе диспутов, прежде всего, убедить своих ортодоксально-никейских противников в истинности арианской веры. По словам Прокопия Кесарийского, он вынуждал христиан-ортодоксов менять свою веру, не мучая их, как бывшие до него правители, но предлагая им за это почести, высокие должности и одаряя деньгами, а в том случае, если их не удавалось склонить к этому, он делал вид, что совершенно не знает, кто они такие. Правда, после нескольких неудачных попыток убедить никейцев-ортодоксов, Тразамунд и арианские иерархи отказались от теологических диспутов. Не брезговал он и подкупом, деньгами склоняя ортодоксов-никейцев к переходу в арианство. Когда кто-либо случайно или умышленно совершал тяжкое преступление, он предлагал, в случае перемены веры, в качестве награды не подвергать их наказанию за то, в чём они провинились[3][4].

В отличие от Прокопия Кесарийского Исидор Севильский давал другую оценку деятельности Тразамунда: «Полный арианской ярости он преследовал католиков, закрывал их церкви, выслал изо всей африканской католической церкви 120 епископов на Сардинию в ссылку»[5]. О преследовании исповедовавших никейское христианство во времена Тразамунда писал и Григорий Турский[6]. Однако и Григорий Турский, и Исидор Севильский не были современниками тех событий, к тому же они как священнослужители обязаны были защищать церковь от арианской ереси и для них уже сам король-арианин был врагом. К тому же Григорий Турский, видимо, путает Тразамунда с Гейзерихом. Так, что создаётся впечатление о добрых отношениях к христианам-ортодоксам во времена Тразамунда. Исидор Севильский особо отмечает, что «в его время сиял в вере Фульгентий, епископ Руспи»[7].

В то же время Тразамунд стремился не дать возможности никейской Церкви превратиться во влиятельную силу. С этой целью наиболее влиятельные епископы, включая Евгения Карфагенского, снова были изгнаны. Согласно эдикту Тразамунда, ставшие вакантными епископские кафедры более заниматься никем не могли. Это в перспективе лишало никейско-ортодоксальную Церковь её организационной структуры[8].

Поражение от берберов

Такая двойственная, но в целом более мягкая позиция объяснялась в первую очередь политическими резонами. В правление Тразамунда берберская опасность становилась ещё более грозной. Сухопутные границы Вандальского королевства стали районом почти бесконечных войн. К берберам (маврусиям), идущим из пустыни и гор, порой присоединялись колоны и рабы, жившие в самом королевстве. С их помощью берберы разоряли или даже полностью уничтожали многие города, а иногда прорывались до самого средиземноморского побережья. В Триполитании это были не завоевательные, а чисто грабительские набеги, но от этого их удары не становились менее болезненными. А в Мавретании образовывались берберские государства, так что территория, подконтрольная вандальскому королю в западной части государства, постоянно сокращалась. Берберы стали вторгаться даже в Зевгитану и Бизацену.

В правление Тразамунда вандалам выпало на долю потерпеть от берберов такое поражение, какого до тех пор они никогда ещё не терпели. Над берберами, жившими около Триполи, правил Каваон, талантливый военачальник и весьма проницательный вождь. Узнав от своих лазутчиков, что вандалы идут на него войной, он приготовился к нападению следующим образом: в качестве укрепления поставил по кругу наискось верблюдов с сидящими на них лучниками, сделав глубину фронта приблизительно в двенадцать верблюдов. Детей, женщин и всех, кто был небоеспособен, вместе с ценностями он поместил в середине, а всем боеспособным воинам он приказал находиться между ногами животных, прикрывшись щитами. Кони в вандальском войске, почуяв незнакомый запах верблюдов и приходя в волнение от их вида, остановились и никак не шли против врагов (военная хитрость, к которой и ранее прибегали многие другие полководцы). Вандалы, которые были опытными всадниками, совершенно не умели сражаться пешими. К тому же, не располагая ни луками, не дротиками, они не в состоянии были нанести врагам урон издали. Маврусии же, напротив, находясь в безопасном положении, посылали против них тучи стрел, и дротиков, без труда убивая их коней и их самих. Вандалы обратились в бегство. Маврусии их преследовали и многих убили, а некоторых взяли в плен; очень немногие от этого войска вандалов вернулось домой. Берберо-мавританские племена многократно нападали на вандалов, глубоко проникая в их территорию. Города Тамугади (Тимгад) и Багаи были захвачены и разрушены[9][10].

Внешняя политика

В таких условиях Тразамунд предпочёл не ссориться ни с Византийской империей, ни с могучим Королевством остготов. С императором Анастасием ему удалось установить относительно добрые отношения, тем более что Анастасию приходилось уделять основное внимание персидской границе, где существовала постоянная угроза со стороны Государства Сасанидов, так что положение в Африке его не очень-то тревожило. Портрет Анастасия со всеми его титулами появляется на вандальских монетах. Чтобы лишний раз императора не раздражать, Тразамунд предпочитал и к своим никейско-ортодоксальным подданным относиться более или менее терпимо. Прокопий Кесарийский даже утверждал, что Тразамунд «с василевсом Анастасием был в большой дружбе»[11].

Ещё при Гунтамунде, вандалы полностью утратили контроль над Сицилию, и вандальские короли пытались вернуть этот остров. Это обостряло отношения между ними и остготами. Тразамунд пошёл по другому пути. После того как у Тразамунда умерла жена, от которой он не имел детей, он, стремясь как можно надежнее укрепить свою власть, отправил послов к королю остготов Теодориху Великому, прося у него в жены сестру его Амалафриду, у которой незадолго перед этим умер муж, а в качестве приданого потребовал себе Сицилию. Вероятно в 500 году, Теодорих выдал свою овдовевшую сестру за Тразамунда[12]. Правда, весь остров Тразамунд получить не сумел, но приобрел таким образом западносицилийский город Лилибей и его округу. При этом границы между владениями вандалов и готов были четко разделены, и была установлена чуть ли не настоящая граница. Известен пограничный камень с надписью: «Граница между вандалами и готами» (fines inter Vandalos et Gothos). С другой стороны, Теодорих, следуя своей матримониальной политике, надеялся вовлечь Тразамунда в возглавляемую им политическую систему и оказать влияние на политику вандальского короля. Для этого Амалафриду сопровождала тысяча видных остготов и пять тысяч верных рабов. Этот могучий отряд должен был стать материальной опорой вандальской королевы и в случае непредвиденных событий обеспечить соблюдение остготских интересов. Такой политикой Тразамунд стремился обеспечить хорошие отношения с двумя наиболее сильными государствами Средиземноморья — Империей и Остготским королевством. Располагая двумя такими мощными союзниками, Тразамунд казался для современников самым сильным и могущественным из всех правивших вандалами до этих пор вождей, но это могущество оказалось обманчивым.

В то же время он не пренебрегал и собственными интересами. В конце первого десятилетия VI века обстановка в Средиземноморье резко обострилась. С одной стороны, франки и бургунды, несмотря на все попытки Теодориха помешать этому, напали на вестготов и разгромили их, так что Теодорих был вынужден вмешаться. С другой, император направил свой флот к берегам Италии явно с враждебной по отношению к Теодориху целью. В этих условиях Теодорих направил в Карфаген патриция Агнелла с целью привлечь Тразамунда к союзу и, может быть, военным действиям. Однако Тразамунд, не желая ссориться с Анастасием, предпочёл соблюдение полного нейтралитета. Флот Тразамунда не вышел в море, когда военно-морские силы Восточно-Римской империи в 507 или 508 году опустошали побережье Нижней Италии и мешали Теодориху вовремя двинуться в Галлию, на помощь вестготам. А когда Теодорих посадил на вестготский трон своего внука Амалариха и стал его опекуном, создав тем самым общеготскую державу, Тразамунд почувствовал особую опасность. В 510 или 511 году сводный брат Амалариха Гезалех, разбитый остготским экспедиционным корпусом, был изгнан из Испании бежал в Карфаген. Тразамунд принял его вполне дружелюбно и даже снабдил его некоторой суммой денег. Кроме этого, он, правда, реальной помощи Гезалеху не оказал, и тот вскоре покинул Африку и направился в Галлию, где и был убит. Теодорих воспринял этот приём, а тем более снабжение Гезалеха деньгами, как недружественный акт, и в районе Лилибея дело дошло до столкновений между вандалами и готами. Теодорих направил Тразамунду послание с претензией:

«Хотя мы, желанные отдаленным королям, для укрепления согласия отдали племянниц и по воодушевлению божьему сочетали [с ними] дочерей, но ни с кем мы не полагали, что связаны до некоторой степени подобно [как с вами], ибо мы создали вашу связь с нашей единокровной сестрой — единственным прославлением рода Амалов — женщиной, подобающей вашему благоразумию, которая не только вызывает почтение королевским достоинством, сколько может быть необыкновенной советом.
Но я изумляюсь вам, обязанным этим благодеянием, [и тому], что Газалех, который с врагами нашими, пока мы оказывали ему поддержку, был тесно связан, под вашу защиту был принят так, что он, который пришел к вам покинутый могуществом и лишенный удачи, внезапно снабженный богатым имуществом, как доказывают [о нем], был отправлен к другим народам — он, который хотя не смог, с божьей помощью, ничему причинить вред, но открыл характер ваших замыслов.
Чего ожидают права чужеземцев, если такого было достойно родство? Поистине, если по причине милосердия он [Газалех] был принят в вашем королевстве, он должен был быть [там] задержан. Если от близости наших [границ] он был удален, не нужно отправлять его в другие королевства с богатствами, чтобы не откликнулись они [королевства], враждебные, [ибо] они [богатства], безусловно, создали наш спор».

Из письма Теодориха Тразамунду

Тразамунд признал своё бессилие и извинился словом и делом, послав Теодориху некоторое количество золота. Однако остготский король, прекрасно понимая невозможность одновременно бороться на разных фронтах, предпочел не углублять разногласия. Предложенное золото было отвергнуто, письменное оправдание принято:

«Недавно мы упрекнули вас за отъезд коварного Газалеха, некогда короля, но вы, помня о вашей знатности, под руководством истины провозгласили нам свершение дела чести. … Но мы не обладаем дарами посланного золота, чтобы вы сами постигли, что с помощью справедливости была приведена в движение причина, которую никакая продажность не сможет ограничить. Каждый из нас сделал подобающее королям: как мы превзошли самовластное влечение, так и вы твердо победили ошибку. Да вернутся в ваши покои дары, преподнесение которых кажется столь приятным. Да будет презрено золото, где была избрана награда совести: да случится когда-нибудь поражение [его, то есть золота], ибо всегда оно [золото] приказывало алчным королям. Пусть же пройдет это стремление по народам, чтобы дорогой родственник не упрекал себя за эту вину и испорченные души с презрением отвергли наживу».

Из письма Теодориха Тразамунду

Более того, когда в 513 года в честь вступления в консульство зятя Теодориха Эвтариха в Риме были устроены игры с традиционными травлями диких зверей, Тразамунд послал туда большое количество этих животных, демонстрируя свою дружбу с остготским королем и его зятем и приверженность римским традициям. Отношения между Карфагеном и Равенной, казалось, снова стали вполне дружескими. Тразамунд оставался союзником Теодориха до своей смерти. Какова была роль Амалафриды в этих событиях, неизвестно. Но если она и предприняла какие-то действия ради обеспечения интересов брата, то никаких успехов эти действия не имели[13][14].

Вскоре, может быть, неожиданно для Тразамануда, обострились его отношения с Империей. В 518 году Анастасия, с которым Тразамануд находился в относительно дружеских отношениях, сменил Юстин. В отличие от Анастасия Юстин был ревностным ортодоксом-никейцем. Ни о каких дружеских связях с арианским королём не могло быть и речи. Он ультимативно потребовал от Тразамунда прекращения всяких антиникейских актов и возвращения епископов. Подкрепить своё требование реальной угрозой вмешательства император в то время не мог, и король имел полную возможность это вмешательство отвергнуть. Но отношения между Империей и Вандальским королевством ухудшились[15].

Умер Тразамунд в июне 523 года в Карфагене, процарствовав 27 лет и четыре месяца[16].


Династия Асдингов
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Предшественник:
Гунтамунд
король вандалов и
аланов

496 — 523
(правил 27 лет и 4 месяца)
Fíbula aquiliforme (M.A.N. Madrid) 01.jpg
Преемник:
Хильдерих

Примечания

  1. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8 (8).
  2. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 191.
  3. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8 (9—11).
  4. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 191—192.
  5. Исидор Севильский. История вандалов, гл. 81.
  6. Григорий Турский. История франков, кн. II, 2.
  7. Исидор Севильский. История вандалов, гл. 81.
  8. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 192.
  9. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8 (14—29).
  10. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 192.
  11. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами, кн. I, гл. 8 (14).
  12. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. Getica, 298.
  13. Вольфрам, Хервиг. Готы. От истоков до середины VI века. — С. 442—443.
  14. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 192—193.
  15. Циркин Ю. Б. История варварских государств. — С. 193.
  16. Исидор Севильский. История вандалов, гл. 81.

Литература

Первичные источники

  • Прокопий Кесарийский. Война с вандалами // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., комм. А. А. Чекаловой. Отв. ред. Г. Г. Литаврин. — М.: Наука, 1993. — 570 с. — (Памятники исторической мысли). — ISBN 5-02-009494-3.

Исследования

Ссылки