Торевтика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Торевтика бронзовой «ситулы из Ваче» (Словения). V в. до н. э.
Буклированный кубок-акелей из Люнебурга. 1528. Серебро, золочение. Музей художественных ремёсел, Берлин

Торе́втика (греч. τορευτιχος — искусный в рельефной работе по металлу, от греч. τορεο — вырезываю, чеканю, лат. caelatura, фр. toreutique) — искусство холодной обработки изделий из металла, а также декорирования рельефом художественных изделий, «в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева. Преимущественно словом „торевтика“ обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, а именно чеканка, выбивка при помощи пунсонов»[1]. В Большой Советской энциклопедии дано устаревшее определение, в котором к торевтике, помимо чеканки, тиснения, «выколотки», то есть так называемой «холодной обработки» изделий из металла, отнесено и художественное литьё[2]. Средневековое название мастера этого ремесла — златокузнец (нем. Goldschmied, итал. battere metalli).

Разновидности торевтики

В современной терминологии слово «торевтика», близкое понятию «металлопластика», является собирательным обозначением всех техник холодной обработки металла:

  • Биговки — сгибания листа металла под острым углом, как правило с использованием пунсона и матрицы;
  • Дифовки (лат. differre — разносить, растаскивать) — техника «разгонки» деревянными молотками листов металла, уложенных на мягкую основу, с целью получения крупных изгибов и требуемого рельефа (в иных случаях корректировки формы сосуда «обжиманием»); другие названия: выколотка, бутовка (не путать с чеканкой);
  • Буклирования — (от нем. Buckel — выпуклость, возвышенность) — разновидности дифовки («разгонки, выколотки») металла с оборотной стороны с помощью специального инструмента с округлой ударной поверхностью, создающего крупные округлые выпуклости, напоминающие «букли»;
  • Обронной работы («обирания», опускания фона) — древнерусский синоним французского термина «репуссе» (фр. repoussé — перевод, передавливание), осуществляется «опусканием», продавливанием фона с помощью специальных рельефных деревянных матриц;
  • Пуансирования — техники декорирования изделий с помощью специального инструмента: ударами молотка по пуансону (фр. poinçon — шило, пробойник). В отличие от обычного пробойника пуансон имеет на торце рельефное клеймо, повторенное многократно, оно создаёт особую фактуру фона;
  • Гравировки, резьбы штихелем, в отличие от термина «гравирование» в искусстве станкóвой графики;
  • Канфарения — работы канфарником, равномерным «офактуриванием» поверхности мелкими точками, насечками, линиями, штрихами;
  • Таушировки — гравировки с последующей интарсией (врезанием) металла другого цвета, например медной, латунной или золотой проволоки; другое название — насечка;
  • Чеканки — обработка поверхности чеканом (ударами молотка по чекану — долоту с закруглённой рабочей кромкой; не следует путать с дифовкой, или выколоткой)[3].

История

В. Ямницер. Амфора. Серебро, золочение. 1550—1580. Епархиальный музей, Милан

Искусство торевтики уходит своими корнями в глубокую древность[4]. Она применяется уже в эпоху бронзового века[5]. Изделиями высокого мастерства, созданными в железном веке, являются «Certosa situla» из Италии, а также бронзовая «ситула из Ваче» и «поясная пряжка из Ваче» (Словения). Особенное развитие торевтика получила у народов Малой Азии, Ассирии, Вавилона, перенесённая оттуда в Древнюю Персию[6]. Ярким примером влияния персидской школы торевтики считается клад из села Надь-Сент-Миклош, который был найден в Трансильвании в 1799 году. Клад, состоящий из 23-х золотых сосудов, считался собственностью предводителя гуннов Аттилы[7], изделием аваров[8] или печенегов[9]. Однако большинство учёных считает предметы клада, из-за содержащихся на сосудах рунических надписей, работой протобулгарских мастеров[10][11][12].

В Древней Греции термин «торевтика» использовали в качестве синонима сфиротехники (греч. σφυροτεχνίας, от (греч. σφυρον — молоток, пятка молотка и греч. τέχνη — ремесло, умение) — выколачивания объёмных фигур из листов меди и бронзы. В современном значении — выколотка. Именно так изготавливали огромные составные статуи, полые внутри, которые из-за их размеров было невозможно отлить из бронзы. Например: Колосс Родосский. «Выколотные» статуи называли в античном мире «олосфи́ратос»[13][14].

В Новое Время торевтикой называли преимущественно технику «опускания фона» с целью создания рельефного декора металлических сосудов. Латинское название: ars clusoria («техника окружения, запирания»). В русском языке использовали наименование «обронная работа» (такое словосочетание вначале появилось в народной резьбе по дереву), французский термин: «репуссе» (фр. repoussé — перевод, передавливание), осуществляется «опусканием», продавливанием фона с помощью специальных рельефных деревянных матриц. Обронную технику в металле отождествляли с дифовкой (лат. differre — разносить, растаскивать) или попросу с ковкой — техникой «разгонки» деревянными молотками листов металла, уложенных на мягкую основу, с целью получения крупных изгибов и требуемого рельефа.

В античности для изготовления бронзовых, серебряных или золотых сосудов с рельефным декором заготовку будущего изделия заполняли изнутри киттом — плотной и пластичной массой из асфальта или смеси воска и смолы. Затем с помощью станка с лучковым приводом (похожего на современный токарный станок), медленными круговыми движениями обжимали и разгоняли металл до нужной формы. Рельефные изображения создавали «опусканием фона», аналогично технике басмы, с помощью рельефных деревянных матриц, подкладываемых изнутри после удаления китта. При изготовлении плоских изделий дифовка производится деревянными или пластиковыми молотками по листу металла, расположенного на мягкой основе — мешке с песком или ящике со смолой. Доработку мелких деталей осуществляют чеканкой, насечкой, канфарением и гравировкой[15].

Вершиной художественной торевтики в истории классического искусства считаются произведения немецкого художественного серебра и ювелирного искусства XVI—XVIII веков мастеров Аугсбурга, Дрездена, Нюрнберга, Гамбурга.[16].

Примечания

  1. Торевтика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Торевтика // Большая советская энциклопедия (третье издание)
  3. Власов В. Г. Торевтика // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IX, 2008. — С. 557
  4. How to Understand Sculpture by Margaret Thomas. — Kessinger Publishing, 2005. — P. 25—6.
  5. Social Transformations in Archaeology: Global and Local Perspectives (Material Cultures) by Kri Kristiansen (1998) p. 135.
  6. The Cambridge History of Iran by I. Gershevitch (1985) p. 154.
  7. Младенов С. «Първобългарско, а не печенежско е т. нар. Атилово златно съкровище от Над сент Миклош» // ГСУИФФ, 1934—1935, XXXI. — С. 88.
  8. Csallány D. Archáologische Denkmáler der Awarenzeit in Mitteleuropa. — Bdpst., 1956.
  9. Thomsen W. Une inscription de la trouvaille d’or de Nagy-Szent-Miklós. // Samlede. Afhandliger. — T. III. — Kopenhagen, 1917.
  10. Димитров М. Д. Златните съдове от гробницата на цар Аспарух. — София, 1929.
  11. A Short History of Modern Bulgaria / by R.J. Crampton. — Cambridge University Press, 1987.
  12. Ivan Venedikov, Sava Boyadjiev, Dimiter Kartalev. Bulgarian’s Treasures from the Past. — Sofia: Foreign Languages Press, 1965. — P. 345—355.
  13. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 44 (XXXIII, 82)
  14. Власов В. Г. Олосфиратос, олосфирос, сфирелатос // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 446
  15. Власов В. Г. Дифовка, диффовка // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. III, 2005. — С. 462—463
  16. Маркова Г. А. Немецкое художественное серебро XVI—XVIII веков. — М.: Искусство, 1975

См. также