Топор из Шекшова

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Топор со знаками Рюриковичей из села Шекшово (Ивановская область)
Знаки Рюриковичей на топорике из Шекшова — двузубец и трезубец — реконструкция[1]

Топо́р из Шекшо́ва — парадное вооружение со знаками Рюриковичей (трезубцем и двузубцем).

Топор был найден у села Шекшово Ивановской области России в 2011 году. Это один из наиболее ранних образцов парадного вооружения, найденных на территории Руси, и может быть датирован около 1000 года. Топорик (вес около 240 грамм, длина лезвия 13,5 сантиметра, ширина — 9,4 см) принадлежит к широко известному типу «топоров с вырезным обухом», вошедшему в обиход в X веке и получившему широкое распространение в XI—XII веках.

Описание

От стандартных топориков этого типа Шекшовский топор отличается серебряным декором, покрывающим шейку и обух, на торцевой части обуха орнамент, близкий к древнерусскому, выполнен инкрустацией серебра по железу, на боковых гранях — плакировкой (на железо наложена серебряная пластина, на которой заранее был прорезан рисунок).

Помимо орнаментальных фигур, на одной из боковых граней топора помещено изображение прямоконечного креста с длинной нижней лопастью, на другой — изображение двузубца с треугольным выступом в основании и отогнутыми наружу зубцами (ранний родовой знак Рюрикова дома), на торцевой части шейки — изображение трезубца с треугольником в основании — тамгообразный знак, близкий знакам князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича.

Трезубец, как и двузубец на боковой грани, имеют чёткие очертания, это ясно узнаваемые знаки, а не орнаментальные фигуры.

Некоторые исследователи называют тамгообразный двузубец общим родовым знаком князей Рюрикова дома, использование которого ограничивалось X — началом XI века. Но С. В. Белецкий уточняет, что простой двузубец использовали только представители старшей ветви рода Рюриковичей: Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич, Ярополк Святославич и Святополк Ярополчич, и далее он не употреблялся[2]. В своей статье Белецкий выдвигает гипотезу, что двузубец топорика принадлежал Святополку Ярополчичу.

История открытия

Летом 2011 года Суздальской экспедицией Института археологии были открыты и исследованы остатки одной из курганных насыпей средневекового могильника у с. Шекшово в Суздальском Ополье. Курганный могильник в окрестностях с. Шекшово известен как один из крупнейших в центре Суздальской земли: в 1852 г. А. С. Уваровым здесь было раскопано 244 насыпи.

Следов курганов в настоящее время не сохранилось, однако, зная расположение поселений, археологи смогли локализовать примерное место могильника и выявить в одном из раскопов ровик, окружавший округлую в плане площадку размерами 17×18 м, на которой, по-видимому, находилась курганная насыпь.

В центре площадки на уровне древней дневной поверхности расчищен боевой топор со следами серебряной инкрустации, сильно повреждённый коррозией, и серебряная подковообразная фибула с позолотой. Очевидно, эти вещи сопровождали мужское погребение, костные остатки которого не сохранились.

Значение находки для изучения ранней истории Северо-Восточной Руси удалось в полной мере оценить после завершения реставрации топора, произведённой в лаборатории Государственного исторического музея В. А. Ширяковым. Под слоем коррозии выявился не только орнамент, но и тамгообразные княжеские знаки («знаки Рюриковичей»), прежде никогда не встречавшиеся на подобных предметах.

Новые раскопки могильника Шекшово в Суздальском Ополье проводились в 2017 году. Большой интерес представляет бескурганное средневековое погребение женщины 20-29 лет. Здесь расчищено около 140 предметов — украшения костюма и детали одежды[3].

Исторический контекст

Похожие боевые топоры древней Руси — особенно средний из них похож на топор из Шекшова по форме

Топорики с серебряной инкрустацией — парадное оружие X—XII вв., представленное немногочисленной группой находок, происходящих с территории Северной Руси, Волжской Булгарии, Скандинавии, Прибалтики и Польши. Значительная часть топориков — случайные находки, лишь немногие происходят из раскопок и надлежащим образом документированы. Среди топориков с серебряным декором выделяются предметы, образующие стандартные серии с близкой орнаментацией, и индивидуальные образцы.

Типологические параллели

Известно около двух десятков орнаментированных топориков с вырезным обухом, восемь из них происходят с территории Руси, большинство украшено однотипным декором. Датированные экземпляры относятся ко второй половине XI — первой трети XII вв.

В числе индивидуальных образцов — знаменитый староладожский топорик. Это узколезвийный топор с рельефным орнаментом и изображениями животных найденный в 1910 году. Г. Ф. Корзухина назвала его «одним из чудес Ладоги» и датировала началом XI в. Возможно его создатель был выходцем из Швеции и работал в одном из городских центров Северной Руси[4][5].

Миниатюрный бронзовый Симбирский (Ульяновский) топорик со стальным лезвием был найден в 1913 г. и опубликован Спицыным в 1915 г.[6]. На этом топоре также присутствует знак Рюриковичей (трезубец), изображённый 3 раза. На конце среднего зубца трезубца — крест. Топор датирован XII веком, основываясь на стиле трезубца. Он описан в работе П. Котовича (2013) на стр. 50[7].

Село Билярск (Биляр) в Татарстане занимает интересную позицию в истории Российского оружейного искусства. Здесь найдено около 5 необычных древних топориков (хотя их часто связывают с Балтийским регионом). Спицын опубликовал их уже в 1915 г. на трех фотографиях[6]. Один из топоров из Билярска (так называемый «топор Андрея Боголюбского») также представлен в более современных публикациях[8][9].

Некоторые из этих высокохудожественных произведений оружейного искусства хранятся ныне в ГИМе и Государственном Эрмитаже.

Недавняя находка из некрополя в Пене (Pien) в Повисленье (Польша) опубликована А. Яновским[10]. Согласно П. Котовичу, топор был обнаружен в камерной могиле с богатой утварью мужчины зрелого возраста. Захоронение может быть датировано концом X-го или первой половиной XI-го века. Вероятно, топор связан с Северной или Северо-Восточной Европой. Орнамент в виде инкрустированных листовых полосок выполнен из серебра. Также на топоре изображён вариант Костыльного креста[11].

Инкрустированные греческие кресты были найдены на ещё двух топорах — в кургане XI века в Городище (обнаружен в 1853 году)[12] и в бывшем селе Луковец (найден в крепости, относящейся ко второй половине X—XI векам)[13].

Топорик из Шекшова представляет собой индивидуальное изделие, хотя принцип расположения орнамента и некоторые элементы композиции являются общими для целого ряда образцов.

Помещение на топоре тамгообразных княжеских знаков — почти уникальное явление. Редко использовались в их оформлении и кресты, изображения которых находят на симбирском топорике, и, возможно, на одном из топориков из Биляра. Крестов на топорах довольно много в балтийском регионе[7].

Знаки Рюриковичей

Тамга в виде трезубца с треугольником на среднем зубце ранее не встречалась среди княжеских знаков. Она близка трезубцам, которые помещены на монетах Владимира и Ярослава и идентифицируются как их личные знаки. Можно отметить сходство этой тамги со знаками в виде трезубца со средним зубцом в виде остроконечника с выступами у основания, известными на сребрениках Владимира и трапециевидных подвесках, однако видеть в них идентичные знаки нет оснований.

Очевидно, тамга с треугольником на среднем зубце трезубца могла принадлежать кому-то из ближайших родичей Владимира и Ярослава.

Летопись сохранила известия лишь о двух Рюриковичах, занимавших ростовский стол в конце X — начале XI вв. — Ярославе и его брате Борисе, сменившем на ростовском княжении Ярослава, после перехода последнего в Новгород. Вполне вероятно, что тамгообразный знак с треугольником на среднем зубце принадлежал Борису Владимировичу, однако эта атрибуция не может быть строго доказана.

Не располагая данными для точной персональной атрибуции тамгообразного знака на торце топорика (как и для определения персональной принадлежности многих других знаков), мы, тем не менее, можем надёжно относить его к кругу эмблематики конца X — начала XI вв. и датировать топорик этим временем. На раннюю дату указывает и сочетание двузубца и трезубца.

С. В. Белецкий также допускает возможность, что тамгообразный трезубец мог принадлежать Борису Владимировичу, но он предпочитает другую версию. По его мнению, трезубец на топорике скорее принадлежал сыну Владимира Святославича Всеволоду Владимировичу. В таком случае владелец топора получил свои властные полномочия одновременно от Святополка Ярополчича и Всеволода Владимировича[14].

Белецкий предполагает, что история этого топора может быть связана с некоторой смутой, произошедшей в последние годы княжения Владимира Святославича.

«Не перешло ли в начале второго десятилетия XI в. вялотекущее фрондирование Святополка в открытое противостояние с Киевом, причем в такое противостояние, в котором сторону тридцатилетнего Святополка туровского принял двадцатипятилетний Всеволод волынский, ставший одним из участников заговора против великого киевского князя?»[14].

В таком случае, дата, когда топор был изготовлен и вручен некоему воеводе, который правил в этой местности как наместник определяется около 1012 года.

Как известно, незадолго до смерти Владимира в 1015 году Святополк и его жена находились в Киеве в заключении. Они были посажены в темницу около 1012—1013 года.

В. И. Кулаков считает, что «парадный» топорик из Шекшово-9 не являлся обозначением высокого административного положения некоего воеводы конца Х — начала XI века, как считал Белецкий, а был деперсонифицированным знаком мистической княжеской власти, покоящейся на праве принесения князем жертвы[15].

Значение находки

Находка орнаментированного топорика с княжескими двузубцем и трезубцем в Шекшовском могильнике замечательна во многих отношениях. Это один из наиболее ранних образцов парадного вооружения такого рода, найденных на территории Руси.

Находка расширяет немногочисленный ряд тамгообразных княжеских знаков конца X — начала XI вв., известных сегодня науке. Это первый зафиксированный археологией случай помещения тамгообразных знаков на дорогое парадное оружие, выступавшее как символ власти. Очевидно, топор, как и найденная рядом с ним серебряная застёжка-фибула, сопровождали погребение высокопоставленного представителя княжеской власти (на высокий статус погребённого в кургане указывают и размеры насыпи, диаметр которой почти вдвое превосходил средние для Суздальского Ополья значения 8-10 м).

Таким образом, парадный топорик свидетельствует о присутствии в начале XI в. княжеской администрации в формирующихся центрах древнерусского расселения на Северо-Востоке Руси, на территориях, которые, как ещё недавно считалось, долгое время находились под управлением местной знати и были мало затронуты окняжением.

См. также

Примечания

  1. Качественные фотографии топора и знаков на нём можно найти, например, здесь: Боевой топор XI века из Шекшово (Ополье) 29 Дек. 2012 genveles.livejournal.com
  2. Белецкий С. В. Топорик из Суздальского Ополья Архивная копия от 26 января 2019 на Wayback Machine // Stratum plus. 2014. (6). С. 65-72
  3. Раскопки могильника Шекшово в Суздальском Ополье в 2017 г. Архивная копия от 26 января 2019 на Wayback Machine 12.10.2017 archaeonews.ru
  4. 5 уникальных боевых топоров Древней Руси Архивная копия от 2 февраля 2019 на Wayback Machine 2018-03-05 (этот топор представлен здесь под номером 2)
  5. Корзухина Г. Ф. Ладожский топорик // Культура Древней Руси. — М.: Наука, 1966, с. 89 — 95
  6. 6,0 6,1 Спицын А., Декоративные топорики //Записки Отделения Русской и славянской археологии. — 1915 — Т. 11
  7. 7,0 7,1 Kotowicz, Piotr N. (2013), «The sign of the cross on the early medieval axes — a symbol of power, magic or religion?» Архивная копия от 24 ноября 2019 на Wayback Machine // П. Котович (2013), «Знак креста на раннесредневековых топорах — символ власти, магии или религии?»
  8. Топор древнерусского князя (из Билярска)
  9. 5 уникальных боевых топоров Древней Руси Архивная копия от 2 февраля 2019 на Wayback Machine 2018-03-05 (этот топор представлен здесь под номером 1)
  10. Kotowicz, Piotr N. (2013), The sign of the cross on the early medieval axes — a symbol of power, magic or religion? Архивная копия от 24 ноября 2019 на Wayback Machine // П. Котович (2013), «Знак креста на раннесредневековых топорах — символ власти, магии или религии?» (на стр. 48 здесь представлен топорик А. Яновского (А. Janowski), также в статье много других ранних топориков с крестами)
  11. Kotowicz, Piotr N. (2013), The sign of the cross on the early medieval axes — a symbol of power, magic or religion? Архивная копия от 24 ноября 2019 на Wayback Machine // П. Котович (2013), «Знак креста на раннесредневековых топорах — символ власти, магии или религии?»
  12. Спицын 1905, плита 391; Кирпичников 1966, кат. 275
  13. Курдашов, Вашенькин 1999, с. 68, рис. 2:14
  14. 14,0 14,1 С. В. Белецкий, Топорик из Суздальского Ополья Архивная копия от 26 января 2019 на Wayback Machine // Stratum plus. 2014. (6). С. 65-72
  15. Кулаков В. И. Трезубцы в знаковой системе пруссов эпохи викингов // Исторический формат. 2019. (2). С. 9-18

Литература

  •  Зайцева И. Е., Столярова Е. К. Об одном погребении могильника Шекшово в Суздальском Ополье. Земли родной минувшая судьба… К юбилею А. Е. Леонтьева — М.: Институт археологии РАН, 2018. 328 с. ISBN 978-5-94375-262-9
  • Макаров Н. А., Зайцева И. Е., Красникова А. М. Парадный топорик с княжескими знаками из Суздальского Ополья // Фундаментальные проблемы археологии, антропологии и этнографии Евразии. К 70-летию академика А. П. Деревянко. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. С. 435—444.
  • Макаров Н. А., Красникова А. М., Зайцева И. Е. Новые исследования средневекового могильника Шекшово в Суздальском Ополье. 14.04.2014
  • Зайцева И. Е. Изделия из цветных металлов и серебра // Археология севернорусской деревни X—XIII вв. т. II. М., Наука, 2008
  • Макаров Н. А., Красникова А. М., Карпухин А. А. Курганные могильники Суздальской округи в контексте изучения средневекового расселения и погребальных традиций // Великий Новгород и средневековая Русь: Сборник статей к 80-летию академика В. Л. Янина. М., 2009. С. 432—454.
  • Седова М. В. Суздаль в X—XV веках. М., 1997.
  • Равдина Т. В. Погребения X—XI вв. с монетами на территории Древней Руси: Каталог. М.: Наука, 1988.