Тихон (Пасечник)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Тихон и фамилией Пасечник.
Тихон
Леонид Алимпиевич Пасечник
Епископ Тихон 9 февраля 2003 годаЕпископ Тихон 9 февраля 2003 года
Религия православие
Течение Неканоническое православие
Титул глава Русской истинно-православной церкви
Место рождения Флаг Казахской ССР КазССР

Ти́хон (в миру Леони́д Али́мпиевич Па́сечник[1]; 21 января 1948, Казахская ССР) — глава Русской истинно-православной церкви (РИПЦ), малочисленной православной юрисдикции, находящейся вне общения со Вселенским православием, и являющейся, по определению Русской православной церкви, неканонической псевдоцерковной организацией[2]. В РИПЦ имеет титул архиепископа Омского и Сибирского, председательствует в Архиерейском синоде. Бывший клирик Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) в России, запрещённый в священнослужении[3].

Биография

Сам Пасечник в интервью 2007 года заявил, что он родился «в России в 1948 году»[4]. Согласно сайту «Церковные ведомости РИПЦ», родился в Казахстане в семье политссыльных. Согласно этому сайту, «отец, Алимпий Иванович, в 1941 году попал в немецкий плен, пребывал в лагере для военнопленных в Норвегии, после войны вынужден был переселиться в Казахстан. Дед по матери, Прокопий Сергеевич, был царским специалистом по горному делу, работал на шахтах Донбасса, в 1937 году расстрелян по „шахтинскому делу“, когда были уничтожены все „старорежимные“ специалисты; бабушка и мама, как родственники „врага народа“, сосланы в Казахстан»[5]. Но он допускает ошибки в изложении сведений о своих родителях, так как приговор по Шахтинскому делу был вынесен не в 1937, а в 1928 году, и среди расстрелянных по нему не значится никого с инициалами П. С.

В 1970 году окончил Харьковский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель[1][6].

Работал строителем. В 1985 году женился[7]. С того же года проживал в Омске[1]. В интервью журналу «Имперский вестник» Тихон рассказывал, что именно в это время он обратился к православной вере, придя в омскую катакомбную общину, состоявшую «из духовных чад приснопамятного исповедника Катакомбной Церкви иеромонаха Александра (Орлова, 1876—1977). В общине исполнял послушание помощника при старосте Феодоре Кирилловиче Кувалдине (1922 г.р.), который был членом катакомбной общины и духовным чадом о. Александра: в доме Фёдора Кувалдина в годы гонений тайно служил Александр (Орлов)»[5]. Данные сведения подвергались сомнению критиками Тихона (Пасечника).

В РПЦЗ

В 1993 году овдовел.[1] В том же году он присоединился к Омскому приходу Русской Православной Церкви Заграницей[7]. Как написано в его официальной биографии: «Болезнь и смерть супруги были восприняты им как призыв Господа к служению»[6].

В 1996 году был пострижен во чтеца для омской общины, а в 1997 году — во иподиакона[6].

В 1998 году принял монашество с именем Тихон в честь святого Патриарха Тихона и был рукоположён во иеродиакона епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным).[1]

4 июля 1999 года[8], в день престольного праздника храма святых Царственных Мучеников в Омске, епископом Ишимским и Сибирским Евтихием рукоположён во иеромонаха и назначен клириком омского прихода РПЦЗ[6][7]. Как указано в справке на официальном сайте РПЦЗ, из-за «церковной малограмотности» иеромонаха Тихона епископ Евтихий решил не назначать его на самостоятельный приход[7].

После Собора Русской православной церкви заграницей в октябре 2000 года подписал Резолюцию собрания духовенства Ишимской и Сибирской епархии РПЦЗ, в которой говорилось: «Послание собора, как и другие его документы, свидетельствует о преемственной приверженности Архиерейского собора всему предыдущему курсу РПЦЗ <…> Мы не согласны с критическими высказываниями, заявлениями и ультиматумами, которые подписали некоторые клирики нашей Церкви в адрес Архиерейского собора и правящего архиерея, содержащие недоверие нашим архиереям»[9].

Уход в раскол

4-5 сентября 2001 года в храме Иконы Божией Матери Взыскание погибших в Воронеже принял участие в «I-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства и мирян РИПЦ — РПЦЗ», в котором участвовали Лазарь (Журбенко), Вениамин (Русаленко), Агафангел (Пашковский), 23 священника и 13 мирян. Собрание в послании митрополиту Виталию выразило «полную поддержку Вашему Окружному посланию от 22 июня 2001 г. <…> В связи с этим мы продолжаем Вас считать единственно законным Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и сыновне просим Вас не оставлять пост Первоиерарха в это смутное время», где выступил с докладом[10].

18 ноября 2001 года вместе с настоятелем прихода священником Василием Савельевым направил епископу Евтихию письмо, в котором заявлялось об отделении от РПЦЗ[11]:

Единственную возможность спасения в сложившейся ситуации мы видим в ограждении себя и своих духовных чад от пагубного воздействия ново-сергианского синода архиеп. Лавра, устремившегося в лоно экуменического «мірового православия» и от Вас, как активного сторонника и проводника в жизнь его нового курса.

Мы отделяемся от общения с Вами, основываясь на 15 Пр. Двукратного Конст. Собора и Заявлении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви в Изгнании от 26 октября /8 ноября 2001 г., и переходим под прямое управление митр. Виталия и Синода РПЦИ, крепко стоящего на исконных позициях РПЦЗ.

В том же году за церковные правонарушения иеромонах Тихон был епископом Ишимским и Сибирским Евтихием (Курочкиным) запрещён в священнослужении[12]. Епископ Евтихий сказал по этому поводу: «Как понять последователей омского раскольника Тихона (Пасечника), которые ушли в 2000 году от меня по единственной причине — они задали мне вопрос, считаю ли я Московскую Патриархию Церковью (?!) и, услышав от меня прямой утвердительный ответ, объявили о своём уходе из РПЦЗ»[13].

Во II Всероссийском Совещании архиереев, духовенства и мирян РИПЦ, состоявшемся 17—18 апреля 2002 года в Воронеже, участия не принимал.

В 2002 году пострижен архиепископом Лазарем в мантию с оставлением принятого в иночестве имени Тихон[1].

Епископ РИПЦ

5/18 августа 2002 года в кафедральном храме праведного Иоанна Кронштадтского в Одессе согласно решению Архиерейского совещания РИПЦ хиротонисан во епископа Шадринского, четвёртого викария архиепископа Лазаря. Хиротонию совершили архиепископ Одесский и Тамбовский Лазарь (Журбенко), епископ Черноморский и Кубанский Вениамин (Русаленко), епископ Боровический Дионисий (Алфёров), епископ Бурненский Ириней (Клипенштейн), епископ Жлобинский Гермоген (Дуников)[6].

Митрополит Виталий архиерейскую хиротонию Тихона (Пасечника), как и других новорукоположённых викариев Лазаря (Журбенко), не признал[14]. Хиротонии привели к расколу РПЦЗ(В) и положили начало самостоятельному существованию РИПЦ[15].

25 февраля 2003 года встретился с лидером Национального фронта, членом Европарламента Жаном-Мари Ле Пеном, прибывшим в Омск с частным визитом и посетившим омский храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

12/25 июня 2003 года Архиерейским совещанием РИПЦ назначен правящим епископом Омским и Сибирским[1]. Тогда же, после преобразования Архиерейского совещания в Архиерейский синод РИПЦ, избран постоянным членом Синода.

Глава РИПЦ

После кончины архиепископа Лазаря (Журбенко), 7 июля 2005 года, в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, состоялись выборы предстоятеля Русской истинно-православной церкви (РИПЦ); избран председателем Синода РИПЦ. На следующий день, в храме Святого Иоанна Кронштадтского в Одессе, во время Божественной литургии был возведён в сан архиепископа архиепископом РИПЦ Черноморским и Кубанским Вениамином (Русаленко), епископом РИПЦ Новгородским и Тверским Дионисием (Алфёровым), епископом РИПЦ Черниговским и Гомельским Гермогеном (Дуниковым), епископом Верненским и Семиреченским Иринеем (Клипенштейном) в сослужении других представителей духовенства РИПЦ.

В ходе своей первой поездки в качестве предстоятеля РИПЦ Тихон посетил Киев, Харьков и Воронеж.

В 2007 году принял в «юрисдикцию РИПЦ» несколько приходов и клириков, не принявших Акта о каноническом общении, а также Леснинский монастырь.

В феврале 2008 года во Франции встречался с «секретарём» греческого старостильного Хризостомовского синода епископом Фотием (Мандалисом). Как пояснил Тихон (Пасечник) на епархиальном собрании Одесско-Харьковской епархии: «Эта встреча носила не частный, а официальный характер и была благословлена обоими нашими Синодами. Речь идёт об установлении евхаристического общения между Русской Истинно-Православной Церковью и Истинно-Православной Церковью Греции».

7 марта 2016 года на сайте Синода был опубликован «Ответ Синода на круг вопросов, затронутых в обращениях клириков Омско-Сибирской епархии и им сочувствующих», который обозначил новое мировоззрение архиепископа Тихона, в корне отличающееся от неоднократно озвученных им ранее взглядов. Согласно ему: «В 1994 году… РПЦЗ официально приняла еретическую, крипто-экуменическую экклезиологию…» (имеется в виду вступление РПЦЗ в общение со старостильным Синодом противостоящих), «что многое из недавнего „предания“ РПЦЗ — в особенности некоторые решения её Соборов и иерархов — были неправильны и противоречили Священному Преданию…», «РИПЦ замедлила в признании ереси киприанизма по сравнению с другими частями Истинно-Православной Церкви…», «протопресвитер» Виктор Мелехов, ушедший в «Бостонский синод» в 1986 году и лишённый тогда в РПЦЗ сана не раскольник, а «исповедник» и «достоин… похвалы за свою ревностность о вере, а его запрещение должно быть признано недействительным», что вероисповедание клириков, не разделяющих идеи антикиприанизма, следует считать еретическим, и никаких соборных решений для этого уже не требуется.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Сестры Леснинского Богородицкого монастыря (РПЦЗ) заявили о переходе в юрисдикцию РИПЦ Архивная копия от 12 ноября 2013 на Wayback Machine. Православие.ру, 08.05.2007.
  2. Пидгайко В. Г. Истинно православные христиане // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVII : «Исаак Сирин — Исторические книги». — С. 704–716. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-050-9.
  3. Расколы и секты разделяют людей Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // ИСЕТЬ № 22 (13205) 2 июня — 8 июня 2010 года. — С. 21
  4. Вертоград: Интервью с Архиепископом Омским и Сибирским Тихоном (Пасечником), предстоятелем РИПЦ.. Дата обращения: 5 мая 2017. Архивировано 27 февраля 2017 года.
  5. 5,0 5,1 Архиепископ Тихон: «В міре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом». Дата обращения: 23 июня 2011. Архивировано 4 января 2012 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Избрание Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви рхиепископа Тихона и его архипастырская поездка по приходам РИПЦ. Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Русская Православная Церковь Заграницей.. Дата обращения: 25 августа 2018. Архивировано 25 августа 2018 года.
  8. Иерархия церквей | Омская область. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 19 марта 2017 года.
  9. ot-18. Дата обращения: 3 февраля 2016. Архивировано 3 августа 2017 года.
  10. ot-134. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано 10 июня 2019 года.
  11. ot-183. Дата обращения: 5 февраля 2016. Архивировано 10 июня 2019 года.
  12. Расколы и секты разделяют людей Архивная копия от 8 декабря 2015 на Wayback Machine // ИСЕТЬ № 22 (13205) 2 июня — 8 июня 2010 года. — С. 21
  13. [http://web.archive.org/web/20150924033347/http://www.ihtus.ru/102010/st07.shtml Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine Сибирская Православная газета.
  14. Виталий (Устинов). «Заявление Митрополита Виталия о незаконности хиротоний лазаревской группировки» Архивная копия от 29 апреля 2008 на Wayback Machine // Архив Русской Православной Церкви Заграницей за 2000—2008 годы.
  15. Неканоническое Православие: Русская Истинно-Православная Церковь (РИПЦ) («лазаревская» ветвь Российской Катакомбной Церкви) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 марта 2013. Архивировано 4 мая 2009 года.

Ссылки

документы и интервью