Телепину

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Телепину
𒁹𒋼𒇷𒁉𒉡𒍑
mTe-le/li-pé/pí/bi-nu(-ú/uš)
Царская печать ТелепинуЦарская печать Телепину
около 1525 — 1500 года до н. э.
Предшественник Хуцция I
Преемник Аллувамна

Род цари Древнего царства хеттов
Супруга Истапария

Телепину (Телепинус, Телепин) — царь Хеттского царства, правил приблизительно в 1525 — 1500 годах до н. э.

Телепину последний крупный царь хеттского Древнего царства. Телепину восстановил старые функции хеттского собрания (панкуса), разрешив ему разбирать споры царя с членами царского рода, и предоставил ему право созывать совещание (тулияс) для суда над царём, дерзнувшим посягнуть на жизнь своих родственников. Закрепляя реформу порядка наследования, начатую Хаттусили I, Телепину установил нормы, действовавшие на протяжении всего Нового царства. Приблизительно к эпохе Телепину можно отнести составление одного из вариантов хеттских законов. Возможно, что при Телепину имела место реформа законодательства, приведшая к значительному смягчению наказаний и к отмене некоторых обрядов (в частности, к замене в некоторых случаях человеческих жертвоприношений принесением в жертву овец).

Правление

Вступление на престол и родственные связи

Муж сестры Хуцции I Истапарии, которая имела права царицы-тавананны. Телепину захватил престол, свергнув Хуццию I. По всей видимости, Телепину имел неоспоримые права на престол, так как в принятом им законе утверждает, что занял престол своего отца. Возможно, Телепину был оставшимся в живых сыном Аммуны, так как он дал имя Аммуна собственному сыну[1].

Внутренняя политика

Подлинную славу правлению Телепину принесла его внутренняя политика. Надо признать, что эта слава частично обусловлена случайностью находки: практически единственным источником о царствовании Телепину является его «указ о наследовании царской власти», посвящённый восстановлению внутреннего порядка в государстве. Этот указ был, видимо, издан в связи с новыми попытками переворотов, в которых погибли сначала его жена Истапария, а затем и его сын Аммуна. В исторической преамбуле указа Телепину оставил краткое описание всех событий хеттского царского дома, начиная с Лабарны I. Главная мысль приводимая в этой преамбуле сводится к следующему: пока знать была сплочённой вокруг царя, страна процветала, как только возникли распри и усобицы, на неё обрушивались катастрофы и военные неудачи. Из констатации этого обстоятельства Телепину выводит мораль: в будущем знать должна быть сплочённой и верно служить трону, а если она не будет удовлетворена поведением царя или его сыновей, то для его исправления надо использовать законные методы не прибегая к убийству. Царю запрещалось предавать смерти кого-либо из остальных членов царского рода. Приказав умертвить родных, сам царь подлежал бы суду и мог быть предан смерти. В случае серьезной вины кого-либо из членов царского дома тот тоже подлежал суду, причём особо оговаривался принцип только личной ответственности: члены семьи виновного не должны были подвергаться каре или лишаться имущества. Высшим уголовным судом являлся панку (народное собрание). «Кто бы в будущем ни стал царём, если он попытается причинить зло брату или сестре, то вы для него собранием-панку будьте и ему прямо скажите: „Это, мол, дело крови“», иными словами, вы сами являетесь той властью, которая наделена обязанностью судить преступившего закон правителя. Панку представлял собой, скорее всего, не нововведение, а очень древний институт. История показала, что его функционирование в прошлом не было безупречным. И, хотя безответственное поведение знати удалось на время пресечь, мы можем предположить, что основная заслуга в этом принадлежала лично реформатору, а не его реформе, потому что со времён Телепину мы больше не встречаем упоминание о панку.

Телепину установил правила престолонаследия. Согласно «Указу Телепину», право вступления на престол отныне получали только сыновья царя по старшинству. В случае отсутствия таковых взойти на престол мог лишь муж дочери. Все остальные царские родственники были исключены из числа возможных претендентов на престол и народное собрание (панку) должно было следить за соблюдением этого закона. Суть закона Телепину сводилась к отмене свободы выбора и замене её твёрдым порядком наследования. Этот порядок наследования, сильно укрепивший царскую власть, действовал на всём протяжении существования Хеттского государства[2].

Приблизительно к эпохе Телепину можно отнести составление и одного из вариантов хеттских законов. Возможно, что при Телепину имела место реформа законодательства, приведшая к значительному смягчению наказаний и отмене некоторых обрядов (в частности, к замене в некоторых случаях человеческих жертвоприношений принесением в жертву овец)[1].

Внешняя политика

Главным событием царствования Телепину во внешней политике стало заключение договора с царём Киццувадны Спудахсу (Испутахсу). Дошли фрагменты текста этого договора, кроме того он упомянут в каталоге, содержащем названия целого ряда хеттских межгосударственных соглашений. Обнаруженный в Тарсе оттиск печати с надписью «Спудахсу, великий царь, сын Парияватри», позволяет заключить о высоком статусе её владельца среди современных ему правителей, узнать имя его отца и (вне всякого сомнения) местоположение его царства. Договор с Спудахсу был первым в длинном ряду соглашений, которые хеттские цари заключали с равными державами, протекторатами и вассальными странами. Кроме того, он содержит первое ясное упоминание царства Киццувадна. Ещё недавно при Аммуне речь шла лишь о «стране Адания». Царство Киццувадна возникло в результате завоевания Киликии хурритской или индоарийской династией.

Телепину добился значительного усиления своего царства, что позволило ему начать новое проникновение в Сирию через перевалы Антитавра. Он упоминает о разрушении Хассувы (Хашшу) и подавлении мятежа некоего Лаххаса из Лавацантии (Лухуццантия, по-видимому, в горах Тавра на дороге от Тамалкии на Хахху). Оба топонима относятся к сирийскому региону. Кроме того было дано сражение у Цацлиппы, позднее известной как поселение в Киццувадне. Можно предположить, что Телепину заключил договор с Спудахсу с целью обезопасить свой фланг во время ведения этих боевых действий. Однако усиление не только Киццувадны, но и государства Митанни в XV веке до н. э. вынудило хеттов прекратить попытки продвинуться в Северную Сирию[3][4].

Размеры государства

Определённое представление о размерах царства в ту эпоху можно получить на основе фрагментированного списка городов с пунктами хранения (так называемые дома печати), приводимого в конце текста «Указа Телепину». Многие из них не засвидетельствованы в других источниках и остаются не локализованы. Однако в список входят и такие известные города как Самуха — важный религиозный центр, вероятно в верхнем течении Галиса, Мариста, в области касков, также располагавшаяся к северо-востоку от столицы, Хурма и Сукция в области Антитавра, Пурусханда близ озера Туз; упоминается и река Хулайя, протекавшая к югу от Коньи. Названия Дамасхуна и Халиппассува представляют, вероятно, не более чем случайное созвучие с Дамаском и Халебом, потому что ни один другой топоним из списка не локализуется к югу от Тавра. Примечательно также отсутствие в нём каких-либо названий, связанных с Арцавой и западом Малой Азии. Однако надо иметь в виду, что более чем половина списка отсутствует из-за повреждений текста[5].

Телепину отменил привилегии городов Манда (возможно Мандакуни), Сала (возможно Салкуни), Тамалкии, Хатры, Цальпы (Цалпувы).


Древнее царство
Lion Gate, Hattusa 18.jpg
Предшественник:
Хуцция I
царь хеттов
ок. 1525 — 1500 до н. э.
Lion Gate, Hattusa 18.jpg
Преемник:
Аллувамна

Примечания

  1. 1,0 1,1 История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — С. 133.
  2. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 691—692.
  3. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 690—691.
  4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 2. Передняя Азия. Египет. — С. 134.
  5. История Ближнего Востока и Эгейского региона. Ок. 1800—1380 гг. до н. э. — С. 689—690.

Литература

Ссылки