Тачанка
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Тача́нка — название конной рессорной повозки со станковым пулемётом, направленным назад по ходу движения.
В тачанку обычно впрягали двух (парная упряжка), трёх (см. картину Грекова «Пулемётам продвинуться вперёд», 1925 год) или четырёх лошадей (усиленная упряжка, «тачаночная» запряжка). Экипаж обычно состоял из двух — трёх человек (возница, пулемётчик и его помощник). РККА и её противниками использовались различные типы тачанок[1].
История
Понимая важность пулемётов в бою, их перемещение в ходе боя и снабжение боеприпасами, в Русской армии были спроектированы и испытаны повозки — двуколки пулемётная и патронная, о чём и было доложено.
… 4. Пулемётная и патронная двуколки проектированы, испытаны и признаны настолько выработанными, что считается возможным приступить к валовым заказам их…[2]
— Из Всеподданнейшего доклада по Военному министерству о мероприятиях и состоянии всех отраслей военного управления за 1909 год.
Во время Первой мировой войны пулемёт Максима и его расчёт передвигались на повозке артиллерийского типа. Однако такая повозка, будучи неподрессоренной, не была предназначена для марш-бросков вместе с отрядами кавалерии. Во время Гражданской войны фронты были чрезвычайно растянуты и кавалерия, которая к тому времени в основном использовалась для разведки и рейдов по тылам врага, стала использоваться для прорывов слабо защищённых участков оборонительных линий противника. Появились, так называемые, "кавалерийские армии", передвигавшиеся со значительной скоростью, наподобие танковых армий времён Второй мировой. Тачанка, то есть подрессоренная повозка извозчичьего типа, в отличие от обозной телеги могла успевать за конницей, а мягкость хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь на ходу, в этом-то и состоит главная роль тачанки. Конные армии использовали пулемётный огонь для прикрытия своих сабельных атак.
Ввиду отсутствия значительного количества ручных пулемётов на фронтах гражданской войны, при осуществлении сабельной атаки на позиции противника тачанки заходили на фланги и, развернувшись, поражали неприятеля перекрёстным огнём. Бронеавтомобили времён Первой мировой войны, как правило, не были способны преодолевать бездорожье, и подобный манёвр во многих случаях был не практичен. Как и другие виды конницы, тачанки представляли собой отличную мишень, легко уничтожаемую огнём из стрелкового оружия либо артиллерией. Успехи Конных армий РККА во время Гражданской войны были основаны на отсутствии у белых достаточного количества пулемётов и бронетехники и общей малочисленности белых армий.
Происхождение термина
Происхождение термина обычно связывают со словом «тавричанка» — так назывался тип прочных повозок, распространённых в Таврии. Утверждается, что для установки станкового пулемёта («Максим» на станке Соколова весил до 70 кг) такие повозки подходили лучше всего. Позднее, как полагают, слово «тавричанка» исказилось до «тачанка». Однако «тавричанка» определяется как «большая повозка, телега»[3], снабжённая деревянным кузовом[4], тогда как тачанка — лёгкий экипаж, без кузова[4] и на рессорах (наличие рессор было принципиально важно как для скорости хода экипажа по просёлку и целине, так и для кучности стрельбы).
Сами махновцы[5] указывали на связь названия со словом «нетычанка»[6], означающим лёгкую рессорную повозку. По их мнению, название произошло оттого, что оси повозки не касались кузова («не тыкались»). О. Н. Трубачёв также выводит название из украинского «нетичанка», которое возводит к польск. najtyczanka — «вид лёгкой повозки» (по Далю «бричка»), в свою очередь объясняемого[7] из немецкого названия города в Чехии — нем. Neu-Titschein.
Вооружение и расчёт
На тачанке (подвижная боевая площадка) в качестве основного вооружения использовался станковый пулемёт, обычно системы Максима.
Экипаж тачанки включал пулемётный расчёт из двух человек (наводчик-пулемётчик и помощник пулемётчика) а также ездового, являвшегося одновременно запасным наводчиком-пулемётчиком.[8]
Боевое использование
В Гражданской войне тачанка использовалась как для передвижения, так и (реже) для нанесения ударов непосредственно на поле боя. Особой популярностью тачанки пользовались у махновцев. Последние использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом отряды Махно легко проходили до 100 км в день несколько дней подряд. Так, после успешного прорыва под Перегоновкой в сентябре 1919 крупные силы Махно за 11 дней прошли более 600 км от Умани до Гуляй-Поля, захватив врасплох тыловые гарнизоны белых[9].
Чаще на тачанках лишь перевозился пулемёт, расчёт и боекомплект. При приближении к полю боя расчёт снимал пулемёт с повозки и вручную перемещал его на позицию. Стрельба непосредственно с повозки предусматривалась в исключительных случаях, так как в этом случае под огонь противника попадали кони. Однако с появлением специально оборудованных пулемётных тачанок с жёстким креплением пулемёта, местами для хранения пулемётных лент и подготовленными расчётами, уже в 1919 году получила распространение поддержка атакующих конных масс пулемётным огнём с тачанок, быстро перемещающихся по полю боя. Вскоре появилась и тактика группового применения пулемётных тачанок в кавалерийских боях.[10]
В соответствии с приказом РВС СССР № 261 от 15 августа 1928 года, на вооружение РККА принята боевая пулемётная повозка для кавалерийских частей (конно-пулемётная тачанка (образца 1926 года)). На 1931—1933 годы был запланирован ввод двух пулемётных тачанок со специальным приспособлением для зенитной стрельбы в каждую пулемётную роту батальонов стрелковых дивизий РККА[уточнить].
Когда на вооружение РККА стали поступать автомобили, танки и танкетки, количество тачанок стало быстро сокращаться. В годы Великой Отечественной войны тачанки также использовались, но уже почти исключительно как средство транспорта для перевозки пулемёта и личного состава. Окончательно они были сняты с вооружения лишь при расформировании кавалерии как рода войск в середине 50-х годов.
Тачанка состояла также на вооружении в Польской армии, причём в 1930-х годах были разработаны специальные армейские образцы повозки (taczanka).
Сегодня, в частности во время вооружённого конфликта в Сирии, тачанками иногда полушутливо называют грузовики и пикапы со смонтированными в кузове крупнокалиберными пулемётами и зенитными установками[11][12].
Тачанка сегодня
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Россия
В селе Ивановское в городском округе Черноголовка в Ногинском районе Московской области маленькая группа энтузиастов возродила к жизни «Тачанку нового типа» из найденных в лесу остатков на основе оригинальных копий чертежей 1930-х годов на синьке. Эту группу возглавил А. К. Бычков (офицер-десантник запаса — идея, поиск архивных чертежей, руководитель), также в неё вошли В. Ю. Микрюков (инженер-конструктор, восстановление чертежей, слесарные работы, сборка), Д. Б. Калинин (столярные, слесарные, малярные работы, сборка), А. П. Казёнкин (слесарные, кузнечные, токарные работы, сборка). Все участники группы родом из Пензенской области. В собственной мастерской заново были изготовлены деревянные детали, а металлические детали использовались оригинальные. После успешного восстановления были проведены испытания тачанки, запряжённой четвериком лошадей, в реальных условиях. После этого тачанка экспонировалась на Красной площади. Сегодня её можно посмотреть в Государственном Военно-техническом музее рядом с её сохранившимися остатками.
Тачанку можно увидеть в экспозиции Музейного комплекса УГМК (Свердловская область, г. Верхняя Пышма).
Галерея
Культурное наследие
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Тачанка стала одним из символов Гражданской войны. Она упоминается в нескольких песнях. Отдельно следует выделить популярную песню «Тачанка» (композитор Константин Листов, слова Михаил Рудерман), исполнявшуюся Ансамблем песни и пляски А. Александрова. Последний куплет этой песни в редакции 1936 года звучал так:
По земле грохочут танки,
Самолёты петли вьют,
О будённовской тачанке
В небе лётчики поют.
И врагу поныне снится
Дождь свинцовый и густой,
Боевая колесница,
Пулемётчик молодой.
Тачанке посвящён рассказ Исаака Бабеля «Учение о тачанке», вошедший в сборник «Конармия» (1924 год).
Митрофан Греков, «Тачанка», 1925 год.
Памятник «Легендарная тачанка».
Памятная стела с тачанкой в г. Каменск-Шахтинский.
Барельеф тачанки на одном из домов Будённовского проспекта, Ростов-на-Дону.
Почтовая марка СССР, 20 лет РККА, 1938 год, стилизованный кадр из фильма «Чапаев»(1934 г.), видна часть тачанки.
30-летие кинофильма «Чапаев» (режиссёры братья Васильевы, 1934). Кадр из фильма: В. И. Чапаев на пулемётной тачанке, художник Е. Бекетов (ЦФА [АО «Марка»] № 3130).
Тачанка на почтовой марке СССР, 1969 год: 50 лет Первой конной.
Тачанка в кино и мультипликации
- «Чапаев» (1934) — художественный фильм братьев Васильевых («Ленфильм»).
- «Александр Пархоменко» (1942) — художественный фильм Леонида Лукова («Ташкентская киностудия», «Киевская киностудия»).
- «Огненные вёрсты» (1957) — художественный фильм Самсона Самсонова («Мосфильм»).
- «Служили два товарища» (1968) — художественный фильм Евгения Карелова («Мосфильм», Творческое объединение «Товарищ»).
- «Орлёнок» (1968) — мультипликационный фильм Витольда Бордзиловского («Союзмультфильм»).
- «Адъютант его превосходительства» (1969) — мини-сериал Евгения Ташкова («Мосфильм»).
- «Долг» (1977) — телевизионный художественный фильм Анатолия Ниточкина (Творческое объединение «Экран»).
- «Тачанка с юга» (1977) — художественный фильм Евгения Шерстобитова («Киностудия имени А. Довженко»).
- «Первая конная» — широкоформатный художественный фильм, историческая драма режиссёра Владимира Любомудрова («Мосфильм»). Фильм посвящён легендарному воинскому соединению — Первой конной армии.
- «Кин-дза-дза!» (1986) — художественный фильм Георгия Данелия («Мосфильм», Творческое объединение комедийных и музыкальных фильмов). Тачанка в фильме — это средство передвижения инопланетянки-артистки Цан.
- «Девять жизней Нестора Махно» (2006) — сериал Николая Каптана (Кинокомпания «Дом-Фильм» при участии Киностудии «Еврофильм-сервис»).
- «Ку! Кин-дза-дза» (2013) — мультипликационный фильм Георгия Данелия и Татьяны Ильиной («Кинокомпания СТВ», Продюсерская кинотелевизионная компания «Ритм», «Югра-фильм», Первый канал). Тачанка в мультфильме — это средство передвижения двух стареньких инопланетян-артистов.
См. также
Примечания
- ↑ Мобильное огневое средство начала XX века . btgv.ru. Дата обращения: 13 января 2020. Архивировано 13 января 2020 года.
- ↑ Сайт Проект «Исторические Материалы», Из Всеподданнейшего доклада по Военному министерству о мероприятиях и состоянии всех отраслей военного управления за 1909 год. . Дата обращения: 13 мая 2013. Архивировано 27 декабря 2019 года.
- ↑ тавричанка . Дата обращения: 22 марта 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года.
- ↑ 4,0 4,1 Каретный Двор. Энциклопедия. Конные экипажи Архивная копия от 13 марта 2007 на Wayback Machine
- ↑ П. А. Аршинов. «История Махновского движения»
- ↑ Нетычанка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Этимологический словарь Фасмера, p. 702 Архивная копия от 20 января 2012 на Wayback Machine
- ↑ Тачанка. Деревянная повозка идеально подошла к тактике гражданской войны и российскому бездорожью Архивная копия от 3 июля 2019 на Wayback Machine Российская газета (01.01.2017)
- ↑ А. И. Деникин «Очерки русской смуты»
- ↑ Петров С. Эх, Тачанка!… К истории создания и боевого применения. // Военно-исторический архив. — 2012. — № 2. — С.77—83.
- ↑ «Сирийский перелом» в Мурманске: медкарты боевиков, «гроб на колёсиках» и грузовики-оборотни Архивная копия от 24 апреля 2019 на Wayback Machine Комсомольская правда (22.04.2019)
- ↑ Иракские военные создали «адскую тачанку» из грузовика и танка Архивная копия от 3 июля 2019 на Wayback Machine Звезда (06.04.2017)
Литература
- Тача́нка // Татары — Топрик. — М. : Советская энциклопедия, 1956. — С. 18. — (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 42).