Тахаш

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Та́хаш (ивр.תחש‏‎) — представитель т. н. Библейской фауны, точная идентификация которого не представляется возможным.

Упоминание в Торе

Шкуры тахашей упоминаются в книге Шемот[1] при перечислении предметов, которые евреям в пустыне предлагалось пожертвовать на постройку Скинии. Из этих шкур был собран верхний полог скинии.

Комментарий Раши

Раши, комментируя этот параграф Торы, пишет:

Тахаш — это животное, существовавшее только в те времена[2]. Шкура тахаша была разноцветной, поэтому Онкелос переводит это слово как сасгона (арам. ססגונא) — словно он радуется (сасивр.שש‏‎) и ликует из-за своей разноцветной окраски (гаванивр.גון‏‎).

Упоминание в Талмуде

Тахаш упоминается в Вавилонском Талмуде в трактате Шабат[3] в дисскуссии мудрецов на тему о возможности использования ритуально нечистого животного для изготовления освящённых предметов. В этой связи рассматривается вопрос, является ли тахаш ритуально чистым животным[4].

Внешний вид

В талмудической литературе не приводится полное описание тахаша, известно лишь его несколько отдельных характеристик:

  • Кожа тахаша имеет много оттенков и покрыта пятнами.
  • У тахаша имеется один рог в центре головы

Ареал

Данные приведённые в источниках не позволяют определить с точностью естественный ареал тахашей. Приведённый в талмуде мидраш утверждает, что эти животные встретились Моисею всего один раз. Взяв за основу это утверждение, можно исключить из возможного ареала тахашей Египет, Аравийский полуостров, Синайскую пустыню и Трансиорданию — места хорошо знакомые Моисею. Отсутствие дополнительных упоминаний об этих существах позволяет исключить из их возможного ареала Землю Израиля и территории персидской империи Ахеменидов.

Попытки идентификации

Попытки идентификации тахаша с одним из существующих представителей фауны предпринимались как мудрецами талмуда, так и современными учёными.

Жираф[5]

Носорог

Дюгонь

Нарвал

А был ли тахаш?

Из некоторых талмудических источников[6][7] следует, что слово «тахаш» не является названием животного, а является названием цвета кожи или способа её обработки. Возможно также, что «тахаш» это название минерала из которого изготовлялся пигмент, использовавшийся для окраски кож.

Примечания

  1. Исх. 25:5
  2. Танхума, разд. Трума, 6.
  3. Шабат, 28б.
  4. Kolel’s Parasha Study (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2011. Архивировано 28 сентября 2011 года.
  5. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 октября 2011. Архивировано 9 июля 2011 года.
  6. (הירושלמי (שבת, פ"ב ה"ג
  7. (מדרש קהלת רבה (וילנא, א, א