Сумцов, Николай Фёдорович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Фёдорович Сумцов
Николай Ѳедорович Сумцовъ
Место рождения Петербург, Российская империя
Научная сфера история, филология
Место работы Харьковский университет
Альма-матер Харьковский университет (1875)
Учёное звание профессор,
член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук (1905),
член-корреспондент РАН (1917)

Никола́й Фёдорович Сумцо́в (1854, Санкт-Петербург — 1922, Харьков) — российский и украинский этнограф, литературовед, историк искусства, музейный деятель. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (с 1905 года); в год правления Павла Скоропадского был избран одним из первых академиков Украинской академии наук.

Биография

Родился в 1854 году, в Санкт-Петербурге, в дворянской семье, происходившей из казацкой старшины Сумского слободского казачьего полка[1]. Его родители были мелкими землевладельцами, имели хутор в Боромле.

Сразу после смерти отца семья переехала на Харьковщину. Во время обучения во 2-й Харьковской гимназии Николай Сумцов обнаружил особые успехи в немецком и французском языках, интересуясь и родным языком; в гимназические годы он сделал свои первые записи народных песен Слобожанщины (по преимуществу, украиноязычных). Среди его любимых писателей были Иван Котляревский и Квитка-Основьяненко. Затем Сумцов обучался на историко-филологическом факультете Харьковского университета, который окончил в 1875 году. Затем учился в Германии, а в 1878 году защитил pro venia legendi диссертацию о князе В. Ф. Одоевском и стал читать в Харьковском университете в качестве приват-доцента лекции по истории русской литературы. С 1880 года — непременный секретарь университета. В 1880 году защитил магистерскую диссертацию «О свадебных обрядах, по преимуществу русских», а в 1885 году докторскую «Хлеб в обрядах и песнях». В 1909 году был утверждён деканом историко-филологического факультета.

С 1887 года Сумцов был председателем Историко-филологического общества при Харьковском университете, стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин. Состоял с 1888 года ординарным профессором Харьковского университета и членом совета попечителя Харьковского учебного округа. Академия наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. В разных изданиях, преимущественно в «Киевской старине», «Этнографическом обозрении», «Сборнике Харьковского историко-филологического общества», «Русском филологическом вестнике». Сумцов напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических. В 1892 году по его инициативе возник Педагогический отдел при Историко-филологическом обществе и начато издание «Трудов» этого отдела.

В 1896 году Сумцовым был открыт уникальный старообрядческий рукописный сборник «Меч Духовный» — «Толкования на Апокалипсис». Последнее сочинение включает в себя критику религиозной доктрины масонов[2].

В 1897—1919 годах Сумцов возглавлял Историко-филологического общества при Харьковском университете. С 1905 года Сумцов заведовал Университетским Этнографическим музеем. Деятельно участвовал в работах издательского комитета Харьковского общества грамотности (составил несколько брошюр для народного чтения). Несколько четырёхлетий состоял гласным Харьковской городской думы. Сумцов — автор статей по малорусской и юго-славянской этнографии и словесности в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, многочисленных сборников украинской народной поэзии, этнографических исследований. Много внимания уделил истории Слободского казачьего войска (СЛКВ), уничтоженного Екатериной Второй 26 июля 1765 года. Написал цикл статей о кобзарстве и выдающихся кобзарях: «Изучение кобзарства» (1905), «Бандурист Кучеренко» (1907) и др. Приписывал кобзарской традиции болгарское происхождение[3].

Член-корреспондент Чехо-Словацкого общества в Праге — с 1899 года член Чешской академии наук и искусства. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук по Отделению русского языка и словесности — с 3 декабря 1905 года.

В суровые годы Первой мировой войны профессор Сумцов занял твёрдую патриотическую позицию. И в ответ на шовинистическую, про-вильгельмовскую декларацию известного немецкого драматупга Герхардта Гауптмана, — Н. Ф. Сумцов подал заявление в городскую театральную комиссию, с предложением изъять из репертуара Харьковского драматического театра пьесы Гауптмана[4].

С 1919 года, по предложению и при содействии Агафангела Крымского, Николай Сумцов в числе первых стал академиком новообразованной Академии наук Украины.

Оценка Сумцова в советской историографии

В официальном заключении на книгу «Украинская культура» (под ред. К. Гуслистого, С. Маслова, М. Рыльского) от 18 августа 1947 года Николай Сумцов был, вместе с Борисом Гринченко, Федором Волковым, Дмитрием Яворницким, Дмитрием Багалеем и многими другими учёными, назван «буржуазным деятелем украинской культуры с националистическими, антинаучными взглядами»[5].

Библиография

Работы по истории русской литературы

  • «Иоанникий Галятовский[6]» (Киевская старина, 1884).
  • «Кн. В. Ф. Одоевский» (Харьков, 1884).
  • «Иоанникий Галятовский» (1884),
  • «Иннокентий Гизель» (1884),
  • «Иоанн Вишенский» (1885)
  • «Лазарь Баранович» (Харьков, 1885).
  • «Речь Ивана Мелешка как литературный памятник» (Киевская старина, 1894).
  • «О влиянии малорусской схоластической литературы XVII века на великорусскую раскольничью XVIII века и об отражении в раскольничьей литературе масонства» — Киев, 1896.
  • «Разыскания в области анекдотической литературы» (1898).
  • «В. А. Жуковский и Н. В. Гоголь» (Харьков, 1902).
  • «А. С. Пушкин. Исследования» (Харьков, 1900).
  • «Эпизоды об А. С. Пушкине», вып. 1—5 (Варшава, 1893—1897).
  • «Поэзия Н. Ф. Чернявского» — Киев: тип. Ун-та св. Владимира, 1904. (оттиск из журнала «Киевская старина»).
  • О литературных нравах южнорусских писателей XVII ст. // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, 1906. — Т. 9. — Кн. 2. — С. 257—280.
  • «К истории южно-русской литературы».
  • «Слобожанщина і Шевченко» (1918).

Монографии о легендах, повестях, былевых мотивах, думах

  • Очерк истории колдовства в Европе — Харьков, 1878.
  • О свадебных обрядах — Харьков, 1881.
  • статьи о писанках, о культурных переживаниях, о проклятиях — по преим. в «Киевской старине».
  • Дума об Алексее Поповиче — 1894.
  • Слобідсько-українські історичні пісні — Харьков, 1918.

Этнографические исследования и сборники

Монографии по истории искусства и педагогике

  • «Леонардо да Винчи» (Сборник Харьковского историко-филологического общества, 1900).
  • «Пособие для устройства научных и литературных чтений» (Харьк., 1895 и 1896).
  • «Культурные переживания» (1889—1890).

Примечания

  1. Прадед ученого, построив хату, оставил на матице надпись: «Семен Сумец».
  2. Свою находку Сумцов описал в статье «О влиянии малорусской схоластической литературы XVII века на великорусскую раскольничью XVIII века и об отражении в раскольничьей литературе масонства». Как нетрудно увидеть из названия статьи, Сумцов разделял официозное предубеждение к староверам, которых он походя обвинил в «обскурантизме».
  3. «Н. Сумцов возводил творцов дум к болгарским войсковым певцам» — Д. Ревуцкий, 1-е изд. БСЭ, т. 23, 1931.
  4. О чём сообщила газета «Русское слово».
  5. Шаповал Ю. Україна ХХ століття: обличчя та події в контексті важкої історії.
  6. Сумцов негативно оценивал сочинения Галятовского, называя их „жалким исчадием киево-могилянской науки“.
  7. Книгу «Слобожане» Сумцов считал своей «лебединой песней» и посвятил своей матери.


Литература

Ссылки