Стилизация (изобразительное искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Л. Бакст. Эскиз костюма раба для постановки балета С. П. Дягилева «Трагедия Саломеи». 1913
Л. Бакст. Эскиз костюма крестьянки для балета «Дафнис и Хлоя». Театр Шатле, Париж. 1912

Стилизация — воспроизведение или «имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, использованных в новом художественном контексте»[1]. Понятие, производное от термина «стиль». Стилизация обычно предполагает трансформацию без потери узнаваемости какого-либо предмета или изображения, поэтому её часто путают с упрощением, геометризацией или абстрагированием. Для воспроизведения какого-либо стиля нужно не упростить, а содержательно преобразовать предмет соответствующим этому стилю образом. В средних художественных училищах, детских кружках и студиях вопреки научному определению термина часто используют понятие «декоративной стилизации» в качестве обобщения формы способом подчёркивания её плоскостности, характера силуэта, текстуры или цвета.

В изобразительном и декоративном искусстве под стилизацией понимают творческий метод, основанный на отношениях: стилизуемый образец — стилизующая композиция. Стиль — редко достигаемая целостность качеств; не случайно его именуют «неосуществленной идеальной тенденцией». Стиль непреднамерен, его возникновение спонтанно; стилизация — результат предварительных размышлений или заданности прототипа, иконографического источника, который именуют стилизуемым. Стилизацию следует отличать от абстрагирования (обобщения формы с отвлечением от случайных и несущественных качеств) и геометризации (упрощения с акцентированием геометрической основы формы).

Стилизация предполагает сознательное использование художником форм, способов и приемов формообразования, ранее созданных в истории искусства. Мысленное перенесение художника в избранную им эпоху, место и время (хронотоп) определяет творческий метод, объекты изображения, аксессуары, атрибуты, колорит, манеру, технические приемы и материалы. Таковы лучшие произведения русских художников объединения «Мир искусства» характерные ретроспективными устремлениями. Для успешного применения подобного метода необходимы интеллект, знание истории культуры, а также значительная историческая дистанция, при которой отчетливо осознаются различия в принципах и закономерностях формообразования стилизуемого образца и стилизующей композиции. В случае отсутствия такой дистанции вместо стилизации возникает копирование (точное воспроизведение) либо репликация — повторение оригинала с небольшими изменениями в деталях. Репликация отличается от копирования или фальсификации, но представляет собой сниженный уровень композиционного мышления. Существуют также различия понятий «стилист» и «стилизатор». Выдающимися стилистами были многие художники объединения «Мир искусства»; стилизаторами — Л. Бакст, К. А. Сомов, Г. И. Нарбут и многие другие. Стилизаторами были английские художники прерафаэлиты.

В архитектуре творческий метод стилизации связан с явлениями историзма, неостилей и эклектики[2].

Стилизация также применяется с целью подчёркивания функциональных или художественно-выразительных качеств предмета. Предметом художественной игры могут избираться отдельные темы, формы и мотивы. Иногда подобный творческий метод так и называют — стилизацией мотива. Характерные примеры — творчество художников ар нуво, выбиравших в качестве стилизуемого мотива изогнутую линию либо причудливые очертания природных форм (так называемый «флоральный стиль»).

Ещё одно значение термина «стилизация» — подчинение композиции художественного произведения условиям более широкого целого — ансамбля с ранее сложившимся стилем, в который это произведение включается на правах составной части. Понимание декоративности как качества, возникающего в результате стремления художника органично вписать свое произведение в окружающую среду, позволяет называть подобный метод декоративной стилизацией. В одном случае стилист мысленно переносится в иную историческую эпоху, в другом — стремится органично мыслить в актуальной, но сложившейся до него пространственно-предметной среде. Поэтому ретроспективную стилизацию можно назвать исторической, или временно́й, а декоративную — пространственной. Декоративная стилизация наиболее полно проявляется в декоративном и монументально-декоративном искусстве: в оформлении интерьера, монументальной росписи, мозаике, фреске, витраже. В крайнем выражении декоративная стилизация приводит к орнаментализации изобразительных форм[3].

Примечания

  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 580—581
  2. Власов В. Г. Формирование идеологии историзма и эклектики в русском искусстве XIX века // Искусство России в пространстве Евразии. В 3 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т.3. Классическое искусствознание и «русский мир». — С.250—286
  3. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2017. — С.181-186

Литература

  • Стилизация // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 Т. СПб.: Азбука-Классика, т. 9, 2008. С.251-259.