Стефан III (IV)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Стефан III (IV)
лат. Stephanus PP. III (IV)
Стефан III (IV)
Флаг
94-й Папа Римский
7 августа 768 — 24 января 772
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник Павел I
Преемник Адриан I

Рождение 720(0720)
Сицилия, Италия
Смерть 24 января 772(0772-01-24)
Отец Олива

Стефан III (IV) (лат. Stephanus PP. III (IV); 720 — 24 января 772) — Папа Римский с 7 августа 768 года по 24 января 772 года.

Ранние годы и избрание Папой

Стефан родился около 720 года на Сицилии и был сыном некоего Оливы[1]. Во время понтификата папы Григория III[2], он прибыл в монастырь святого Хрисогона, где стал бенедиктинским монахом[1]. При папе Захарии он был рукоположён в священники, после чего папа решил принять его на службу в Латеранский дворец. Стефан постепенно продвигался по служебной лестнице и был у постели умирающего папы Павла I, когда конкурирующие группировки начали интриги с целью продвижения своих кандидатов на вакантный престол. Стефан был единственным человеком, оставшимся верным папе Павлу I[1].

768 год был омрачен соперничеством антипап Константина (выдвинутого фракцией тосканских дворян) и Филиппа (кандидата лангобардов). Однако их смог отстранить от престола Христофор, главный нотариус папы, и его сын Сергий, казначей римской церкви, — сторонники Стефана[3]. После бегства Константина Христофор приступил к организации канонического избрания, и 1 августа он собрал не только римское духовенство и армию, но и простой люд у церкви Св. Адриана. Здесь объединенная ассамблея избрала Стефана папой[4]. Затем толпа проследовала к церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере, где признала Стефана избранным папой, и сопроводила его в Латеранский дворец[4].

После этого сторонники Стефана начали жестоко преследовать сторонников Константина, в том числе самого Константина, которого прогнали по улицам Рима с тяжелыми кандалами на ногах[5]. Епископ Феодор, видам Константина, и брат Константина, Пассивий, были ослеплены[5]. После официального низложения Константина 6 августа Стефан был рукоположён Папой (7 августа 768)[6]. Месть сторонникам Константина продолжилась даже после рукоположения Стефана.

Город Алатри восстал в поддержку Константина, и после его захвата лидеры восстания были ослеплены, а их языки вырезаны[7]. После этого по приказу папского хартулария Гратиоса Константин был выдворен из его монашеской кельи, ослеплен и брошен на улицах Рима с указанием, что никто не должен ему помогать[8]. Наконец, по обвинению в заговоре с целью убийства Христофора и сдачи города лангобардам священник Вальдиперт — главный сторонник антипапы Филиппа — был арестован, ослеплен и вскоре умер от ран[5][9].

Роль Стефана III в этих событиях неясна. По словам историка Горация Манна, Стефан был пассивным наблюдателем, и ответственность лежит на хартуларии Гратиосе[5]. Однако, по словам Луи-Мари Корменена, Стефан был ключевым лицом, ответственным за преследования, и он с удовольствием организовал уничтожение своих соперников и их сторонников[8]. Промежуточную позицию занял историк Фердинанд Грегоровиус, который заметил, что Стефан, возможно, не был организатором преследований, но и не стремился их предотвратить из-за своей корысти или слабости своих позиций[10]. Очевидно, что преследования антипап в этот период уже вышли на более высокий уровень - уровень соперничества знатных семей за господство над новыми территориями Папской области. Эти семьи стремились подавить конкурентов и перетянуть папу на свою сторону[11].

Латеранский собор 769 года и конфликт в Равенне

Подавив сторонников Константина, Стефан написал королю франков, Пипину, уведомив его о своем избрании и прося франкских епископов участвовать в совете, на котором папа рассчитывал обсудить недавнюю смуту. Пипин уже умер, и его наследники Карл и Карломан согласились послать двенадцать епископов для участия в Латеранском соборе 769 года[12]. Собор окончательно осудил антипапу Константина, который был избит, а его язык урезан, после чего он был возвращен в келью. Все церковные назначения, сделанные Константином, были признаны недействительными. Собор также приступил к созданию строгих правил папских выборов, ограничивая участие дворянства в последующих выборах. Впредь папой не мог стать простой человек, не прошедший церковной иерархии от низших чинов до сана диакона или пресвитера-кардинала. Участие народа в избрании папы было упразднено. Наконец, практика иконоборчества была осуждена[13].

В 770 году Стефану было предложено подтвердить избрание Михаила, непрофессионала, архиепископом Равенны. Михаил, в союзе с лангобардским королём Дезидерием и герцогом Римини, заключил в тюрьму Льва, избранного архиепископом первым[14]. Стефан отказался подтвердить избрание Михаила. Ссылаясь на решения Латеранского собора, он направил письма и посланников к Михаилу, требуя, чтобы он ушел в отставку[15]. Михаил отказался, и противостояние продолжалось в течение года, до прихода франкского посла в Равенну вместе с папскими легатами, которые убедили оппонентов Михаила свергнуть его и отправить в Рим в цепях. Вскоре после этого Стефан рукоположил архиепископом Равенны Льва[15].

Временный союз франков и лангобардов

Карл Великий, чью поддержку Стефан III пытался получить.

На протяжении своего понтификата Стефан опасался экспансионистских планов лангобардов[16]. Рассчитывая получить поддержку франков, он попытался стать посредником в спорах между Карлом Великим и Карломаном[17]. В 769 году папа помог им примириться и оказывал на них давление, чтобы обеспечить границы Папской области, напоминая им о той поддержке, которую их отец оказывал папству в прошлом. Он также попросил их вмешаться от его имени в дискуссию с лангобардами[18].

Посольство франков было отправлено к королю лангобардов Дезидерию в 770 году, в него вошла мать Карла Великого, Бертрада Лаонская. Их вмешательство имело результат, благоприятный для папства - часть герцогства Беневенто была возвращена папе[18]. Однако, к ужасу Стефана, Дезидерий и Бертрада вступили в переговоры о возможном браке между дочерью короля лангобардов, Дезидераты, и одним из сыновей Бертрады[19]. Возможно, дискуссии шли и вокруг брака сестры Карла Великого, Гизелы, и сына Дезидерия, Адельгиса[20].

Стефан написал Карлу и Карломану, протестуя по поводу предлагаемого альянса[21]. Он напомнил обоим монархам, которые уже были женаты, об обещании франков предыдущим папам, что они будут рассматривать врагов папы как своих врагов, и что они обещали Святому Петру противостоять лангобардам и восстановить права церкви[22]. Он писал:

”Вы, кто уже по воле Бога и вашего отца законно женат на благородных женах собственной нации, которых вы обязаны беречь... И, конечно, не должно изгонять жену и жениться на других, или объединяться в браке с иностранцами, чего не делал ни один из ваших предков... Греховна даже мысль о том, чтобы вновь жениться, когда вы уже женаты. Вы не должны действовать так...”[23]

Его просьбы не были услышаны, и Карл женился на Дезидерате в 770 году, временно закрепив семейную связь франков с лангобардами[24].

Падение Христофора и Сергия

На протяжении 769 и 770 годов Стефан продолжал опираться на поддержку и советы Христофора и Сергия, которых поместил при папском престоле. Их антипатия к лангобардам и общая профранкская позиция вынудили Дезидерия искать их смерти [25][26]. Он подкупил камергера Павла Афиарту и других членов папского двора, чтобы они интриговали против Христофора и Сергия[25]. Когда Дезидерий пытался войти в Рим с армией в 771 году, утверждая, что идет на богомолье в храм Святого Петра, Христофор и Сергий приказали закрыть ворота города. Прибыв к воротам и увидев вооруженных солдат на стенах, король лангобардов просил папу выйти к нему для беседы. Папа ответил согласием. Во время отсутствия Стефана Афиарта и его сторонники подстрекали толпу на свержение Христофора и Сергия. Но Христофор и его сын взяли верх, и вынудили Афиарту бежать в Латеранский дворец[27].

Стефан вернулся в Латеранский дворец и столкнулся в базилике святого Феодора с Афиартой и его сообщниками[28]. По-видимому, в этот момент подозрительный Христофор, опасаясь, что Стефан вступил в какую-то договоренность с Дезидерием, вынудил папу поклясться, что он не выдаст Христофора или его сына лангобардам. После этого Стефан в ярости отругал Христофора и потребовал прекратить преследование Афиарты, приказав Христофору и его последователям уйти[28].

Стефан испугался, что Христофор организует заговор против него, и в итоге пошел даже на то, чтобы просить помощи лангобардов. Он заключил с ними союз, прервав череду пап, ориентировавшихся на Франкское королевство.

На следующий день Стефан отправился в базилику Святого Петра, чтобы искать защиту Дезидерия[29]. Лангобардский король, заперев Стефана в его апартаментах, дал понять папе, что цена за его помощь - выдача Христофора и Сергия[30]. Папа послал двух епископов на переговоры с Христофором, говоря им, что они должны либо уйти в монастырь или прийти в собор Святого Петра. В то же время Дезидерий написал обращение к жителям города, заявив, что:

”Папа Стефан велит вам не начинать войны с братьями вашими, но изгнать Христофора из города и спасти его, себя и своих детей”[31]

.

Это сообщение от короля лангобардов дало желаемый результат. Христофор и Сергий начал подозревать своих сторонников в предательстве, а те, в свою очередь, быстро отмежевались от них. Оба неохотно покинули город, где попали в руки лангобардов. Переговоры по их освобождению были неудачными. В итоге Христофор и Сергий были ослеплены, Христофор умер через три дня, а Сергия держали взаперти в Латеранском дворце.

В попытке упредить возможное вмешательство Карла, Дезидерий вынудил Стефана написать письмо франкскому королю[32], в котором он заявил, что Христофор и Сергий был вовлечены в заговор с посланником брата Карла, Карломана, чтобы убить папу. Кроме того, письмо гласило, что Стефан бежал к Дезидерию для защиты, что если бы не было "этого самого превосходного сына Дезидерия", он был бы в смертельной опасности, и что Дезидерий достиг соглашения с ним, чтобы вернуть церкви все земли, которые были захвачены лангобардами[33].

То, что письмо было фикцией, продемонстрировали последующие события. Когда Стефан напомнил Дезидерию о его обещаниях, которые он дал над телом святого Петра, король лангобардов ответил:

”Будьте довольны, что я удалил Христофора и Сергия, которые интриговали против вас... Кроме того, если бы я не помог вам, вас постигли бы большие неприятности. Карломан, король франков, является другом Христофора и Сергия и будет иметь желание приехать в Рим и захватить вас”[34]

.

Последующие неудачи и смерть

Дезидерий продолжал реализовывать свои интересы в Италии. В 771 году он сумел убедить епископов Истрии отвергнуть авторитет патриарха Градо и перейти в юрисдикцию патриарха Аквилеи, который был под контролем лангобардов[35]. Стефан писал мятежным епископам, угрожая им отлучением, но тщетно: епископы понимали, что истинным хозяином Рима в этот момент был Дезидерий[35].

После падения Христофора Павел Афиарта продолжал служить при папском дворе. В начале 772 года, когда Стефан заболел и стало ясно, что он умирает, Афиарта воспользовался этим, чтобы изгнать ряд влиятельных священнослужителей и знати из Рима, в то время как других посадил в тюрьму[36]. 24 января, за восемь дней до смерти Стефана, Афиарта вытащил слепого Сергия из его кельи в Латеранском дворце и приказал задушить[35].

Стефан умер 1 февраля 772 года.

В средние века Стефан III почитался как святой на его родном острове Сицилия. Различные календари и мартирологи, например, древний календарь святых Сицилии, помещает Стефана среди святых и назначает его праздник на 1 февраля. Однако попытка граждан Сиракуз убедить Ватикан официально одобрить святость папы не увенчалась успехом из-за его неоднозначной репутации[37].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Mann, pg. 369
  2. DeCormenin, pg. 197
  3. Mann, pgs. 362-367
  4. 4,0 4,1 Mann, pg. 368
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Mann, pg. 370
  6. Mann, pg. 371
  7. Mann, pgs. 371-372
  8. 8,0 8,1 DeCormenin, pg. 198
  9. Partner, pg. 27
  10. Gregorovius, Ferdinand, The History of Rome in the Middle Ages, Vol. II, pg. 329
  11. Duffy, Eamon, Saints & Sinners: A History of the Popes (1997), pg. 72
  12. Mann, pgs. 372-373
  13. Mann, pgs. 373-375
  14. DeCormenin, pg. 199
  15. 15,0 15,1 Mann, pg. 376
  16. Mann, pgs. 376-377
  17. Mann, pgs. 377-378
  18. 18,0 18,1 Mann, pg. 378
  19. Mann, pg. 378-379
  20. Mann, pg. 379
  21. McKitterick, Rosamond, Charlemagne: The Formation of a European Identity (2008), pg. 84
  22. Mann, pg. 381
  23. Mann, pg. 380
  24. Mann, pg. 382
  25. 25,0 25,1 Mann, pg. 383
  26. DeCormenin, pg. 200
  27. Mann, pgs. 383-384
  28. 28,0 28,1 Mann, pg. 384
  29. Partner, pg. 28
  30. Mann, pgs. 384-385
  31. Mann, pg. 385
  32. Mann, pg. 388
  33. Mann, pg. 387
  34. Mann, pg. 389
  35. 35,0 35,1 35,2 Mann, pg. 390
  36. Mann, pgs. 389—390
  37. Mann, pg. 393

Ссылки