Спевсипп

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Спевсипп

Спевси́пп (др.-греч. Σπεύσιππος) (409 до н. э. — 339 до н. э.) — древнегреческий философ, племянник и ученик Платона. После смерти Платона руководил Платоновской академией. По свидетельству Диогена Лаэртского, Спевсипп, в отличие от Платона, брал плату с учеников в Академии. Упомянут Аристотелем в трактате Метафизика[1]. Спевсипп был сыном Евримедонта, афинянина, из дема Мирринунта, и Потоны, Платоновой сестры. Сопровождал Платона во время третьей поездки на Сицилию. Воздвигнул изваяния Харит в святилище Муз, основанном Платоном в Академии. Спевсипп не принял или не понял учения Платона об идеях и превратил платонизм в пифагореизм[2]. В области этики Спевсипп проповедовал «несмутимость» (др.-греч. ἀοκνησία), с которой вполне сопоставима развитая концепция «невозмутимости» (ἀταραξία) Эпикура. В области логики на материале биологии и ботаники проводил логическое различение родовых и видовых признаков[3]. Покончил жизнь самоубийством.

Примечания

  1. Аристотель. Метафизика, кн.12, 1072b32
  2. Спевсипп (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 января 2009. Архивировано 23 сентября 2011 года.
  3. Древняя Академия. Дата обращения: 28 января 2009. Архивировано 16 августа 2009 года.

Источники

  • Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М., «Мысль», 1986. 4 кн.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика

Литература

  • Античная философия: Энциклопедический словарь. М., 2008. С.694—698. ISBN 5-89826-309-0 (ошибоч.)
  • Мочалова И. Н. Философия ранней академии. СПб., 2007. — 144 с. ISBN 978-5-8290-0712-6
  • Диллон Дж. Средние платоники. СПб., 2002. С.23—34.
  • Delattre D. Speusippe, Diogene de Babylone et Philodeme // Cronache Ercolanesi. Bollettino del Centro internazionale per lo studio dei Papiri Ercolanesi. Napoli. 23, 1993, p. 67—86
  • Halfwassen J. Speusipp und die metaphysische Deutung von Platons Parmenides // Hen kai Plēthos: Festschrift für Karl Bormann. — Würzburg, 1993. — S.339—373.
  • Halfwassen, Jens, 1992, “Speusipp und die Unendlichkeit des Einen: Ein neues Speusipp-Testimonium bei Proklos und seine Bedeutung”, Archiv für Geschichte der Philosophie 74: 43—73.
  • Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the method of division // Classical quart. — Oxford, 2000. — N 50. — Р. 402—414.
  • Fischer, M., De Speusippi Atheniensis vita et scriptis, Rastadii, 1845