Спатаро, Джованни

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Джованни Спатаро
Основная информация
Профессии теоретик музыки

Джова́нни Спата́ро (Giovanni Spataro, также Spadaro, также в латинизированной форме: Joannes Spatarius) (26 октября 1458, Болонья — 17 января 1541, там же) — итальянский теоретик музыки.

Биография

Дед Спатаро был торговцем оружием, на что указывает его прозвище Spataro (или Spadario)[1]. В 1470-84 учился музыке и музыкальной теории у Рамоса де Парехи, который в эти годы жил в Болонье. С 1505 был певчим, затем до конца жизни руководил хором в болонском соборе св. Петрония, где и был похоронен (могила не сохранилась).

Творчество

Плохо зная латынь и вовсе не зная греческого, Спатаро черпал свои познания не столько из чтения авторитетного Боэция и великих греков, сколько из эмпирических обобщений музыкальной практики своего времени, из непосредственного общения с музыкантами. Активно переписывался со многими известными музыкантами, в основном, в полемическом тоне. Научная полемика Спатаро, начавшаяся как защита учения Рамоса де Парехи, расширилась затем далеко за пределы теории Рамоса. Об остроте полемики можно судить по сохранившимся письмам Спатаро и трём опубликованным его трактатам: «Достойная защита Бартоломео Рамиса [де Парехи], против сочиненьица Николо Бурци Пармского» (Bartolomei Ramis honesta defensio in Nicolai Burtii parmensis opusculum. Bologna, 1491)[2], «Ясное и достовернейшее доказательство...» (Dilucide et probatissime demonstratione. Bologna, 1521) и «Ошибки Франкино Гафури» (Errori de Franchino Gafurio. Bologna, 1521). Из многочисленных писем Спатаро к Ф.Гафури, П. Арону, Дж. дель Лаго и другим известным музыкантам, сохранились 53[3]. Ряд рукописных трудов Спатаро потерян, в том числе трактат, направленный против ладового учения Арона, и трактат о мензуральной нотации и о контрапункте.

В своих трудах и письмах Спатаро обсуждал многие проблемы музыкальной науки, в особенности гармонии. Он допускал использование увеличенных октав и уменьшённых квинт, а на критику такой техники композиции как ошибочной отвечал призывом к непосредственному суждению слуха. В одно из его писем к П.Арону (1524) входит обсуждение расшифровки уникального канона А. Вилларта, который некоторые исследователи рассматривают как упражнение для обучения певчих интонированию в чистом строе (при этом сам Спатаро оперировал категориями пифагорова строя)[4]. В «Трактате о музыке» (Венеция, 1531)[5] основное внимание Спатаро уделял трактовке мензуральных длительностей в связи с теорией пропорций.

Подавляющая часть музыкальных сочинений Спатаро утрачена, сохранились семь мотетов.

Примечания

  1. Итал. spada (spata) меч.
  2. Репринт опубликован в книжной серии «Monumenta bononiensia», II/1 (Bologna, 1967).
  3. Опубликованы в книге: A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.
  4. Это письмо опубликовал Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (1600).
  5. Полное оригинальное название: Tractato di musica di Gioanni Spataro musico bolognese nel quale si tracta de la perfectione da la sesqualtera producta in la musica mensurata exercitate.

Литература

  • Lindley M. Fifteenth-century evidence for meantone temperament // Proceedings of the Royal Musical Association 102 (1975-76), pp.37-51.
  • Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985 (см. с. 191-232).
  • Airoldi R. La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
  • A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.
  • Busse Berger A.M. Mensuration and proportion signs: origins and evolution. Oxford: Clarendon Press, 1999

Ссылки