Скинхеды

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Hoxton Tom McCourt[en], бас-гитарист группы 4-Skins, в 1977 году.

Скинхе́ды, разг. скины́ (англ. skinheads, от skin — кожа и head — голова) — собирательное название представителей молодёжной субкультуры, а также нескольких её ответвлений.

История

Скинхеды 1970-х гг.
Скинхед (Великобритания)

Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Одним из первых названий субкультуры было «HardMods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов, а также с ямайскими рудбоями. Движение представляли выходцы из небогатых семей, которые выражали презрение к буржуазному обществу. В их субкультуре важное значение имела музыка, привезенная с Ямайки, такая как регги и ска, поэтому среди первых скинхедов встречались и темнокожие[1]. Таким образом, расизм как составная часть идеологии отсутствовал у скинхедов первой волны. Они выражали неприязнь к выходцам из Пакистана, но скорее как к представителям «буржуазии», так как среди тех было много занимавшихся торговлей[2].

В 1970-х гг. скинхеды появляются и в США, где примерно до середины 1980-х гг. они не проявляли националистических тенденций[2]. Придерживаются различных политических взглядов.

Националистическое скин-движение начинает формироваться в Англии уже в конце 1970-х гг. В это время страна находилась в экономическом кризисе. В наиболее депрессивных регионах появилась субкультура «скинхедов второй волны», которая вращалась вокруг уличных драк. На фоне массового закрытия предприятий, безработицы и сокращения социальных пособий, ультраправые обвиняли в экономических проблемах мигрантов, особенно выходцев из Азии и Африки. Также националисты спонсировали создание музыкальных скин-клубов, где играли музыку с расистскими текстами[2]. Ключевой фигурой у националистов-скинхедов стал музыкант-расист Ян Стюарт, который основал движение «Рок против коммунизма», группу Skrewdriver и сформировал из скинхедов организацию Blood and Honour. В начале 1980-х гг. Ян Стюарт налаживает связи с германскими праворадикалами и распространяет среди поклонников нацистскую символику и увлечение нордизмом[1].

В этот период проходят стычки между скинхедами первой и второй волны, однако пресса их освещает как «побоища между националистами-скинами». В итоге на основе «старых» скинхедов формируется движение «ред-скинз», ориентирующееся на левую идеологию, но перенявшее внешний вид «новых» скинхедов[2].

В 1980-х годах в Германии и других странах Европы, а также США, Канаде, Австралии возникает националистическое скин-движение[2] и появляются «арийские» рок-группы, которые настраивают поклонников против мигрантов и пропагандируют гитлеризм под эвфемизмом «одинизм». В конце 1980-х — 1990-х годов наблюдается рост нападений и убийств на почве расовой ненависти в Европе и США. В странах Восточной Европы скин-движение приняло особенно жестокий и расистский характер. Жертвами в этих странах часто становятся цыгане[1].

Характерной особенностью националистов-скинхедов в ФРГ было их немедленное обращение к убийствам. Нападения совершались чаще всего на турок и курдов, при этом филиалы турецкой ультраправой ПНД игнорировались[2].

В свою очередь движение «красных» скинхедов также распространяется по некоторым странам Европы и США[2].

В СССР первые скинхеды заявляли о борьбе «с оккупационным режимом» и появились в Прибалтике. Они нередко гордились родственниками, которые воевали в СС[1].

Культура

Внешний вид

Ботинки Dr. Martens и джинсы Levi’s 501

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: свитеры, джинсы Levi's, классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки[3] (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен. Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip (англ. Symarip), записанных в 1969 году.

Группа Slade использовала внешний вид скинхедов первой волны в 1969 году (впоследствии Slade изменили свой внешний вид).

Эта внешность всё чаще появлялась на футбольных трибунах. Репортёр Йан Уолкер так описывает группу скинхедов на футбольном матче в 1968 году[4]:

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead» Ника Найта[5], изданной в 1982 году.

В 1991 году Джордж Маршалл издал книгу Spirit of '69 — A Skinhead Bible[6] с более подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом Skins[7] с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Музыка

Группа Symarip, 1969 год

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х[8][9]. Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records, Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали своё предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами.

Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен, Ллойд Террел, Рико Родригес, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. В конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров.

Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки, стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день[10]. В начале своей карьеры группу поддержал Лорел Эйткен, помогший им подписать контракт с EMI[11]. Для песни «Skinhead Moonstomp» Монтгомери Нейсмит, игравший в группе на органе, скопировал вступление из хита Сэма и Дейва «I Thank You», заменив только несколько слов.

Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами — фильм Reggae Хораса Оува[en], содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли 1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.

Русские скинхеды

История и численность движения

В России скинхеды появились в начале 1990-х годов. В отличие от Западной Европы, российские скинхеды, как и в других странах Восточной Европы, относились практически только к националистам-скинхедам.

Александр Тарасов считает ключевыми причинами резкого роста движения скинхедов в России развал системы образования и воспитания, а также экономический спад и безработицу во время реформ 1990-х годов. Росту численности скинхедов также способствовала война в Чечне, сопутствующая ей неприязнь к выходцам с Кавказа и недостаточная активность правоохранительных органов в борьбе с праворадикальными организациями[2]. По мнению Виктора Шнирельмана, на распространение расизма и «арийской идентичности» среди скинхедов в России также повлияла антикоммунистическая пропаганда и критика интернационализма в период «дикого капитализма» 1990-х, когда социал-дарвинизм и «стремление к героическому» способствовали популярности образов «сверхчеловека» и «высшей аристократической расы»[1].

По данным на основе включенного наблюдения, осуществлявшегося в 1996—2008 годах адвокатом и исследователем С. В. Беликовым, первые «бритоголовые» появились в Москве в начале 1990-х годов, их число составляло не более нескольких десятков. В 1993—1994 годах численность скинхедов в Москве достигла 150—200 человек, в эти же годы первые группировки «бритоголовых» начали возникать в крупнейших городах России (Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде и Нижнем Новгороде). В 1995—1996 годах общая численность скинхедов в России превысила 1000 человек, а их субкультура и идеология стали заметны в среде правого политического экстремизма. В 1996—1998 произошёл скачок численности и организованности: в 1998 году в Москве насчитывалось около 20 организованных объединений, появились печатные издания, фирмы, удовлетворявшие спрос на скинхед-атрибутику, а также музыкальные скинхед-группы. В 1998—2000 годах возросшее внимание милиции и общества привело к спаду скин-движения, которое избавилось от случайных людей. В 2000—2004 годы отмечался новый подъём, который закончился к 2004 после усиления репрессивных и сдерживающих мер со стороны государства и проведения ряда «показательных» судебных процессов[12]. В конце 1990-х — начале 2000-х годов московские бритоголовые собирались на Таганке и на ВДНХ, но в связи с ужесточением мер по противодействию экстремизму происходит рассредоточение скинхед-бригад по Москве и области. По оценкам Беликова, в 2002 году примерная численность скинхедов достигала 5 — 7 тысяч в Москве и около 2 тысяч в Санкт-Петербурге[13].

Половой и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни; девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению. Женские скин-группы считались городской легендой, однако, по мнению С. В. Беликова, в 2000-х годах существовали, но были малочисленны и полностью находились под контролем мужских компаний. Социальный состав скинхедов, по оценке С. В. Беликова, менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14—18 лет из неблагополучных семей «спальных районов», во второй половине десятилетия это студенты, представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи с либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом[12].

Субкультура российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, был таким: чаще коротко стриженные волосы, чем «полированная голова», куртка («бомбер», «скутер» или джинсовая — в основном фирм Lee, Levi’s, Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Levi’s, Wrangler) или камуфлированные штаны тёмных цветов, заправленные или подвёрнутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dr. Martens, но в России часто обычные берцы). Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100—150 граммов, длиной около 60-80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя, наряду с такими украшениями, как браслет из мотоцепи и кулон из маховика запорного вентиля. Согласно популярной городской легенде, по цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: чёрные — нейтральный, белые — расист, коричневые — неонацист, красные — коммунист или леворадикал, зелёные — экофашист, голубые — гей-скинхед.

Беликов выделил следующие типажи скинхедов: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники». Также он описал три выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.[12]

Скинхеды в Беларуси

Первые скинхеды появились в Беларуси в 1996 году[14]. Их численность в Минске оценивалась в 2009 году около 300 человек, в 2000-е годы существовали такие объединения белорусских бритоголовых, как «Белорусская партия свободы», «Край», «Славянский Союз — Беларусь», «Белая воля» и другие[14].

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads) — возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов — преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг — «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды — ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк-сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространёнными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников.
  • Бонхеды — появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты, некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы.
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices) — «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads) — «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма, анархизма. Прополитичное движение.

Предубеждения

В английском языке skinhead subculture — распространённое словосочетание, его часто можно встретить в фанзинах и на многочисленных Интернет-сайтах. В России под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса, использующие символику и когда это удобно — идеи НС-скинхедов для оправдания хулиганских действий. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации слово скинхед используется в качестве ярлыка в рамках существующего явления социальной стигматизации, когда скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Виктор Шнирельман. Порог толерантности. Виктор Шнирельман. Как это начиналось. Новое литературное обозрение, 2014
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Александр Тарасов Порождение реформ: бритоголовые, они же скинхеды Архивная копия от 7 января 2022 на Wayback Machine
  3. Описание на сайте oioioi.ru
  4. Йан Уолкер.  // New Society[en]. — 1980.
  5. Nick Knight — Skinhead Архивная копия от 26 апреля 2012 на Wayback Machine, ISBN 0-7119-0052-3
  6. ISBN 1-898927-10-3
  7. ISBN 0-9552822-9-2, ISBN 978-0-9552822-9-4
  8. Карл Гэйл. This Is Reggae Music… // Журнал Black Music. — 1976. — № 3(28). — С. 40.
  9. Михаил Пискунов — «Регги для рабочего класса». (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 января 2011. Архивировано 16 декабря 2010 года.
  10. Oi!-группа The Oppressed Архивная копия от 1 ноября 2017 на Wayback Machine записала песню «Skinhead Girl» на одном из своих альбомов
  11. Майкл де Кёнинг, Марк Гриффитс. Tighten up! The history of reggae in the UK. — Sanctuary Publishing Limited, 2003. — С. 39. — ISBN 1-86074-559-8.
  12. 12,0 12,1 12,2 С. В. Беликов. Бритоголовые // Молодёжные субкультуры Москвы / Сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова.. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2009. — С. 226—252. — 554 с. — ISBN N 5-201-14594-9. Архивная копия от 17 июня 2015 на Wayback Machine
  13. Беликов Сергей Владимирович. Бритоголовые. Все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. — М.: Издательский центр РГГУ, 2002. — С. 1.
  14. 14,0 14,1 http://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-subkultury-na-sovremennom-etape-razvitiya-belorusskogo-obschestva-na-primere-goroda-grodno Архивная копия от 5 января 2016 на Wayback Machine С. 172

Литература