Синопа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Синопа

Синопа (др.-греч. Σινώπη) — в древнегреческой мифологии нимфа. Эпоним кикладского острова Синопы (?)[1].

Дочь речного бога Асопа и Метопы. Похищена Аполлоном и оказалась в тех местах, где ныне стоит город Синопа. Родила от Аполлона сына Сира[2]. Упоминание о Синопе, дочери Асопа, есть уже у Евмела Коринфского, а о похищении Аполлоном — у Коринны[3]. По другой версии, похищена Зевсом, который позволил ей просить у него, что захочет, и она попросила оставить её девушкой. Аполлон и Галис также не смогли разделить с ней ложе[4]. О девственности Синопы упоминал Аристотель[5]. Этот миф символизирует политическую независимость полиса.

У Андрона Теосского Синопа считается амазонкой, которую первоначально звали Санапа.

Синопа названа амазонкой также в анонимном «Перипле Понта Евксинского» (V век, строки 986—989)[6].

Упоминается Синопа также у древнегреческого историка Юстина в его труде «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»»:

Вместо Марпезии вступила на царство дочь её Синопа. Кроме исключительного знания военного дела, она вызывала всеобщее изумление тем, что в течение всей своей жизни сохранила девство. Благодаря доблести этой правительницы амазонки прославились настолько, что [тот] царь, для которого Геркулес должен был совершить двенадцать своих подвигов, потребовал у него как невозможного, чтобы он принес оружие амазонской царицы.

Юстин, «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»» Книга II, Гл. 4[7]

Упоминается Синопа также у Ксенофонта, древнегреческого писателя и историка, в его труде «Анабасис. Греческая история / Ксенофонт»:

(8) Придя в лагерь, они начали говорить, и Гекатоним, который считался хорошим оратором, сказал: "Воины, нас послал город Синопа с поручением восхвалить вас как эллинов, победивших варваров, а также принести вам поздравления по случаю того, что, пройдя, как мы слышали, через многочисленные и тяжелые испытания, вы спаслись и явились сюда.

Анабасис. Греческая история / Ксенофонт, Книга пятая - ГЛАВА V

(2) На третий день похода эллины пришли в Керасунт — эллинский город на берегу моря, колонию Синопы в Колхиде.

Анабасис. Греческая история / Ксенофонт. Книга пятая - ГЛАВА III

(22) Отсюда они прошли в два перехода 7 парасангов и прибыли к морю в Трапезунт, многолюдный эллинский город на Евксинском Понте, колонию Синопы в стране колхов. Там они пробыли около 30 дней в деревнях колхов, откуда делали набеги на Колхиду.

Анабасис. Греческая история / Ксенофонт., Книга четвертая - ГЛАВА ГЛАВА VIII

Примечания

  1. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.427
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 72, 2; Плутарх. Лукулл 23
  3. Евмел, фр.10 Бернабе; Коринна, фр.654 Пейдж, см. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.137-138
  4. Аполлоний Родосский. Аргонавтика II 939—947; Валерий Флакк. Аргонавтика V 110—112
  5. Аристотель, фр.581 Розе, см. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.141
  6. FGrHist 802 F3, см. Иванчик А. И. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005. С.135, 138
  7. Юстин, «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа»» Книга II, Гл. 1 [1] Архивная копия от 26 марта 2012 на Wayback Machine