Серафим (Роуз)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Серафим Роуз»)
В Руниверсалис существуют статьи о других людях с именем Серафим и фамилией Роуз.
Серафим Роуз
Seraphim Rose
Имя при рождении Юджин Деннис Роуз
Страна Флаг США
Место службы Монастырь Преподобного Германа Аляскинского
Сан иеромонах
Рукоположён 1977
Светское образование Американская академия азиатских исследований
Помонский колледж  (англ.)
Калифорнийский университет в Беркли
Известен как иеромонах; духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в США, вызвавших большой интерес в России.
Церковь Русская православная церковь заграницей

Иеромона́х Серафи́м (англ. Hieromonk Seraphim, в миру Ю́джин Де́ннис Ро́уз, англ. Eugene Dennis Rose; 13 августа 1934, Сан-Диего, Калифорния — 2 сентября 1982, Платина, Калифорния) — священнослужитель Русской православной церкви заграницей, иеромонах; духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в США, вызвавших большой интерес в России.

Биография

Родился 13 августа 1934 года в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего в протестантской семье. Окончив Старшую школу Сан-Диего  (англ.) с отличием, в 1952 году поступил в Помонский колледж  (англ.), недалеко от Лос-Анджелеса, где изучал китайскую философию. В 1956 году, окончив колледж magna cum laude, поступил в Американскую академию азиатских исследований в Сан-Франциско, где под научным руководством Алана Уотса занимался изучением сравнительного анализа религий, который давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Каждую религию Юджин Деннис Роуз изучал на её родном языке. Например, конфуцианские тексты читал на древнекитайском. В совершенстве знал французский язык и латынь. Здесь он впервые познакомился с трудами Рене Генона, и, вслед за ним, встал на стезю поисков аутентичной духовной традиции. Из-за дружбы с Йоном Грегсоном, сокурсником по Американской академии азиатских исследований, и после посещения русского православного собора Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско около 1957 года порвал с буддизмом и начал посещать православные богослужения, учить русский язык, изучать книги о православии.

В 1961 году окончил Калифорнийский университет в Беркли, защитив диссертацию по теме «„Пустота“ и „Полнота“ у Лао-цзы» (англ. "'Emptiness' and 'Fullness' in the Lao Tzu) и получив степень магистра гуманитарных наук по восточным языкам. Несмотря на то, что в университете ему прочили блестящую карьеру, он оставляет учёбу на время, необходимое для написания книги — исследования духовного состояния современного человека.

15 февраля 1962 года в Сан-Франциско был принят в Русскую православную церковь заграницей через таинство миропомазания[1], был духовным чадом святителя Иоанна Шанхайского[2]. После перехода в православие познакомился с русским эмигрантом — выпускником Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорджанвилле Глебом Подмошенским. Вместе они начали издавать бюллетень «Православное слово», затем открыли при храме лавку «Православные иконы и книги» — одну из первых в США, ставшую одним из духовных центров русского православия в Америке. Юджин интенсивно изучал русский и церковнославянский языки, был чтецом в храме, окончил теологическую школу в Сан-Франциско.

В середине 1960-х годов Юджин и Глеб решают основать православное братство. В 1967 году на севере Калифорнии в лесу недалеко от городка Платина был приобретён участок земли, на котором был возведён скит в честь преподобного Германа Аляскинского. В 1969 году они переезжают в скит, а 27 октября 1970 году постригаются в монахи: Юджин под именем Серафим в честь Серафима Саровского, а Глеб под именем Германа в честь Германа Аляскинского. В монастыре они продолжают издавать «Православное слово», пишут и издают труды духовно-просветительного и богословского содержания, ведут активную миссионерскую деятельность.

11/24 апреля 1977 года Серафим рукоположён во священники епископом Нектарием (Концевичем)[3]

Могила иеромонаха Серафима (Роуза)

Умер 2 сентября 1982 года в возрасте 48 лет от болезни.

Смерть о. Серафима принесла с собой нечто крайне удивительное для нашего времени. Тело его, в жару позднего калифорнийского лета, лежавшее в досчатом гробу посреди монастырской церкви, на взгляд и ощупь оставалось совершенно живым, а вид лица был настолько светлым и утешительным, что мы, вопреки старинному монашескому обычаю, не решились закрыть его. Даже дети стояли кругом гроба, не в силах отойти прочь. Перед нами лежал человек святой жизни, нарушивший природный процесс распада, и наши сердца откликнулись на Божию благодать.Архиепископ Хризостом. Воспоминания об о. Серафиме (Orthodox America, Aug.-Sep. 1982).

Книгу об отце Серафиме («Жизнь и труды. Отец Серафим (Роуз)») написал иеромонах Дамаскин (Христенсен). Среди богословов стран бывшего СССР похвальный отзыв о Серафиме Роузе оставил, например, архимандрит Рафаил (Карелин)[4].

Православные многих стран мира почитают Серафима Роуза как подвижника[5]. Написан ряд его икон, верующими ведется подготовка к канонизации[6][7].

Цитаты

Было бы слишком поверхностным заключением сказать, что прославление Новомучеников и Царской Семьи приведёт к восстановлению Святой Руси. Но православные русские люди и в России, и в рассеянии, если воспримут это событие всем своим сердцем, то оно сможет послужить поводом к раскаянию в грехах, а влияние его на самую Россию и измерить нельзя…Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира.

«Нет большего сродства и близости чем у Бога с душой и у души с Богом, — писал святой Макарий Великий. — Когда душа лишена Бога, она принимается искать». Она не находит его в католичестве, потому что католичество — это провинциальный извод подлинного христианства, засорённый человеческими домыслами. Не встретит она Бога и в протестантстве, потому что для протестантов Бог — это что-то чрезвычайно личное, сокрытое в глубине души, да в такой глубине, что уж и непонятно, есть ли Бог для протестантов. И не будет встречи в так называемых восточных религиях, потому что в некоторых из них Бога просто-напросто нет, в других на место Бога встают кумиры, а в иных Бог как будто бы есть, но о нём ничего неизвестно. Но вот — православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда. «Не знаем, где мы были — на земле или на небе, где поют ангелы», — говорили святому князю Владимиру русские послы, побывавшие на богослужениях в Константинополе. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У неё начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие — подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов[8].

Одна из цитат иеромонаха гласит — «Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается!»[9]. Цитата оказала огромное влияние на лидера группы Алиса Константина Кинчева, который высказал свое виденье цитаты — «Полезно задумываться о том, что сейчас уже поздней, чем мы думаем, поскольку смерть, она настигает каждого из нас. И зачастую, как правило, внезапно». Слова иеромонаха легли в основу названия альбома группы Алиса — «Сейчас позднее, чем ты думаешь» (2003)[источник не указан 2669 дней].

Основные труды

  • Fr. Seraphim Rose. Blessed John the Wonderworker: A Preliminary Account of the Life and Miracles of Archbishop John Maximovitch. — Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1987. — 477 p. — ISBN 0938635018.
  • Fr. Seraphim Rose. Genesis, Creation and Early Man. — Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 2000. — 712 p. — ISBN 1887904026.
  • Fr. Seraphim Rose. God’s Revelation to the Human Heart. — Platina: Saint Herman Press, 1988. — 48 p. — ISBN 0938635034.
  • Fr. Seraphim Rose. Letters from Father Seraphim. — Nikodemos Orthodox Publication Society, 2008. — ISBN 1879066084.
  • Nihilism: The Root of the Revolution of the Modern Age. Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1994. (ISBN 1887904069) (as Eugene Rose).
  • Orthodoxy and the Religion of the Future. Platina: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1975. (ISBN 188790400X)
  • The Apocalypse: In the Teachings of Ancient Christianity. Platina: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1985. (ISBN 0938635670)
  • The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. Platina: Saint Herman of Alaska Brotherhood, 1983. (ISBN 0938635123)
  • The Soul After Death: Contemporary «After-Death» Experiences in the Light of the Orthodox Teaching on the Afterlife. Platina: St. Herman of Alaska Brotherhood, 1988. (ISBN 093863514X)
переводы трудов на русский язык


Примечания

  1. [1] (недоступная ссылка)
  2. Преподобный Серафим Платинский (Роуз). (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2010. Архивировано 27 июля 2010 года.
  3. Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Отец Серафим (Роуз). Жизнь и труды / Пер. с англ. под ред. С. Фонова. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — С. 710—726..
  4. Сайт архимандрита Рафаила (Карелина).. Дата обращения: 6 июня 2012. Архивировано 8 июня 2012 года.
  5. Иеромонах Серафим Роуз на saint-fathers.org. (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года.
  6. Преподобный Серафим Платинский (Роуз). Подготовка материалов к канонизации.. Дата обращения: 25 апреля 2012. Архивировано 28 апреля 2012 года.
  7. Юферева В. «Крестный ход из Курской губернии» (цитируется Серафим Роуз). Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  8. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 сентября 2007. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  9. Группа АЛИСА - Пресса. www.alisa.net. Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 12 декабря 2010 года.

Литература

Ссылки