Серафимы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Серафимы
ивр.שׂרף‏‎
Серафимы, поддерживающие престол Бога (миниатюра XIV века)Серафимы, поддерживающие престол Бога
(миниатюра XIV века)
Толкование имени «жечь», «испепелять»
Имя на других языках лат. seraphi[m]
др.-греч. σεραφίμ
Атрибуты огненный меч[источник не указан 3282 дня]
Характерные черты шесть крыльев, обычно красного цвета; от одного до 16 ликов
«Шестикрылый серафим»
(М. А. Врубель, 1905 год)

Серафи́мы (ивр.שְׂרָפִים‏‎; множественное число от ‏שָׂרָף‏‎ — «пылающий, огненный») в иудейской и христианской традиции — высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу[1][прим. 1].

Этимология и интерпретация имени

Древнееврейское слово «сараф» (ивр.שָׂרָף‏‎, śārāf; множественное число — ‏שְׂרָפִים‏‎, śərāfîm) имеет несколько значений[2]: пылающий, огненный; змей, летающий змей, змееподобная молния; летающий дракон или грифон, управляемый с земли воздушный змей.

Эти значения используются в следующих местах Священного писания:

  • «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ» (Чис. 21:6).
  • «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя» (Чис. 21:8).
  • «не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29).
  • «аспиды и летучие змеи» (Ис. 30:6).

В Библии

Серафим. Изображение в Соборе Святой Софии, Стамбул

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога[3]. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!

[4]

Серафимы прикрывают крыльями лица, чтобы не видеть лица Бога[1]. Несколькими строфами ниже к пророку прилетает серафим, чтобы горячим углём очистить мужчину от скверны:

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.» (Ис. 6:6)

Второе упоминание о серафимах находится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсис), (I век н. э.) и дошедшие до нас на древнегреческом языке, эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то время как иудаизм её не признаёт[4].

Отк.4:6—9:

И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.

[4]

Дионисий Ареопагит

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте[3].

В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью[5].

Внешний вид

Мозаика с изображением серафима. Фрагмент фасада Никольской церкви. Вознесенская Давидова пустынь (Московская область)

Из пояснений Исаии и Дионисия, художникам прошлого было крайне трудно вывести точный зрительный образ серафимов, который, по одной из версий, мог бы уходить корнями в облик существовавших ранее духовных существ родом из сирийских мифов, датировавшихся первым тысячелетием до н. э., или в изобразительное искусство Вавилона и Ассирии, откуда со всеми первыми представлениями об ангелах по одному из предположений мигрировал в Иудейский и Христианский мир[3].

Согласно толкованию Антония Великого,

Серафим, которого видел Пророк Иезекииль (Иез. 1:4—9), есть образ верных душ, кои подвизаются достигнуть совершенства. Имел он шесть крыльев, преисполненных очами; имел также четыре лица, смотрящих на четыре стороны: одно лицо подобно лицу человека, другое — лицу тельца, третье — лицу льва, четвёртое — лицу орла. Первое лице Серафимово, которое есть лицо человеческое, означает верных, кои живя в мире, исполняют заповеди на них лежащия. Если кто из них выйдет в монашество, то он подобным становится лицу тельца, потому что несет тяжёлые труды в исполнении монашеских правил и совершает подвиги более телесные. Кто, усовершившись в порядках общежития, исходит в уединение и вступает в борьбу с невидимыми демонами, тот уподобляется лицу льва, царя диких зверей. Когда же победит он невидимых врагов и возобладает над страстьми и подчинит их себе, тогда будет восторгнут горе Духом Святым и увидит Божественныя видения; тут уподобится лицу орла: ум его будет тогда видеть все, могущее случиться с ним с шести сторон, подобясь тем 6-ти крылам, полным очей. Так станет он вполне Серафимом духовным и наследует вечное блаженство.Добротолюбие, Т1, Наставления Антония Великого[6]

Серафим в Михайловском. Автолитография. 2012. (Автор: Павлова Александра Андреевна)

В отличие от лазоревых, четырёхкрылых херувимов шестикрылые серафимы изображаются в иконографии, как правило, огненным, алым цветом.

В литературе и искусстве

Серафимы,
Виктор Васнецов,
1885—1896
  • Известное стихотворение А. С. Пушкина «Пророк»[7] описывает встречу с серафимом.
  • Николай Гумилёв упоминает серафима в своём стихотворении «О тебе».
  • В стихотворении Владимира Соколова «Я устал от двадцатого века» серафим предстаёт как обобщённый образ, связанный с восприятием трагизма современного мира и неоднозначности актуальной в настоящее время проблемы прав человека.
  • К серафиму обращается Борис Гребенщиков в песне «Бурлак».
  • Упоминается в стихотворении «Аннабель Ли», Перевод В. Я. Брюсова.
  • В песне группы «Агата Кристи» «Аусвайс на небо» происходит диалог между Серафимом и человеком.
  • В песне группы «Ундервуд» «Это судьба» так же упоминается Серафим.
  • В песне группы «Слот» «Ангел О. К.» «Серафим — шестикрылый гид, Ангел-предохранитель, мой сателлит…»
  • В песне группы «Наутилус Помпилиус» «Труби, Гавриил!».
  • В песне «Город золотой».
  • В песне группы «The Silent Comedy» «Bartholomew».
  • В песне исполнителя «TVETH» «Seraphim».
  • В песне исполнителя «SALUKI» «Тупик».
  • В песне исполнителя DPR IAN «Seraph».

Рассвирепевший серафим
Так дунул из последних сил,
Что небо дрогнуло над ним.

  • Упоминается в стихотворении Э. По «Призрачный замок» (перевод Н. Вольпина).
  • Также упоминается в серии книг Кассандры Клэр «Орудия смерти».
  • «Последний Серафим» — постапокалиптическая манга, написанная Такаей Кагами и проиллюстрированная Ямато Ямамото.
  • Ангел Серафим упоминается как второстепенное действующее лицо в сериале «Секретные материалы», в серии «Все души», 5 сезон, 17 серия. По сценарию, он послан Богом на землю, чтобы забрать души своих детей — нефилим, предстающих в образе четырех девочек-близнецов, рождённых со значительными физическими отклонениями. Также, за ними охотится дьявол, сошедший на землю в образе человека. Задача Серафима — найти девочек первым.
  • "Шестикрылый серафим" М.А.Врубель 1904 год.
  • У мелодик-дабстеп продюсера Au5(Augustin Collins) есть трек, называющийся "Seraphim". Визуализатор представляет собой хрустальный круг с фигурой Серафима внутри, правда лицо Серафима Au5 сделать не удосужился.

Упоминания в книгах

См. также

Комментарии

  1. Макарий Преподобный, комментируя книгу «О небесной иерархии», отметил, что Псевдо-Дионисий описывал первую иерархию в обратном порядке, «восходя снизу вверх, ибо серафимы третьи, херувимы вторые, а престолы первые». Однако мнение необоснованно: следующие за первой триадой чины как в заголовках, так и в описаниях написаны в обычной очерёдности.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Армстронг, 2016, с. 53.
  2. Серафимы // Энциклопедия Кольера. — М.: Открытое общество, 2000.
  3. 3,0 3,1 3,2 Rosa Giorgi. Angels and Demons in Art. — J. Paul Getty Museum, 2005. — С. 301. — 384 с. — ISBN 978-0892368303.
  4. 4,0 4,1 4,2 Серафимы — Православный портал «Азбука веры». Дата обращения: 14 октября 2021. Архивировано 24 октября 2021 года.
  5. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. — С. 69. — 464 с. — ISBN 978-5-903525-30-0.
  6. Слово 59 Архивная копия от 30 апреля 2013 на Wayback Machine // Наставления Антония Великого. 3 изд. Т. 1. М., 1895. — С. 51. — 638 с.
  7. Пушкин А. С. Пророк. Дата обращения: 29 апреля 2020. Архивировано 14 мая 2020 года.

Литература