Сенусерт III

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фараон Древнего Египта
Фараон Древнего Египта
Сенусерт III
Верхняя часть одной из трёх статуй фараона Сенусерта III, найденных в Дейр-эль-Бахри. Чёрный гранит. Экспонируется в Британском музее. Инв. № EA 684Верхняя часть одной из трёх статуй фараона Сенусерта III, найденных в Дейр-эль-Бахри. Чёрный гранит. Экспонируется в Британском музее. Инв. № EA 684
Династия XII династия
Исторический период Среднее царство
Предшественник Сенусерт II
Преемник Аменемхет III
Хронология

Сенусе́рт III — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1872 — 1853 годах до н. э.; из XII династии (Среднее царство).

Упрочил египетское господство в Нубии и установил прочную границу несколько выше 2-го Нильского порога, где были основаны мощные крепости на западном берегу (у современной Семна) и на восточном берегу (у современной Кумма). Для обеспечения связи с присоединёнными территориями был прорыт канал, позволяющий кораблям обойти первый порог. Походы совершались ещё дальше юг, вплоть до 3-го Нильского порога. «Тексты проклятий» времён Сенусерта III, использовавшиеся в магических ритуалах истребления врагов, упоминают не только нубийцев и меджаев, но и Сихем, Библ, Иерусалим и другие города Восточного Средиземноморья, что указывает на походы Сенусерта III в эти земли.

О его мудром царствовании остались многие воспоминания, впоследствии ему поклонялись как божеству. Он стал одним из прообразов Сесостриса, мифического собирательного образа могущественного и мудрого египетского фараона. Сохранились многочисленные статуи фараона и гимны в его честь на папирусах.

Биография

Очевидно, Сенусерту III на момент вступления на престол было около 30 лет. Вероятно, он был одним из младших сыновей своего предшественника на престоле Сенусерта II. Отец мог избрать его своим наследником, не успев, однако, назначить соправителем. Ввиду того что египтяне вступали в брак довольно рано, можно предположить, что он был внуком старого царя, сыном умершего наследника престола.

Картуш Хакаура (Сенусерта III) в Абидосском списке фараонов (№ 63)

Сенусерт III упоминается в Абидосском (№ 63) и Саккарском (№ 43) списках фараонов под своим тронным именем Хакаура. В Туринском папирусе имя Сенусерта III не сохранилось, а остались только года его правления и то не полностью. Там можно прочесть, что его царствование продолжалось 30 плюс несколько отсутствующих цифр лет. Последним годом царствования Сенусерта III, сведениями о котором мы располагаем, является 30-й год его правления, упомянутый в одном из кахунских папирусов. Манефон говорит о 48 годах правления этого фараона, которого он называет Сесострис (др.-греч. Σέσωστρις). Однако следует учесть, что Манефон под именем Сесостриса объединяет двух фараонов — Сенусерта II и Сенусерта III. Манефон, согласно Евсевию, также сообщает, что этот фараон «был ростом 4 локтя, 3 ладони и 2 пальца», то есть около 2,1 м[1].

Имена Сенусерта III

Тронным именем этого царя стало Хакаура, что можно перевести как «Коронованный духами бога солнца». В греческих текстах оно превратилось в «Лахарес» — переписчики ошибочно писали L вместо Х. «Хорово имя» царя звучало как Нечерхеперу, «Созданный Богом»; «имя небти» — как Нечермесут — «Священнорожденный»; «золотое имя» — как Хеперу, «Созданный». В качестве «личного имени» царь использовал ставшее уже привычным для XII династии — Сенусерт, которое можно перевести как «Человек богини Усрет», или «Могущественный человек»[2].

Походы в Нубию

Голова сфинкса с лицом Сенусерта III. Государственный музей Египетского искусства. Мюнхен

Строительство канала

Видимо, в предыдущее царствование обитатели Нубии не раз вторгались на пограничные земли Египта и жители юга Египта жили в постоянном страхе этих нападений. Кроме того они были обеспокоены сохранением доступа к торговым путям и рудникам Нубии. Едва взойдя на трон, фараон стал готовиться к войне с нубийцами. Первое, что ему было необходимо, — сделать судоходным первый порог Нила в районе Асуана, чтобы огромные корабли, на которых перевозились припасы и снаряжение для армии, а возможно, и войска, могли подплыть как можно ближе к театру военных действий и вернуться обратно, не рискуя при этом получить пробоины даже в конце зимы, когда уровень воды в реке крайне низок и из неё торчат скалы. В эпоху правления VI династии, примерно за 400 лет до правления Сенусерта III, вельможа Уна получил от царя Меренра I приказ сделать первый порог судоходным. Однако к тому времени каналы прорытые в древности были уже давно затянуты песком и ими не пользовались. Теперь же египтяне принялись за работу более основательно.

Рельеф на острове Сехель. Справа изображён Сенусерт III Хакаура, стоящий перед богиней покровительницей первого порога Нила Анукет. Слева — точная копия того же самого рельефа, сделанная во времена правления фараона XIII династии Неферхотеп I Хасехемра. Понятно, что последним рельефом фараон Неферхотеп I хотел себя связать с памятью прославленного предка из XII династии

Восточное побережье острова Сехель, защищённое от сильного течения скалами и илистыми банками, давало возможность обойти наиболее неспокойные области порога. Однако за исключением времени разлива Нил в этом месте был довольно мелководным. Чтобы избавиться от этой проблемы, египтяне решили сделать данную часть русла реки более глубокой, превратив её в некое подобие канала. Работами здесь руководил некий архитектор Ренепетенанх, имя которого вырезано на одной из скал. Благодаря его трудам был выкопан канал 150 локтей (примерно 75 м) в длину, 20 локтей (примерно 10 м) в ширину и 15 локтей (примерно 7 м) в глубину. Он назывался «Счастливы пути Хакаура». Канал был настолько глубоким и защищённым, что течение в нём хотя и было довольно быстрым, но спокойным, и египтяне могли относительно легко буксировать по нему корабли. Таким образом, свою задачу он выполнял.

Следует упомянуть две весьма интересные надписи, вырезанные на возвышающихся над островом Сехель скалах. Одна из них стояла на южной оконечности острова, а другая — на восточной стороне. Над посвятительной надписью помещено изображение царя, стоящего перед богиней порога Анукет. В тексте сказано следующее: «Он (царь) сделал это в качестве своего памятника для богини Анукет, владычицы Нубии, построив для неё канал под названием „Счастливы пути Хакаура“, дабы он жил вечно». Надпись не датирована, но можно предположить, что работа была завершена в течение первых лет правления фараона, так как второй текст, в котором говорится, что канал следует отремонтировать или углубить, относится к восьмому году его царствования. Вероятно, такая необходимость возникла из-за того, что он забился нильским илом. В надписи сказано: «Год восьмой, в правление царя Хакаура, живущего вечно. Его Величество приказал (своим рабочим) сделать канал заново, имя этого канала „Счастливы пути Хакаура, живущего вечно“, когда его Величество направлялся вверх по течению, чтобы низвергнуть презренный Куш. Длина этого канала — 150 локтей, ширина — 20 локтей, глубина — 15 локтей»[4][5].

Поход на восьмом году

Пограничная плита, установленная Сенусертом III в Семне. Кварцит. Египетский музей в Берлине, инв. № 1197

Нет более или менее подробных сведений об этом походе, осуществлённом на восьмом году царствования Сенусерта III. Однако известно, что он был успешным — египтянам удалось отодвинуть южную границу своих владений, расположенную в области порога, примерно на 60 км к югу от Вади-Хальфы. В Семне, древнем поселении Хех, обнаружена пограничная плита, в которой сказано:

«Южная граница, западная сторона, сделано на восьмом году правления царя Хакаура, которому дана жизнь во веки веков, чтобы не позволять любому негру пересечь её по воде или по земле, на корабле или с какими-либо стадами, принадлежащими неграм, за исключением негра, собравшегося отправиться торговать в Икен (неустановленный топоним), или того, (который прибудет) с поручением. Каждая хорошая вещь (то есть все льготы) будет дана такому. Но ни одному судну, принадлежащему неграм, не будет позволено пройти мимо Хеха (Семны), плывя вниз по течению, навеки».

Чтобы защитить эту границу от набегов нубийских племен, Сенусерт III построил около вторых порогов, там, где русло Нила сужается, на каждом берегу по крепости, которые должны были господствовать как над течением реки, так и над дорогами, шедшими вдоль Нила. Развалины этих крепостей до сих пор сохранились в Семие и в Кумме.

Эта египетская граница, расположенная всего в нескольких километрах южнее второго порога, пролегала примерно на 320 км севернее той, которую Сенусерт I установил в своё время в Керме (выше третьего порога). Однако это очевидно способствовало предотвращению угрозы, которая на протяжении долгих лет нависала над Египтом — негры были оттеснены.

Во время этого похода царь приказал вельможе по имени Амени, жившему на Элефантине, обновить ворота расположенной там крепости и построить здания для некоторых государственных служб. Археологи обнаружили плиту с надписью, в которой говорится об этом. В ней сказано, что данное событие произошло в третьем месяце третьего сезона девятого года[6][7].

Поход на двенадцатом году

Сенусерт III. Голова статуи. Музей египетского искусства (Мюнхен)

В надписи, вырезанной на расположенной в Асуане скале, содержится описание второй кампании, проведённой на 12-м году правления Сенусерта III. Сейчас из всего текста можно прочесть только одну фразу: «Его Величество отправился (вверх по реке), чтобы низвергнуть Куш». Об этом походе больше ничего не известно. Можно предположить, что негры совершили нападение на египетские войска, охранявшие границу, и должны были ещё раз получить решительный отпор[8][9].

Поход на шестнадцатом году

Через четыре года, на 16-м году царствования Сенусерта III, был организован ещё один поход, направленный против них. Этот поход описан на Берлинской стеле № 1157. На этот раз в конце кампании (египетская дата соответствует апрелю, таким образом военные действия велись зимой, что вполне объяснимо для региона, где лето слишком жаркое для какой-либо активности) были установлены две копии памятной плиты. Одна — в Семне, другая — на острове Уронарти. Помимо всего прочего, царь сообщает, что его солдаты захватили женщин негров, побили их быков, собрали их урожай и сожгли то, что не смогли унести. Следует отметить, что жители данной области собирают основной урожай в середине февраля. Там же Сенусерт III оставил предостережение будущим царям: «Теперь каждый мой сын, который будет поддерживать эту границу, которую установил моё величество, он будет считаться моим сыном, рождённым моим величеством, подобным любимому сыну своего отца, который устанавливает границы, которые установлены им. Теперь тот из них, кто ослабит их, и не будет отвоёвывать их, он — не мой сын, он не был рождён мною»[10].

Голова колоссальной статуи Сенусерта III, найденная Жоржем Легрейном в Карнаке. Розовый гранит. Каирский музей, CG 42011

В конце надписи содержится приказ царя, чтобы сделали его статую и поставили на этой границе и чтобы потомки были крепки на ней и сражались за неё.

Однако эта кампания не привела к окончательному уничтожению угрозы, так как в нашем распоряжении имеется короткий текст, возможно являющийся сообщением о ещё одном походе в Нубию, организованном через три года. Речь идёт об одном предложении из надписи на стеле, установленной в Абидосе неким чиновником по имени Сисатет: «Я прибыл в Абидос, чтобы сделать статую Осириса, когда царь Хакаура пребывал здесь (собираясь) низвергнуть презренный Куш; в году 19-м». При этом 19-м годом правления Сенусерта III может быть датирована установка стелы, а не экспедиции[11][12].

Сооружение крепостей

По завершении этой зимней кампании 16-го года своего царствования, то есть в конце весны — начале лета, Сенусерт не только установил границу, но и возвёл ряд важных укреплений, предназначенных для её защиты. По обе стороны от порога Семны, примерно в 70 км от Вади-Хальфы, он построил хорошо укреплённые крепости. На западном берегу реки, в Семне, он возвёл крепость, в древности называвшуюся «Могущественны владения Хакаура». Она была сложена из необожжённого кирпича на искусственном неприступном холме с учётом порогов реки, ширина которой в этом месте не превышала 360 м. Напротив неё, на восточном берегу, он возвёл цитадель в местности, которая в наши дни называется Кумме. Она была сооружена на естественной возвышенности и также была прекрасно укреплена. В стенах каждой из этих крепостей он построил храм местному нубийскому богу Дедуну.

Сенусерт III. Голова статуи. Лувр (Париж)

Южнее этой местности, на острове Уронатри, Сенусерт III построил другую крепость, получившую название — «Отражение троглодитов (иунтиу)», где был помещён дубликат вторичного установления границ. Сенусерт перестроил и расширил крепость в Бухене, а также возвёл крепость в Матуге (18 км южнее Вади-Хальфы).

В период его царствования также, вероятно, были сооружены крепости в Коштамне, Кубане и Анибе, расположенные в Нижней Нубии, между первым и вторым порогами Нила. В пользу данного предложения свидетельствует то, что некоторые из их архитектурных особенностей также характерны для гробницы Сенусерта III в Абидосе[13].

Необходимо также привести ряд отрывочных сведений, связанных с этими войнами против негров. В Асуане обнаружены наскальные надписи, в которых описываются события, относящиеся к шестому и десятому годам правления Сенусерта III. Основание статуи с вырезанным на нём именем этого царя было найдено недалеко от Филэ, на острове Бигэ. Выше по течению Нила, между первым и вторым порогами, его имя вырезано на скале в Арейке. Его имя также обнаружено в Амаде, а на холме, расположенном недалеко от Каср-Ибрим, есть изображение этого правителя, на котором также вырезано его имя. В Миргиссе ему был посвящён небольшой храм, а в Гезирет-эль-Мелик обнаружена стена с надписью[14][15].

Посмертное почитание

Статуя Сенусерта III. Диорит. Лувр, Париж, Инв. № E 12960

Таким образом, в течение 19 лет Сенусерт III совершал военные походы и карательные экспедиции в Нубию и строил на южных границах крепости, чтобы окончательно завоевать и полностью замирить нубийские области. Успешная война против негров и окончательное уничтожение угрозы нападения на Египет превратили Сенусерта III в национального героя, благодаря чему он впоследствии стал считаться божественным покровителем Нубии. Так, фараоны XVIII династии, вновь завоевывая Нубию, считали, что они восстанавливают лишь то господство Египта в Нубии, которое было установлено царями XII династии, в частности Сенусертом III. Тутмос III почитает Сенусерта III в качестве бога-хранителя в египетских храмах Нубии. Фараоны XVIII династии восстанавливали крепости и храмы, построенные им в Нубии, а также его пограничные и победные стелы. В таком качестве ему поклонялся в Амаде Тутмос IV. Также его почитали в храме в Эллесие; в Бухене ему поклонялся Тутмос III. Тот же правитель построил в честь Сенусерта III храм в Семне, который впоследствии восстановил представитель XXV династии Тахарка.

Вполне возможно в связи с этим предположить, что в основе легендарного образа Сесостриса, сохранившегося у античных авторов, лежат вполне исторические фигуры двух одноименных фараонов XII династии — Сенусерта I, как первого завоевателя Нубии, и Сенусерта III, как окончательного её покорителя. И действительно, рассказывая об этом легендарном Сесострисе, все античные авторы подчеркивают его завоевательную деятельность на юге. По Диодору и Лукану, Сесострис покорил Эфиопию и принудил её платить Египту дань золотом, черным деревом и слоновой костью. По ЭратосфенуСтрабона), Сесострис был первым египетским царём, который покорил Эфиопию и страну троглодитов, береговую полосу Аравийского залива. По Страбону, Сесострис со своим войском достиг страны Циммет и поставил памятник у Дейре около Баб-эль-Мандебского пролива. Плиний говорит, что Сесострис достиг предгорий Моссилита. Артемидор указывает на то, что Сесострис построил храм Исиде на восточном побережье Аравийского залива. Наконец, Геродот и Диодор говорят о том, что Сесострис совершил морской поход в Индийский океан и покорил его острова и берега. Геродот пишет, что Сесострис «был единственным царём, который властвовал также и над Эфиопией»[16]. Вероятно, данная фраза, представляющая собой некоторое искажение исторических фактов, является отголоском побед, одержанных фараоном в этой стране. Так историческая традиция и позднейшая легенда окутали туманом сказаний историческую фигуру покорителя Нубии Сенусерта III, преувеличив его воинские подвиги и превратив его в мифического героя-завоевателя далеких южных стран[14][17].

Красноморский поход

Тот же Сесострис, по словам Геродота, «первым отправился на военных кораблях из Аравийского залива и покорил народы на Красном море. Он плыл всё дальше, пока не достиг моря, непроходимого для судов из-за мелководья»[18]. Затем он возвратился в Египет. Вероятно этот рассказ также основан на подлинных деяниях Сенусерта III.

Сфинкс с головой Сенусерта III. Метрополитен-музей. Нью-Йорк

В храме в Бубастисе, был обнаружен фрагмент длинной надписи, предположительно датированной периодом царствования Сенусерта, в которой говорится об экспедиции в область Хуе. Считается, что она располагалась где-то в районе Сомали. Сохранились только небольшие фрагменты из середины тринадцатой строки. При их изучении становится понятно, что мы имеем дело с интереснейшими отрывками длинной хроники. В повреждённой надписи говорится о побеждённых племенах негров; о том как царь самолично при помощи своего скипетра перебил часть пленников; о том, как 123 солдата отправились к какому-то колодцу, чтобы овладеть им, и о том, как египтянам удалось захватить 203 коровы и 11 ослов. Далее следует крайне интересное предложение: «…плыли, пока не увидели горы Хуе и не обнаружили способ плавания по…» В конце текста приведён рассказ о мирном выходе из страны Хуе и прибытии в некую местность, расположенную ещё южнее. Сказано и том, что эти события произошли в «третьем месяце первого сезона», то есть в конце января — начале февраля, когда производилась большая часть подобных походов[19].

Поход в Азию

Стела Себекху, рассказывающая о походе в Азию. Обнаружена в Абидосе. Манчестерский музей

Помимо войн против негров и этого красноморского похода, Сенусерт III провёл свои войска через пустыню к границам Сирии. Больше того, поздняя легенда изобразила Сесостриса завоевателем Азии. Геродот, повторяя эту легенду, подробно рассказывает о том, как Сесострис завоевал Азию и даже проник в Европу. Однако в основе и этой легенды также лежат некоторые исторические факты. Так, мы знаем, что, продолжая традиционную завоевательную политику египетских фараонов, Сенусерт пытался проникнуть в Палестину и Сирию. Эта кампания упоминается в жизнеописании Себекху (или Хусебека) Та, вырезанном на стеле, обнаруженной в Абидосе. В том же тексте сказано о войне с Нубией, в ходе которой Себекху Та захватил негритянского вождя. Далее он продолжает: «Когда я отправился на север, сопровождая (царя) с шестью своими людьми двора. Затем он назначил меня начальником спутников (возможно, телохранителей) и вознаградил меня отрядом из 100 человек. Его величество направился на север, чтобы низвергнуть азиатов, и дошёл до того места, которое называется Секмем (отождествляемый с Сихемом, совр. Наблус). Когда Секмем пал вместе с жалкими сирийцами, его величество продолжил свой благоприятный путь во дворец (то есть повернул назад в Египет), пока я находился в арьергарде. Затем штатские, находившиеся (слева сзади) войска, были вовлечены в сражение с азиатами, и в том бою я захватил азиатского (вождя в поединке?) и приказал, чтобы (у него) было отобрано его оружие двумя моими людьми, ибо я не отвернулся от битвы, но противостоял врагу и не показал свою спину азиатам. Клянусь жизнью Сенусерта, я сказал правду. Затем он (царь) дал мне (в качестве награды) жезл из электрума в мою руку, лук и кинжал, отделанный электрумом, вместе с его (моего поверженного противника) оружием». В конце надписи Себекху Та сообщает, что построил для себя гробницу в Абидосе, где приказал вырезать данный текст.

В действительности поход мог представлять собой всего лишь карательную экспедицию против живущих на границе племён. Арьергардный бой произошёл на обратном пути в Египет, следовательно, нельзя сказать, что кампания увенчалась оглушительным успехом. К сожалению, более подробных сведений об этих азиатских походах Сенусерта III мы не имеем. При этом Геродот приписывает легендарному Сесострису значительные победы в Азии. Поэтому нам не следует считать, будто в основе рассказа древнегреческого историка лежат только деяния Сенусерта III. Современные исследователи пришли к выводу о том, что в великом завоевателе Сесострисе, о котором пишет Геродот и другие античные авторы, соединились образы разных правителей[20][21].

Известны также «Тексты проклятий» времён Сенусерта III, найденные на фрагментах сосудов в Верхнем Египте и Миргиссе (Нубия). В них перечисляются не только нубийцы и меджаи, но также и Сихем, Библ, Иерусалим и другие города Восточного Средиземноморья, которые должны были быть уничтожены магическим способом после того, как сосуд разбивался о землю. Тексты демонстрируют хорошее знание политической ситуации в Сиро-Палестине; кроме того, судя по ним, все эти небольшие государства и племена воспринимались как враги Египта, против которых должна была использоваться магия.

Внутренняя политика

Борьба с номархами

Золотой кулон в форме раковины, с картушем содержащим тронное имя Сенусерта III Хакаура. 2,0 × 2,1 см. Найден в Эль-Рикка (Рикке), Средний Египет

Первые цари XII династии пришли к власти во многом благодаря местным князьям (номархам), поэтому они не затрагивали их привилегий. В противоположность предшественникам, Сенусерт III упразднил сам институт номархов. Не известны причины по которым он это сделал. Известно только, что ближе к середине правления Сенусерта III в текстах исчезают упоминания номархов, чрезмерная независимость которых бросала вызов власти фараона. Маленькие провинциальные династии надменной знати, которые вели летосчисление по годам своего собственного, а не царского правления; которые ставили в храмы колоссальные статуи, не уступавшие по размерам царским памятникам, исчезли с исторической сцены. Начиная с того времени все области Египта попали под прямое управление царской администрации. Бывшими номами заведовали три больших отдела (уарет). Один распоряжался северными областями (уарет севера), другой — Средним Египтом (уарет юга), третий — провинциями Верхнего Египта (уарет начала юга). Каждый из отделов возглавлял крупный сановник, ему помогали помощник, совет (джаджат) и множество мелких чиновников. Начальники отделов подчинялись визирю (чати).

Каменный блок с изображением празднования Хеб-сед Сенусерта III. Фараон изображён в центре — слева в короне Нижнего Египта, а справа в короне Верхнего Египта. Блок найден в районе Фив, в Медамуде

Не исключено, что падение номархов было длительным процессом. Возможно также, что борьба с номархами не являлась всеобщей, а была направлена только против самых могущественных князей Среднего Египта, в особенности управляющих «Антилопьим» и «Заячьим» номами. В частности, известно, что в Антиополе (совр. Кау-эль-Кибир), столице X нома Верхнего Египта, номархи оставались у власти вплоть до правления Аменемхета III. Тем не менее вполне очевидно, что этой мерой Сенусерт III возродил полностью централизованную систему администрации, близкую к модели эпохи Древнего царства. Поэтому неудивительно, что в правление этого царя впервые появилась новая социальная прослойка населения, которую можно назвать «средним классом». К ней относились чиновники среднего уровня, художники, мелкие землевладельцы, которые на свои средства устанавливали собственные стелы или небольшие статуи в святилище Осириса в Абидосе.

Постройки в Абидосе

После окончания нубийских войн фараон привёз в Египет большое количество золота. Правитель решил подарить его святилищу Хенти, второго представителя I династии, который стал отождествляться с богом Осирисом. В гробнице Хенти, расположенной в некрополе первых фараонов, находящемся в пустыне за Абеджу (Абидосом), ему поклонялись, называя «Осирисом-Хенти западного некрополя». Возможно, Сенусерт произносил какие-то особые молитвы, обращаясь к этому обожествлённому царю, перед тем как отправиться в поход, потому что он объясняет свою победу помощью данного божества. Поэтому он написал главному казначею, вельможе по имени Икернефер, письмо, текст которого затем повелел вырезать на своей памятной стеле, хранящейся в настоящее время в Берлинском музее. В нём сказано:

«Моё Величество приказывает, чтобы ты был послан вверх по течению реки в Абеджу, чтобы сделать поминальные подношения моему отцу Осирису-Хенти западного некрополя и украсить место его мистерий (то есть его гробницу) золотом, которое он повелел моему величеству привезти из Нубии в знак победы и торжества. И ты должен сделать это как подношение для умиротворения моего отца Осириса».

Голова статуи Сенусерта III, найдена в Абидосе. Розовый гранит. Британский музей, Лондон, Инв. № EA 608

Далее Икернефер рассказывает как он восстановил барку Осириса, а гробницу и храм отделал золотом, электрумом, ляпис-лазурью, малахитом и другими драгоценными камнями.

О том, что Сенусерт III выражал неподдельный интерес к Абидосу и его божественному покровителю, свидетельствует надпись, вырезанная на найденной там стеле по приказу некоего Себекхотепа (Британский музей, № 257) и относящаяся к шестому году правления царя. Собекхотеп сообщает, что «его Величество приказал отправиться в царские владения в Чени (Тинис), чтобы очистить храм». «Он выполнил эти (приказы), так что они были чисты к ежемесячному празднеству и чисты к устраиваемому каждые полмесяца торжеству». В храме Абидоса была найдена гранитная статуя Сенусерта III. Там же исследователи обнаружили прекрасную скульптурную голову царя[22].

Гробница фараона в Абидосе

В Абидосе же фараон построил свою вторую гробницу. Она расположена в пустыне, чуть южнее древнего царского некрополя, где был погребён Осирис-Хенти. Царь должен был быть похоронен в пирамиде, построенной в Дахшуре, недалеко от Мемфиса, но здесь, в Абидосе, он построил себе усыпальницу или кенотаф, который служил либо альтернативной гробницей, либо мистическим местом погребения духа Сенусерта. Известно, что у нескольких фараонов, правивших ранее, было несколько гробниц, но мы не знаем, каким именно образом использовалась каждая из них.

Гробницу Сенусерта III в Абидосе обнаружили профессор Питри и Артур Вейгалл, но уже в древности она была полностью разграблена. Она представляет собой длинный туннель, вырубленный в скальной породе под поверхностью пустыни. В расположенной в самом его конце камере стоял саркофаг из красного гранита и ящик для хранения каноп. На поверхности пустыни был устроен окружённый стеной двор размером 156 на 89 метров. За пределами ограды находились гробницы наиболее выдающихся вельмож и царевичей. Здесь располагалась массивная конструкция, сделанная в виде гробницы и, очевидно, представляющая собой некую модель, построенную специально для того, чтобы скрыть осколки породы, выброшенные из туннеля. В результате грабители, мысль о которых всегда приводила в ужас египетских фараонов, могли не заметить их и, таким образом, не найти сокрытую под песком двора настоящую гробницу.

Примерно в 680 метрах к востоку от входа на ограждённую территорию, на стыке обрабатываемой земли и пустыни, находился маленький заупокойный храм, посвящённый Сенусерту III и обнаруженный доктором Мак-Ивером. Здесь, вероятно, делались подношения духу царя после его смерти[23].

Пирамида фараона в Дахшуре

Пирамида Сенусерта III
Комплекс пирамиды Сенусерта III с окружающими постройками

Свою пирамиду фараон Сенусерт III построил в Дахшуре. Она называлась «Хетеп», «Покой», и была построена из необожжённого кирпича и облицована камнем. Для строителей пирамиды Сенусерта III образцом для подражания стала не постройка его деда Аменемхета II, расположенная в этом же некрополе, а находящееся в Лахуне сооружение, принадлежавшее его отцу, Сенусерту II. Её раскопками занимался де Морган. Её ядро, выполненное из кирпича-сырца, разрушилось после того, как были сняты покрывавшие его известняковые плиты и ныне она представляет собой невысокий серовато-коричневый (по цвету кирпичей) холм. Однако, благодаря стараниям де Моргана удалось восстановить некоторые детали её постройки. Центральная часть была сложена из сырцового кирпича, уложенного непосредственно на скальное основание. Это отличает данную конструкцию от пирамиды Сенусерта II в Лахуне, при строительстве которой скала служила ядром. Ступенчатое сооружение из кирпича было облицовано камнем, добытым в Туре. Согласно де Моргану, ширина сторон без облицовки составляла 100,8 м, с облицовкой — 104,9 м. Угол наклона граней был 56°, а высота равнялась 77,76 м. Это была самая стройная царская пирамида в Египте (по соответствию основания к высоте) и самая высокая из пирамид XII династии.

План внутренних помещений пирамиды Сенусерта III

Вход в пирамиду представлял собой шахту, высеченную в скале на западной стороне сооружения. Её строители по примеру пирамиды Сенусерта II отступили от строгого требования, согласно которому входной коридор должен был иметь ориентацию на север. От входа отходила галерея, которая через несколько вестибюлей вела к погребальной камере, выполненной из гигантских блоков красного гранита, удивительным образом выкрашенных в белый цвет. Она была разграблена ещё в древности, но, тем не менее, в ней сохранился великолепный гранитный саркофаг, основание которого декорировано в стиле дворцового фасада. Внутри пирамиды есть и другие ходы, через один из которых, находящийся в северо-восточном углу, де Морган попытался проникнуть внутрь сооружения, прежде чем нашёл вход с западной стороны. В начале 90-х годов экспедиции музея Метрополитен удалось добраться до погребальных помещений, в которые никто не мог проникнуть в течение века.

Барка найденная возле пирамиды Сенусерта III. Фотография 1895 года

С юга и востока к пирамиде примыкают мастабы знатных лиц. К северу от неё на двух уровнях расположены захоронения царевен. Туда можно было попасть через подземную галерею, входом в которую служил колодец, расположенный на северо-востоке. В этих погребениях де Морган обнаружил саркофаги, хранилища для урн-каноп и великолепный набор украшений, принадлежавших царевнам Мерит и Сатхатхор. В настоящее время эти драгоценности являются одними из наиболее ценных экспонатов Каирского музея. Они свидетельствуют, что для того времени были характерны роскошь и изысканность художественного вкуса.

Весь ансамбль был обнесён стеной из сырцового кирпича. Внутри ограждения в северной части находился длинный коридор, в южной — два двора. На востоке начиналась дорога, полностью сделанная из сырцового кирпича. К северу от ансамбля был найден некрополь сановников XII династии. К югу от комплекса де Морган сделал наиболее значимое открытие. Он нашёл закрытый с двух сторон сводчатый зал из сырцового кирпича. Внутри располагались деревянные барки, а рядом — тягловые приспособления для их транспортировки. Эти приспособления и барки (одна из которых выставлена в Каирском музее, другая — в Музее Естественной истории в Чикаго), возможно, первоначально служили для перевозки царской мумии во время погребального обряда. Затем их оставили при пирамиде в качестве ритуальных барок.

Рядом с ней он обнаружил гробницы царицы Нефретент, царевен Менет, Сенетсенеб, Мерит и Сат-Хатхор. Последняя, вероятно, была сестрой царя, а три другие — его дочерьми[24][25][26].

Семья

Хотя царица Нефретент была погребена в Дахшуре, главной женой Сенусерта III во время нубийских войн, очевидно, являлась другая дама, которую звали Меритсегер. По крайней мере, представитель XVIII династии Тутмос III вырезал в храме в Семне текст с описанием ежегодного торжества, называвшегося «Связывание варваров» и учреждённого Сенусертом в честь «великой супруги Меритсегер». Там упомянута и вторая жена царя, но без эпитета «великая». Её имя стёрто, но возможно, ею была Нефретент. Духи обеих этих дам должны были получать определённые подношения. Имя царицы Меритсегер также встречается в надписи, хранящейся в настоящее время в Британском музее (№ 846)[24].

Работы в каменоломнях и рудниках

Перемычка ворот Сенусерта III из храма Монту в Медамуде. Музей под открытым небом в Карнаке

Некий чиновник по имени Хени оставил в каменоломнях Вади-Хаммамат надпись, датированную 14-м годом правления, 16-м днём четвёртого месяца первого сезона (сезон Ахет). В этом тексте говорится: «Его Величество приказал мне отправиться в Хаммамат, чтобы привезти прекрасный блок чёрного базальта для памятника, который его величество повелел сделать для бога Херишефа, владыки Нени-несу (Гераклеополя)… Он послал меня в качестве руководителя работ, так как, по мнению его Величества, я был желанным (человеком), надёжным руководителем, державшим в подчинении ему четыре племени Восточной пустыни, (также потому, что я привёз ему прекрасные изделия ливийцев (Западной пустыни), величием славы его Величества…» Проанализировав эту надпись, мы понимаем, что Сенусерт сначала послал свои войска в оазисы Ливийской пустыни. Таким образом мы видим, что этот энергичный фараон расширил все границы Египта: южную — в Нубию; в районе северо-восточных пустынь — до границ Сирии; в области западных пустынь — до ливийских оазисов; вдоль побережья Красного моря — до Сомали. Также известно, что в период его царствования велась работа на синайских рудниках. Там, в Серабит-эль-Хадим, были найдены стела и статуя Сенусерта III[27].

Строительная деятельность

Как сказано выше, каменный блок из Хаммамата должен был использоваться в храме Гераклеополя. В этом городе обнаружены свидетельства строительной деятельности Сенусерта. Он строил храмы (или украшал уже существующие) во многих других городах. В расположенном в Дельте Танисе были обнаружены архитрав и статуя; в Набше, древнем городе Имет, недалеко от Таниса, найдены фрагменты статуи; в Хатаане, расположенном в том же регионе, обнаружены дверные косяки из красного гранита; недалеко оттуда, в Телль-эль-Мукдам (Леонтополь) найдены пьедесталы двух статуй, а в Телль-Басте (Бубастисе) — несколько фрагментов текста, в том числе отрывок хроники.

Три чёрных гранитных статуи Сенусерта III, которые были установлены в поминальном храме Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри. Сейчас находятся в Британском музее в Лондоне

В Верхнем Египте, в Фивах, сохранилось множество вещественных свидетельств строительной деятельности царя. В Карнакском храме были обнаружены две огромные статуи из красного гранита и другие артефакты; в Луксорском храме найден алтарь, который в настоящее время хранится в Каирском музее. Кроме того, фараон установил несколько своих статуй в храме XI династии в Дейр-эль-Бахри, три из которых находятся в Британском музее (158, 159, 160). В Каирском музее хранится основание статуи, обнаруженное в развалинах храма Гебелейне, в нескольких километрах к югу от Фив.

На север от Карнака, в Наг-эль-Медамуде, Сенусерт III воздвиг большой храм старому богу фиванской области — Монту. Во времена Нового царства и позже, в птолемеевскую эпоху и римское время, он был перестроен, но прекрасно сохранившиеся гранитные ворота храма, а также великолепные статуи, указывают на то, что этот храм был построен ещё в Среднем царстве. Храм, в основном, построен из глиняных кирпичей. Только двери и колонны были из известняка. Храм имел размеры 65 м × 100 м, обширная стена была толщиной 5 м.

Если статуи царей Древнего царства предназначались исключительно для заупокойных храмов, то во времена Среднего царства статуи царя стали устанавливаться не только в гробницах или пирамидных храмах, но и в храмах, посвящённых различным богам. Они не были скрыты в замурованных сердабах или в залах, которые посещали лишь избранные. Новые памятники прославляли живого правителя государства, они представляли фараона богом на земле, от которого зависело благополучие его подданных. По всей стране было найдено большое количество статуй Сенусерта III, в основном, из чёрного гранита, сделанных с большим мастерством. Поражает тонкость работы и стремление реалистично передать портретные черты оригинала.

Здесь также следует упомянуть некоторые другие предметы с написанным на них именем Сенусерта III. В Рикке обнаружено золотое украшение в форме ракушки; в Нью-Йоркском музее экспонируется сфинкс, вырезанный из диорита; в Каирском музее находится статуя с надписью, а в Коптосе была обнаружена стела, относящаяся, однако, к более позднему времени.

Имя царя вырезано в верхней части нескольких погребальных стел частных лиц. В музеях хранится множество различных мелких предметов, цилиндрических печатей и скарабеев[28]. Среди кахунских папирусов есть гимн в честь царя, в обычном многословном риторическом стиле эпохи:

Славься, о Хакаура, наш царь-сокол, божественное существо, защищающий землю и расширяющий её границы, обуздывающий иноземные народы своей царственной короной, обнимающий Обе Земли своими руками, схватывающий народы своей хваткой, убивающий варваров без удара своей булавы, выпускающий стрелу, не натянув тетиву. (Один) ужас его перебил бедуинов на их пустынной равнине; его ужас убил племена Девяти Луков. Его слово привело к смерти тысяч варваров… которые подошли к его границе. Выпуская стрелу, подобно богине Сехмет, он низвергает тысячи тех, кто не знал его могучий дух. Язык его величества связывает Нубию путами, его высказывания заставляют азиатов бежать. Единственный, юный силой, охраняющий свою границу, не позволяющий своим подданным ослабевать, но дающий старым (крепко) спать до рассвета. Что касается его обучения солдатов, его мысль (о них) — их защита в их снах. Его приказы создали эти границы, его слово вооружило Обе земли.

По годам правления Сенусерта III определяется вся хронология Среднего царства. 7-м годом 16 числом IV месяца сезона Перет правления Сенусерта в папирусе Кахунского архива датируется время восхода Сотиса (Сириуса). Эта дата по астрономическим вычислениям падает на 1870 год до н. э. плюс-минус 6 лет, наиболее вероятно, на 1872 год до н. э.


XII династия

Предшественник:
Сенусерт II
фараон Египта
ок. 1872 — 1853 до н. э.
(правил приблизительно 30 лет)

Преемник:
Аменемхет III

Родословие Сенусерта III

Культурное влияние

Фараон Сенусерт (Сесострис) III — один из главных действующих лиц мистико-приключенческой серии произведений французского египтолога и писателя Кристиана Жака — «Мистерии Осириса».

Примечания

  1. Манефон. Египтика. Книга II, XII Династия. Дата обращения: 1 июня 2015. Архивировано 27 сентября 2015 года.
  2. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 82.
  3. Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. — S. 84—85.
  4. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 82—84.
  5. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 73—74.
  6. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 84—85.
  7. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 74.
  8. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 85—86.
  9. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 74.
  10. Надпись Сенусерта III в Семне. Дата обращения: 6 января 2010. Архивировано 12 июня 2011 года.
  11. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 86—88.
  12. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 74—75.
  13. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 88—89.
  14. 14,0 14,1 Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 90.
  15. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 75.
  16. Геродот. История. Книга II «Евтерпа», § 110. Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 11 июня 2019 года. Геродот. История. Книга II «Евтерпа», § 110]
  17. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 75—76.
  18. Геродот. История. Книга II «Евтерпа», § 102. Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 11 июня 2019 года. Геродот. История. Книга II «Евтерпа», § 102]
  19. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 91.
  20. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. — Т. 1. Возникновение и развитие завоевательной политики до эпохи крупных войн XVI—XV вв. до х. э. — С. 76.
  21. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 91—93.
  22. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 93—96.
  23. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 96—97.
  24. 24,0 24,1 Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 97.
  25. Замаровский В. Их величества пирамиды. — С. 356—357.
  26. Египтологический изборник. Дахшур. Дата обращения: 11 декабря 2019. Архивировано 25 декабря 2019 года.
  27. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 97—98.
  28. Вейгалл А. Великие правители Древнего Египта. — С. 98—99.

Литература

Ссылки