Семинар

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Определение

Согласно БСЭ семинар — это вид учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей; самостоятельная форма тематических учебных занятий, не связанных с лекционными курсами[1].

Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные источники обсуждения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на формирование навыков профессиональной полемики и закрепление обсуждаемого материала. Семинары — эффективная форма подготовки инженерных и научно-педагогических кадров в вузах.

Термин

Термин «семинар» появился в XVI веке и происходит от лат. seminare (сеять) или лат. seminarium (саженец, теплица)[2][3]. Термин вновь вошёл в обиход в период идеализма рубежа XVIII—XIX веков, когда студенты воспринимались равноправными членами научной деятельности[4].

Виды семинаров

Слово «семинар» употребляется часто в следующих значениях:

  • Бизнес-семинары, на которых несколько человек читают доклады одной направленности для остальных.
  • Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. В лучшем случае семинар проводится с представлением материалов в доступе до семинара, когда доклад содержит только краткую, реферативную, обзорную форму, задавая тему обсуждений. Собственно семинар есть перенос предметных кулуарных обсуждений в публичную форму семинара, который может сниматься на видео и/или протоколироваться.
  • Семинары онлайн, веб-конференции, вебинары — интерактивные семинары реализуемые в режиме веб-конференции. Сейчас много программ позволяют это реализовать. Первой популярной программой для веб-конференций, в режиме реального времени, стала программа Microsoft NetMeeting.
  • Учебные семинары, которые организуются для того, чтобы студенты лучше разобрались в определённой теме.

История

Семинарская форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей. С XVII века семинары проходили в университетах Западной Европы, где студенты работали над источниками (обычно, по гуманитарным наукам). С начала XIX века семинарские занятия введены на некоторых кафедрах в российских университетах. Семинары способствовали расширению общего научного кругозора студентов, ознакомлению их с проблемами и исследованиями в избранной отрасли науки[1].

В советской школе семинары предназначались для углубленного изучения различных дисциплин, где студенты приобретали навыки проведения научных исследований и их оформления, учились защищать развиваемые научные положения и выводы[1].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Семинар // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Seminār. — Энциклопедический словарь Мейера. — Leipzig/Wien: Bibliographisches Institut, 1909. — Т. 18. — С. 327–328. Архивная копия от 25 мая 2018 на Wayback Machine
  3. the definition of seminary (англ.). www.dictionary.com. Дата обращения: 25 мая 2018. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. Ulrich Breuer, Matthias Emrich. Seminar / Ute Frietsch, Jörg Rogge. — Über die Praxis des kulturwissenschaftlichen Arbeitens. Ein Handwörterbuch. — Bielefeld, 2013. — С. 376. — ISBN 978-3-8376-2248-5.