Светлая обитель странников бездомных

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Акафист Пресвятой Богородице «Светлой Обители странников бездомных» (Акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ «Свѣтлой Обители странниковъ бездомныхъ») — образец русского православного зарубежного литургического творчества в традиции византийской гимнографии акафиста.

История

Автор — митрофорный протоиерей Георгий Спасский, главный священник Черноморской эскадры в Ведомстве военного духовенства, участник Первой мировой и Гражданской войн, деятель русской Белой эмиграции, настоятель гарнизонного храма Морского кадетского корпуса в честь святителя Павла Исповедника в форте Джебель-Кебир, инициатор приходов Александра Невского в Бизерте и Воскресения Христова в Тунисе.

В 1920 году в результате Крымской эвакуации из Севастополя, через Константинополь Русская эскадра прибыла на французскую военно-морскую базу в Средиземноморье в Бизерту, Тунис. Здесь был создан храм в честь святителя Павла Исповедника, с которым связана история появления особой иконы и Акафиста.

Икона Богородицы «Радость странным»

Иконография этого образа отразила духовную и материальную реальность русских беженцев, устремлявшихся к Защитнице бездомных странников:

мысль о ней возникла на эскадре, где кто-то видел сон — Божию Матерь, как покровительницу странников — беженцев. Отец Георгий захотел запечатлеть этот религиозный момент, и одна художница, жившая в Корпусе, написала икону — Богородицу в лучах среди наших кораблей и беженских лагерей

Кнорринг Н. Воспоминания об о. Георгие // Спасский Георгий, протоиерей. Воспоминания. — Париж. — С. 86.

Акафист

Георгий Спасский инициировал распространение практики этого акафиста, ставшего одним из первых образцов продолжения в зарубежной реальности традиционного русского церковного гимнографического творчества.

Очень прошу всех петь! Всех! — громко говорит о. Георгий, направляясь к аналою, — Сегодня мы будем молиться Царице Небесной. Прошу всех петь… — И вот начинается акафист… Все, у кого есть голос и у кого его нет, — поют стройно, просто, без выучки, спевшись за годы акафистов… Как драгоценные камни — переливаются лучезарные, дивные акафистные величания, славословия и моления. Рвутся в высь души в страстной, всё больное сжигающей, сердце и душу опаляющей, молитве. Как часто на этих акафистах слёзы, на глазах у самого о. Георгия, в его проникновенном голосе. Как далеко здесь земля с её ужасом и грязью. Как близки в этот час небеса!

Дьякова Е.С. // Спасский Георгий, протоиерей. Воспоминания. Париж. с. 71-72.

Радуйся, Светлая Обитель странникам бездомным!" — Есть особенные чудесные слова, которые заключают в себе одновременно полноту духовного и материального значения и своим звуком вводят нас вовнутрь этого смысла… как бы распахивая врата его. Обитель — это понятие, включающее в себя мысль и чувство о доме и родине; это место и конкретное и отвлечённое, где мы не чувствуем себя одинокими и чужими, где мы у себя, дома, где наша родина не территориально, но духовно, оживает в полноте переживаний, где мы не одни, чтобы страдать и радоваться, где Святое, Незримое Присутствие небесным кровом простирается над нами… — «Радуйся Светлая Обитель! Странникам бездомным!» Отзвучало последнее слово, поднялась осеняющая крестом благословляющая пастырская рука о. Георгия, но молитвы всё ещё вырываются из переполненных сердец странников «бездомных» и благодатные созвучия, как родные спутники, провожают их во мраке чужого города. Потухающие огни лампад и свечей храма чудесно вспыхивают в их сердцах, мерцая сиянием надежды. Есть дом, есть родина, есть Святая Обитель, дающая покров бездомным душам! Странники бездомные, спешите… Спешите в дом Пресвятой Богородицы! Там после давящей пустоты… мы найдём покой, покров нашей скитающейся душе, мы найдём необъятное пространство для наших скорбей и святую целебную тишину для ран нашего сердца. Святая незримая рука — рукою Своего верного служителя, нашего доброго пастыря… и через живительную любовь к земной родине нашей… приведёт… в небесную родину…

Е.А.М. Воспоминания об о. Георгие // Спасский Георгий, протоиерей. Воспоминания. Париж. с. 134.

Переехав в Париж, Спасский принёс туда и распространил в русской среде пение Акафиста.

Публикация

Первоначальный текст в рукописных списках начал распространяться из Бизерты по всему русскому зарубежью.

Первым печатным изданием стал выпуск на Пряшевской Руси в 1930-е годы в Монастыре Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой. Брошюра украшена иллюстрацией, изображающей поясную фигуру Божией Матери без младенца, с распростёртыми руками, окружённую херувимами, парящими на облаках. Прежде изготовления отдельного оттиска, этот акафист вышел в приложении к «Православному церковному календарю на 1933 год»

Второе издание:

Сей акафист в рукописи распространяется среди русских беженцев. В надежде, что приближается время помилования и в сознании, что теперь особенно нужно усилить молитву за бедствующих, редакция решила сделать сей акафист, через напечатание его, общедоступным каждому русскому для домашнего молитвенного употребления

Акаѳистъ «Свѣтлой Обители странниковъ бездомныхъ» // Православный церковный календарь на 1933 год. Владимирова (ЧСР): Русская Церковная типография преп. Иова Почаевского, 1932

Третье издание — перепечатка: Акаѳистъ «Свѣтлой Обители странниковъ бездомныхъ». Мюнхен: Изданіе РПЦЗ, 1964.

Текст Акафиста

Акаѳистъ «Свѣтлой Обители странниковъ бездомныхъ»

Ссылки

Источники