Сакалиба

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Торг в стране восточных славян», картина Сергея Иванова, 1912

Сака́либа (араб. صقالبة‎ ṣaqāliba, ед. ч. араб. صقلبي‎ ṣaqlabī, от ср.-греч. σϰλάβος — «славянин») — термин в раннесредневековой исламской литературе, обозначающий преимущественно славян[1][2], а также другие народы Центральной, Южной и Восточной Европы[3]. Термин часто применялся по отношению к славянским рабам в исламских странах, но мог относиться в широком смысле ко всем европейским рабам, которыми торговали жители исламских стран[4].

Термин

Термин возник в период контактов арабов со славянами[1]. От греческого ср.-греч. σκλάβοι (склави) (ср.-греч. σκλαβηγοι, склавини), в VII веке произошло араб. صقلبي‎ (саклаби, мн. ч. араб. صقالبةсакалиба). Семантический сдвиг к значению раб произошёл позднее в Западной Европе[5]. В андалузском диалекте арабского языка термин сакалиба обозначал сначала славянских рабов, а затем, аналогично семантическому развитию термина в других западноевропейских языках, иностранных рабов в целом[3].

Славяне-наёмники

В середине VII века славяне нанимались на военную службу в Византии. Некоторые из них переходили на сторону мусульман, которые поселяли этих наёмников вблизи своих границ. Сведения об общинах этих славян известны до середины VIII века[1][2]. После битвы при Себастополисе в 692 году Небул, архонт славянского корпуса в византийской армии, и 30 тысяч его людей были поселены Омейядами в Сирии[6][7].

Жители Восточной Европы

Термин использовался, как правило, для обозначения славян также авторами из исламских стран, сообщавшими о Восточной Европе, особенно теми, кто побывал в этом регионе: Харун ибн Яхья, Ибрагим ибн Якуб, Абу Хамид аль-Гарнати и др. Однако арабский путешественник Ибн Фадлан, в 921—922 годах в качестве секретаря посольства Аббасидского халифа аль-Муктадира посетивший Волжскую Булгарию, в своём отчёте «Рисале» термином сакалиба именует жителей Булгарии[1]. У Мас’уди в число сакалиба включены немцы.

Мусульманский географ иранского происхождения Ибн Хордадбех в IX веке в своей «Книге путей и стран» писал, что титул царя сакалибов был «князь».

Невольники

Сакалиба назывались также невольники, обычно славяне: из Германии (в основном полабские славяне), которых работорговцы вывозили в мусульманскую Испанию, оттуда — в Северную Африку и далее на восток; с Северо-Западных Балкан (в основном южные славяне), вывозившиеся в Северную Африку и далее на восток); из Восточной Европы (в основном восточные славяне), вывозившиеся по Волжскому пути в восточные регионы исламского мира[1][2].

В арабском мире сакалиба выполняли различные обязанности, они были слугами, наложницами гарема, евнухами, рабами-ремесленниками, рабами-солдатами и стражниками халифа. В Иберии, Марокко, Дамаске и Сицилии их военная роль была сопоставима с ролью мамлюков в Османской империи[8][9]. Рабы-сакалиба из Германии обычно оскоплялись. Многие из них становились дворцовыми евнухами в Кордовском халифате, Фатимидском халифате и других исламских странах, и приобретали большое влияние[1][2]. В Аль-Андалусе славянские евнухи были настолько популярны и широко распространены, что стали синонимом сакалиба[8][9].

Сфера влияния Сакалабидов в 1018 году с владениями на Сардинии и Корсике

Братья Мубарак ас-Саклаби и Музаффар аль-Саклаби первоначально были христианскими детьми-сакалиба, которых кастрировали и продали в рабство в Испанию. Они получили образование в области исламской культуры и религии. Братья стали рабами другого раба по имени Муфарис, который был начальником полиции во дворце Аль-Мансур в Мадине аз-захра. В результате военного переворота, они стали совместными правителями, первыми эмирами таифы Валенсия[10][11][12]. Мубарак погиб в результате несчастного случая в 1018 году, а вскоре после этого во время восстания был убит Музаффар. Их сменил Лабиб ас-Саклаби, также бывший раб, который был стал Тортосы между 1015 и 1016 годами и, вероятно, был ответственен за восстание против Музаффара[13].

Сакалиба Афтах стал основателем тайфы Альмерия. Он выиграл борьбу с бербером Ибн Рависом за контроль над Аль-Марийей (ныне город Альмерия). Афтаху наследовал Хайран, который укрепил государство. В течение его царствования город Альмерия пережил большое развитие и расширил границы. Во время правления преемника Хайрана, Зухайра, тайфа Альмерия включила Мурсию, Хаэн, достигла Гранады, Толедо и Кордовы. Но вскоре начался её упадок и потеря территорий. В 1038 году, в правление Абу Бакра ар-Рамини тайфа Альмерия была завоевана Абд аль-Маликом ибн Абд аль-Азизом, эмиром тайфы Валенсии.

После падения Кордовского халифата в начале XI века поток невольников-сакалиба резко сократился. Со второй половины XI века термин сакалиба применялся в западной части исламского мира в отношении скопцов независимо от происхождения. Поток невольников-сакалиба из Восточной Европы сократился с конца X — начала XI веков по причинам недостатка серебра в исламском мире и усилившимся противодействием со стороны Киевской Руси. Последние упоминания о невольниках-сакалиба из Восточной Европы относятся к середине XI века[1][2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Мишин, 2015.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Мишин, 2002.
  3. 3,0 3,1 Golden etc., 1995, с. 872.
  4. Mishin, 1998.
  5. Vlasto A. P. The Entry of the Slavs Into Christendom: An Introduction to the Medieval History of the Slavs / Vlasto A. P., Vlasto P.. — CUP Archive, 2 October 1970. — P. 320. — ISBN 978-0-521-07459-9. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  6. Treadgold, Warren T. A History of the Byzantine State and Society. — Stanford University Press, October 1997. — ISBN 9780804726306. Архивная копия от 26 июля 2014 на Wayback Machine
  7. Lilie, Ralph-Johannes. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit: 1. Abteilung (641–867), Band 3: Leon (# 4271) — Placentius (# 6265). — Berlin and Boston: De Gruyter. — ISBN 978-3-11-016673-6.
  8. 8,0 8,1 The Historical Encyclopedia of World Slavery: A-K ; Vol. II, L-Z, by en:Junius P. Rodriguez
  9. 9,0 9,1 Lev, Yaacov. State and Society in Fatimid Egypt : [англ.]. — BRILL, 1991. — P. 74, 77—78. — ISBN 978-90-04-09344-7. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  10. Viguera, María Jesús. Los reinos de taifas y las invasiones magrebíes: (al-Andalus del IX al XIII) : [исп.]. — Editorial MAPFRE, 1992-01-01. — ISBN 9788471004321. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  11. Vañó, David Francés. De la legitimidad, las sucesiones y su reflejo en las acuñaciones andalusíes : [исп.]. — Universitat de València, 2017-10-03. — ISBN 9788491341260. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  12. Fletcher, Richard A. El Cid : [исп.] / Richard A. Fletcher, Richard Fletcher. — Editorial NEREA, 2010-12-01. — ISBN 9788489569294. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  13. Fernández, Luis Suárez. Historia de Espana antigua y media : [исп.]. — Ediciones Rialp, 1976. — ISBN 9788432118821.

Литература