Рябченко, Василий Сергеевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Василий Сергеевич Рябченко
Стиль экспрессионизм, неоэкспрессионизм, постмодернизм
Премии «Золотий перетин» (1996)

Василий Сергеевич Рябченко (род. 23 июля 1954, Одесса) — украинский живописец, график, фотохудожник, автор объектов и инсталляций[1]. Один из ключевых художников современного украинского искусства и Новой украинской волны[2].

Биография

Василий Рябченко. «Берег невыявленных персонажей», 200×400 см, холст, масло, 1989

Василий Рябченко родился 23 июля 1954 года в Одессе в семье советского художника-графика Сергея Рябченко[3].

Своё художественное образование начал в 1966 году в художественной школе, расположенной на территории Одесского художественного училища.

В 1969 году поступает в Одесское художественное училище имени М. Б. Грекова на отделение живописи.

С 1974 по 1976 — вольнослушатель в ЛВХПУ им. Мухиной в Ленинграде. По возвращении в Одессу — знакомится и дружит с Валентином Хрущём и одесскими «нонконформистами»[4].

С 1978 по 1983 годы учится в Южноукраинском государственном педагогический университете им. К. Д. Ушинского на художественно-графическом факультете, где его преподавателями были Валерий Гегамян и Зинаида Борисюк[5].

С 1987 — член Союза художников СССР, впоследствии Национального союза художников Украины[6].

Василий Рябченко. «Натюрморт», фотография, 1970-е

В этот период возникает одесская группа художников: Сергей Лыков, Елена Некрасова, Александр Ройтбурд, Василий Рябченко. Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея[4][7]. Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы[8]. К этому периоду относятся живописные работы: «Берег невыявленных персонажей» (1989), «Красная комната» (1988), «Жертва» (1989), «Смерть Актеона» (1989), диптих «Ловцы» (1989), «Метод искушения» (1990) и другие.

В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее, к участию в которой были привлечены молодые художники Киева[9]. Это стало началом интеграции «Одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения[10]. С этой выставкой связаны работы Рябченко: «Отказ от благодати» (1988) и «Любовь — не любовь» (1988).

Василий Рябченко одним из первых начинает работать в жанре инсталляции, первой работой этого направления стала «Качели для пеньков» для кураторского проекта Ежи Онуха «Степы Европы» (1993)[10]. В дальнейшем были созданы инсталляции «Великий Бемби» (1994), «Посвящение мадам Рекамье» (1994), «Принцесса» (1996), «Академия холода» (1998), и другие. С начала 1970-х он активно экспериментирует с фотографией[11]. Основными сюжетами сначала были непостановочные натюрморты из бытовых предметов, позже — фотофиксация импровизаций с участием предметов и человеческого тела, в компоновке которых художник использует «пустотность» и асимметрию, свойственную восточной традиции[4]. За цикл этих фотографий, объединённых в проекте «Naked Dream» (1995), получает премию и звание «Лучший художник Украины» по итогам первого всеукраинского арт-фестиваля «Золотий перетин» в 1996 году[10]. В это же году основывает творческое объединения «Арт Лаборатория»[1].

Василий Рябченко живет и работает в Одессе.

Творчество

Василий Рябченко. «Смерть Актеона», 200 х 300 см, холст, масло, 1988
Василий Рябченко. «Устрашение», 140 х 170 см, холст, масло, 1989

Владимир Левашов выделяет несколько периодов в творчестве Василия Рябченко. Ранние работы художника, относящиеся к 1970-м — началу 1980-х годов, отличаются синтезом «западного» и «восточного» подходов к живописи — почти «английским» аристократическим аскетизмом языка, органично перетекающим в китайский «танец кисти», сдержанность уравновешивается свободой и лёгкостью.

Во второй половине 1980-х Василий Рябченко проникается идеями трансавангарда. Но если в целом украинский трансавангард тяготел к эстетике барокко, работы Рябченко этого времени можно обозначить как «новое рококо». Для «трансавангардного» периода художника характерны программная пустотность, выверенный эстетизм, легкомысленная игривость и механистическая комбинаторика[12]. В качестве примера работ второй половины 1980-х годов — «Коты», сюжет о двух котах-соперниках. В последующем варианте, написанном в период финального обострения отношений между двумя сверхдержавами, приведших к распаду СССР, сюжет поменял свой смысловой контекст за счёт изменения размера, колорита, манеры написания и названия — «Устрашение»[4].

«Линия рококо» прослеживается и в последующих работах Рябченко, вплоть до сделанных в последнее время. Однако они становится более эмоциональными и слегка сбивчивыми, в них появляются нотки иррационализма и беспокойства. Пасторальная беспечность начинает уступать место рефлексии и нарастающему драматизму[12].

О художнике

Украинский искусствовед и арт-критик Михаил Рашковецкий о Василие Рябченко[13]:

Василий Рябченко в своих произведениях является медиатором объективной пустотности по законам красоты. Причём фигуративность не умаляет, а усиливает эту интенцию. Для воплощения вакуума художник умножает изящество рокайля, стилизованность модерна и роскошь великосветского барокко на абсолютную деконструкцию мифологических смыслов.

Выставки, музеи и коллекции

Василий Рябченко. «Большой Бемби», бочки, линейные лампы, оленьи рога, 1994
Василий Рябченко. «Качели для пеньков», 200 см, деревянная конструкция, пеньки, цепи, 1993

Выставки

Избранные выставки
Год Выставка
2022 Unfolding Landscapes / Art Centre Silkeborg Bad, Силькеборг, Дания[14]
2020 Strange Time / Международная выставка современного искусства в виртуальном пространстве[2]
2017 Салон отверженных / Музей морского флота, Одесса, Украина[15]
2017 Холодная вера / Invogue Gallery, Одесса, Украина[16][17]
2016 Дух времени / Zenko Art Foundation, Татаров, Украина[18]
2016 Рецепт для утопии / Институт проблем современного искусства, Киев, Украина[19]
2016 Лихие 90-е / Музей современного искусства Одессы, Одесса, Украина[20]
2016 Ergo sum. Выставка автопортретов / Галерея Дукат, Киев, Украина[21]
2016 Три поколения украинских художников в коллекции Татьяны и Бориса Гринёвых / ЕрмиловЦентр, Харьков, Украина[22]
2015 Enfant Terrible. Одесский концептуализм / Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина[23]
2015 Музейное собрание. Украинское современное искусство 1985—2015 / Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина[24]
2014 Украинский пейзаж / Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина[25]
2013 Одесская школа. Традиции и актуальность / Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина[26]
2012 Миф. Украинское барокко / Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина[27]
2012 Современные украинские художники / ЕрмиловЦентр, Харьков, Украина[28]
2011 Независимые / Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина
2010 Топ-10 современных художников Одессы / Hudpromo Gallery, Одесса, Украина[29]
2010 Звёздные войны / Арт-центр Александра Коробчинского, Одесса, Украина[30]
2010 Живопись 1960—1990-х годов из коллекции МСИ «Совиарт» / ЦСИ «Совиарт», Киев, Украина[31]
2009 Restart / Морской Арт-Терминал, Одесса, Украина[32]
2009 Новая украинская волна / Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина[33][34]
2008 Современное искусство Одессы[35] / Музей современного искусства, Одесса, Украина[36]
2008 Юбилейная выставка к 70-летию ОООНСХУ / Центральный дом художника, Киев, Украина[37]
2004 Прощай, оружие / Мыстецкий Арсенал, Киев, Украина[38]
2003 Первая коллекция / Центральный дом художника, Киев, Украина[39]
2000 Частичное затмение / Французский культурный центр, Белград, Югославия
2000 Положительная реакция / Музей Западного и Восточного искусства, Одесса, Украина
1999 Пинакотека / Украинский дом, Киев, Украина
1998 Месяц фотографии (англ. Month of photography) / Братислава, Словакия
1998 Вне-графики / Одесский художественный музей, Одесса, Украина
1998 Академия холода[40] / Одесский художественный музей, Одесса, Украина[41]
1998 Стороны / галерея «Карась», Киев, Украина[42]
1998 Two days and two nights / Фестиваль современной музыки, Одесса, Украина[43]
1998 Всеукраинская молодежная выставка / Центральный дом художника, Киев, Украина
1997 Фотосинтез / Дирекция выставок Союза Художников Украины, Киев, Украина
1996 Фантом опера / Театр юного зрителя, Одесса, Украина[44]
1996 Взгляд с вареньем / Центр Современного Искусства, Киево-Могилянская академия, Киев, Украина
1996 Золотий перетин / Выставка претендентов на звание «Лучший художник 1996 года», Украинский дом, Киев, Украина
1996 Товарный фетишизм / Украинский дом, Киев, Украина
1996 Naked Dream / галерея «Бланк Арт», Киев, Украина
1996 Семейный альбом / Центр Современного Искусства, Национальный университет «Киево-Могилянская академия», Киев, Украина
1996 Синтетическая художественная реклама / галерея «Карась», Киев, Украина[45]
1996 Батискаф-1 / Международный симпозиум / Дворец Моряков, Одесса, Украина
1996 Участники APT фестиваля / Музей Западного и Восточного искусства, Одесса, Украина
1996 Two days and two nights / Фестиваль современной музыки, Одесса, Украина[46]
1995 Кабинет доктора Франкенштейна / Дом учёных, Одесса, Украина[47][48]
1995 Анализ крови / Дирекция выставок Союза Художников, Киев, Украина
1995 Синдром Кандинского / Краеведческий музей, Одесса, Украина[49]
1995 Two days and two nights / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина
1994 Свободная зона / Одесский художественный музей, Одесса, Украина
1994 Пространство культурной революции / Украинский дом, Киев, Украина[50]
1994 Страшное — любовное / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина[51]
1994 Продолжение традиций / Одесский художественный музей, Одесса, Украина
1994 Lux ex tenebris / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина[52]
1993 Grafik aus Odessa / Муниципальная галерея, Розенхайм, Германия
1993 Случайная выставка / Центр современного искусства «Тирс», Одесса, Украина[53][54]
1993 Степи Европы / Центр Современного Искусства «Замок Уяздовский», Варшава, Польша
1993 Диаспора / Центральный дом художника, Москва, Россия
1991 Kunst aus Odessa / Galerie im Alten Rathaus, Прин-ам-Кимзе, Германия
1991 The Glory and Modernity of Odessa / Йокогама, Япония
1990 Украинская живопись XX века / Национальный Художественный Музей Украины, Киев, СССР
1990 Вавилон / Центральный Дворец молодежи, Москва, СССР[55]
1990 После модернизма — 2 / Одесский художественный музей, Одесса, СССР[56]
1990 Avec Cezanne, avec Van Gogh pour la montagne Sant Victore… / Марсель, Франция
1990 Совиарт. Три поколения украинской живописи 1960—1980 годов / Оденсе, Дания
1990 Совиарт. Три поколения украинской живописи 1960—1980 годов / Торгово-Промышленная палата, Киев, СССР
1989 После модернизма / Одесский художественный музей, Одесса, СССР[57]
1989 Новые фигурации / Одесский государственный литературный музей, Одесса, СССР[9]
1988 Всесоюзная выставка молодых художников / Манеж, Москва, СССР[58]
1973—1989 участник региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок

Музеи

Музеи, в которых содержатся произведения Рябченко[59].

Частные коллекции[59]

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Odessa artist: Virtuosity as an ideology (англ.). odessa-journal.com (23 мая 2020). Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
  2. 2,0 2,1 Vasiliy Ryabchenko (англ.). Strange Time. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 11 июня 2020 года.
  3. Вера Савченко, кандидат философских наук, искусствовед. Одесский художник Сергей Рябченко: настоящее искусство не стареет // Вікна-Одеса. — 2013. Архивировано 18 августа 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Галина Скляренко. 25 років присутності / Игорь Абрамович. — Киев: ArtHuss, 2017. — С. 356. — 250-253 с. — ISBN 978-617-7518-27-2. Архивная копия от 23 января 2022 на Wayback Machine
  5. Анна Литман. Валерий Гегамян: гениальный рисовальщик I. «Худкомбинат» (1 июля 2016). Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 25 июня 2020 года.
  6. Современный украинский художник, 2012, с. 136—143.
  7. После модернизма — 2. www.hudcombinat.com. «Худкомбинат» (24 мая 2016). Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
  8. Евгений Голубовский «ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ». msio.com.ua. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  9. 9,0 9,1 Новые фигурации (1989). Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 10 августа 2020 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Василий Рябченко о Василие Рябченко.
  11. Галина Скляренко. «Современное искусство Украины. Портреты художников» = «Сучасне мистецтво України. Портрети художників» (укр.). — ArtHuss, 2018. — С. 354—371. — 376 с. — ISBN 978-617-7110-17-9.
  12. 12,0 12,1 Алиса Ложкина. «Великолепная десятка» одесских художников в «ХудПромо». www.hudpromo.livejournal.com (27 ноября 2010). Дата обращения: 10 июля 2020. Архивировано 22 июня 2020 года.[неавторитетный источник?]
  13. Михаил Рашковецкий о Василие Рябченко. www.100artists.com.ua. Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  14. UNFOLDING LANDSCAPES Landscape and poetics in contemporary Ukrainian art. Art Centre Silkeborg Bad. Дата обращения: 2022-17-02. Архивировано 17 февраля 2022 года.
  15. В Одессе откроется «Салон отверженных». ART Ukraine. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 28 января 2021 года.
  16. Выставка «Холодная вера» (недоступная ссылка). web.archive.org (28 октября 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 28 октября 2017 года.
  17. В рамках ОМКФ галерея Invogue представила художественно-кинематографический проект «Холодная вера» (24 июля 2017). Дата обращения: 4 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  18. Выставка «Дух времени». Zenko Foundation. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 27 января 2020 года.
  19. "Рецепт для утопии" в Институте проблем современного искусства (23 августа 2016). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  20. Выставка "Лихие 90-е". Музей современного искусства Одессы (2016). Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 10 августа 2020 года.
  21. Галерея Дукат. Ergo sum. Выставка автопортретов (2016).
  22. ЕрмиловЦентр » Три покоління українських митців у колекції Тетяни та Бориса Гриньових (недоступная ссылка). web.archive.org (28 июля 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 28 июля 2017 года.
  23. Національний художній музей України — Перегляд виставки. namu.kiev.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 12 июля 2020 года.
  24. New Now Gallery — Выставки — Музейное собрание. Украинское современное искусство. 1985–2015. newnow.gallery. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
  25. УКРАЇНСЬКИЙ ПЕЙЗАЖ (укр.). Арсенал. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 30 июля 2019 года.
  26. Одесская школа. Традиции и актуальность («Мыстецкий Арсенал», Киев). www.nt-art.net. NT Art gallery (12 июня 2013). Дата обращения: 14 июля 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
  27. В главном музее страны пройдёт выставка «Миф «Украинское барокко». www.news.liga.net. Лiга.Новости (27 апреля 2012). Дата обращения: 15 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  28. Масштабный проект «Современные украинские художники». ART Ukraine. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 4 июля 2020 года.
  29. В ДЕСЯТКУ! Новая галерея «ХудПромо» открылась выставкой «Топ10 одесских художников». ART Ukraine. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 20 октября 2020 года.
  30. «Звездные войны» в Одессе. artinvestment.ru. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  31. Центр сучасного мистецтва «Совіарт» (недоступная ссылка). web.archive.org (26 мая 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 26 мая 2017 года.
  32. Выставка «Restart» — расписание, рецензия, фотография. today.od.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  33. Аксинья Курина. О выставке «Украинская Новая Волна». www.life.pravda.com.ua. Украинская правда (21 сентября 2009). Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 11 июля 2020 года.
  34. О выставке «Украинская Новая Волна» (PDF). www.namu.kiev.ua. Национальный художественный музей Украины. Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 12 июля 2019 года.
  35. Михаил Рашковецкий «ОДЕССКАЯ БЬЕННАЛЕ» и «ПУСТОЙ ТОННЕЛЬ» Игоря Гусева. msio.com.ua. Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 1 августа 2017 года.
  36. «ОДЕССА 2008». Выставка изобразительного искусства, посвящённая Дню города. www.msio.com.ua (29 августа 2008). Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 11 июля 2020 года.
  37. Одесскому отделению союза художников — 70 лет. vo.od.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 9 июля 2020 года.
  38. Арсенал: история одного разоружения. ART Ukraine. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 29 декабря 2019 года.
  39. В центральном доме художника можно увидеть Штирлица с обезьянкой на руках и инопланетян…. fakty.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 5 июля 2020 года.
  40. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 164—167.
  41. «Академия холода» — выставочные залы Одесского художественного музея. ofam.od.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 9 июля 2020 года.
  42. KARAS GALLERY (недоступная ссылка). web.archive.org (11 апреля 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 11 апреля 2017 года.
  43. 2D2N — 1998 (недоступная ссылка). web.archive.org (3 августа 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 3 августа 2017 года.
  44. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 92—93.
  45. KARAS GALLERY (недоступная ссылка). web.archive.org (11 апреля 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 11 апреля 2017 года.
  46. 2Д2Н — 1996 (недоступная ссылка). web.archive.org (28 июля 2017). Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 28 июля 2017 года.
  47. Кабинет доктора Франкенштейна. Неохимеризм (1995). Дата обращения: 21 июля 2017. Архивировано 10 августа 2020 года.
  48. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 90—9.
  49. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 79.
  50. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 68—69.
  51. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 62.
  52. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 65.
  53. Авторы концепции — Александр Ройтбурд, Василий Рябченко. Случайная выставка (1993).
  54. Портфолио. Искусство Одессы 1990-х, 1999, с. 60.
  55. Guelman.Ru — Культурный Альянс. Проект Марата Гельмана. old.guelman.ru. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 3 июля 2020 года.
  56. «После модернизма — 2» — Выставочные залы Одесского художественного музея. ofam.od.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  57. «После модернизма…» — Выставочные залы Одесского художественного музея. ofam.od.ua. Дата обращения: 3 июля 2020. Архивировано 14 июня 2020 года.
  58. Интервью: Александр Соловьев о выставке-ярмарке Fine Art Ukraine 2013 и Всесоюзной выставке молодых художников 1988 года, Elle (14 февраля 2013). Архивировано 9 июля 2020 года.
  59. 59,0 59,1 Biography — Vasiliy Ryabchenko (англ.). Дата обращения: 9 августа 2017. Архивировано 10 августа 2017 года.
  60. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств. Василий Рябченко «Устрашение». www.urmii.ru. Архивировано 16 августа 2017 года.
  61. Василий Рябченко, «Молитва» — Музей современного искусства Украины Архивная копия от 28 июля 2017 на Wayback Machine // www.modern-museum.org.ua
  62. Рябченко Василий. msio.com.ua. Архивировано 28 июля 2017 года.
  63. Рябченко Василь — Grynyov Art Collection (укр.). Grynyov Art Foundation. Дата обращения: 16 марта 2020. Архивировано 5 мая 2020 года.
  64. Василий Рябченко. www.nt-art.net. NT Art gallery. Дата обращения: 9 июля 2020. Архивировано 9 июля 2020 года.
  65. Василий Рябченко. Галерея «Ника» — художественная онлайн галерея г. Одессы. Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 14 июля 2020 года.

Литература

Ссылки