Россия и НАТО

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Россия и НАТО

НАТО

Россия
Логотип представительства России при НАТО

Отношения между Россией и НАТО были установлены сразу после распада СССР в декабре 1991 года. 1 апреля 2014 года НАТО на фоне кризиса вокруг Украины объявило о приостановлении практического гражданского и военного сотрудничества с Россией[1][2].

25 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин утвердил[3] новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам[4].

В 2016 году после двухлетнего перерыва состоялись три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. На них обсуждались, в частности, ситуация на Украине, проводимые сторонами учения и меры по предотвращению опасных военных инцидентов в ходе совместной борьбы с ИГИЛ[5].

С марта 2017 года Генштаб России и НАТО возобновили прямые контакты по военной линии[6]. Тем не менее, 15 апреля 2019 года заместитель министра иностранных дел Александр Грушко в интервью «РИА Новости» заявил, что отношения НАТО с Россией зашли в тупик и сотрудничество России с НАТО «по гражданской и военной линиям прекращено полностью»[7].

Как отмечают в МИД РФ, решения саммита НАТО в Брюсселе (2018) подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России и продолжение долгосрочного курса на наращивание коалиционных возможностей НАТО по созданию группировок войск и дальнейшему совершенствованию военной инфраструктуры у российских границ[8].

До октября 2021 года Россия сохраняла постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 22 января 2018 года возглавлял Александр Грушко[9][10] (с тех пор должность была вакантна). Должность руководителя Информационного бюро НАТО в Москве была вакантна с 2015 года[11]. В Москве также работала созданная в 2002 году при посольстве Бельгии Военная миссия связи НАТО, призванная содействовать расширению диалога между РФ и НАТО путём обеспечения взаимодействия между Военным комитетом НАТО и Министерством обороны РФ[12]

18 октября 2021 года МИД РФ объявил о закрытии на неопределённый срок постпредства страны при НАТО. Одновременно было объявлено о прекращении деятельности в Москве Военной миссии связи и Информационного бюро НАТО[13].

История

Отношения между Россией и НАТО были установлены сразу после распада СССР в декабре 1991 года. Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (ныне — Совет евроатлантического партнёрства)[14] С 1994 года Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира[14].

После подписания в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности»[15] был создан Совместный постоянный совет (СПС). Встречи Совета проходили в двустороннем формате «НАТО+1»[16]. Этим документом альянс принял обязательство не размещать войска вдоль российских границ на постоянной основе[источник не указан 784 дня]. «Основополагающий акт» и подписанная в 2001 году Римская декларация «Отношения Россия — НАТО: новое качество» предусматривали учреждение отдельного российского представительства при НАТО, включая аппарат Главного военного представителя и Группу связи при штабе Стратегического командования операций ОВС НАТО, а в Москве — Информационного бюро и Военной миссии связи НАТО[17].

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году[14].

Президент России Владимир Путин на одном из саммитов НАТО весной 2002 года

В начале 2000-х годов событием, предопределившим резкое сближение между НАТО (США) и Россией, стал террористический акт 11 сентября 2001 года, когда Россия без колебаний приняла сторону США. Кульминацией этого сближения стало участие России в антитеррористической коалиции и подписание так называемой Римской декларации «Отношения Россия — НАТО: новое качество». В соответствии с ней 28 мая 2002 года был создан Совет Россия-НАТО («Совет двадцати»)[16]. Целью нового органа была провозглашена отработка процедур совместного принятия консенсусных решений, после чего в принципе можно было ожидать перехода отношений России и НАТО на более высокий уровень с перспективой полноправного членства России в НАТО[18].

По словам бывшего генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона, Путин выразил заинтересованность в присоединении России к оборонному альянсу вскоре после того, как стал президентом. Когда Робертсон объяснил ему, что страны-члены обычно подают заявку на членство, Путин отказался подчиниться, ответив: «Мы не стоим в одном ряду со многими странами, которые не играют никакой роли».[19]

8 февраля 2003 года министром обороны России Сергеем Ивановым и генеральным секретарём НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия — НАТО» о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей подводных лодок[16][20][21].

Россия не только участвовала в совместных учениях, но и проводила совместные с НАТО миротворческие операции. С некоторыми членами НАТО у России были подписаны договоры о военно-техническом сотрудничестве и совместной разработке различных продуктов военного назначения. Министерством обороны России решалась задача повышения степени оперативной совместимости подразделений российских вооружённых сил и войск НАТО для успешного осуществления совместных мероприятий.

7 июня 2007 года президент России подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами-участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему».[22][23].

Расширение НАТО на восток

Карта хронологии вступления стран в НАТО.

Российское руководство утверждает о существовании договорённости о нерасширении НАТО в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году: в частности, утверждается, что заверения о неразмещении иностранных (негерманских) войск стран-членов НАТО на территории бывшей ГДР «по своему смыслу» исключали расширение НАТО на восток[24], а поэтому альянс своим расширением эту договорённость нарушил[24][25][26][27]. Руководство альянса утверждает, что такого обещания не давалось[28][29] и что такое решение могло быть принято только в письменном виде на основании консенсуса всех стран-членов блока[29] (а не в форме «единоличной „гарантии“» кого-либо[30]). В научном сообществе мнения по поводу существования или отсутствия договорённости о нерасширении также расходятся[31][32].

В марте 2004 года в альянс, вопреки дипломатическим усилиям России, были приняты семь восточноевропейских стран, в том числе граничащие с Россией Эстония, Латвия и Литва. Расширение НАТО на восток в 2004 году Путин воспринял, по оценке газеты «Ведомости», как «личное предательство» со стороны президента США Дж. Буша и премьер-министра Великобритании Тони Блэра, которых Путин к тому времени считал своими друзьями и с которыми усиленно налаживал партнёрские отношения[33].

Осложнение отношений

Осложнение отношений между Россией и НАТО в начале 2008 года вызвало обсуждение альянсом обращений Украины и Грузии о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ)[34]. США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие этому предложению оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия[35]. Несмотря на то, что Грузия и Украина так и не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать. Главы государств и правительств стран-членов НАТО заявили в Бухаресте, что Грузия и Украина станут членами НАТО[36], когда будут соответствовать предъявляемым требованиям к членству в этой организации[37]. Это решение было подтверждено на последующих встречах в верхах.

Россия, однако, и тогда, и позже рассматривала продвижение НАТО на Восток как угрозу своим стратегическим интересам в Европе. По итогам апрельского саммита НАТО (2008) глава Генштаба РФ генерал Юрий Балуевский заявил, что, если Грузия и Украина присоединятся к НАТО, Россия будет вынуждена принять «военные и иные меры» для обеспечения своих интересов вблизи государственных границ[38]. Владимир Путин, со своей стороны, заявил о намерении «предметно поддержать» Абхазию и Южную Осетию, руководители которых обратились к нему с посланиями, выразив опасения по поводу принятого на саммите НАТО решения. Как было отмечено в заявлении российского МИД, «Россия своё отношение к курсу руководства Грузии на ускоренную атлантическую интеграцию доводила до сведения и грузинской стороны, и членов альянса. Любые попытки оказать политическое, экономическое, а тем более военное давление на Абхазию и Южную Осетию являются бесперспективными и контрпродуктивными»[39].

19 августа 2008 года в связи с грузино-югоосетинским конфликтом деятельность Совета Россия — НАТО была по инициативе альянса приостановлена[40][41][42]. 22 августа российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО[40][43] (решение о восстановлении сотрудничества было принято в марте 2009 года, заседания Совета были возобновлены на разных уровнях в декабре 2009 — январе 2010 года[42]).

Сотрудничество по Афганистану

С 11 августа 2003 года НАТО осуществляло оперативное руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Тема обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане занимала одно из главных мест в политической повестке дня Совета Россия — НАТО, обсуждалась на регулярных посольских и министерских заседаниях Совета. На прошедшем в июне 2003 года в Брюсселе заседании СРН на уровне министров обороны Сергей Иванов передал НАТО российские предложения о взаимодействии по Афганистану, включая транзит войсковых контингентов стран альянса и их переброску по воздуху с использованием российской военно-транспортной авиации. Совет НАТО эти предложения принял[44].

Выступая на 40-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности (6—8 февраля 2004 года), министр обороны РФ Сергей Иванов отмечал, что масштабные успехи в практической реализации антитеррористической международной стратегии, к которым он отнёс разгром «Талибана» и инфраструктуры «Аль-Каиды» в Афганистане, сопровождались и тревожными тенденциями — активизацией международных террористических структур, «перетеканием» ячеек «Аль-Каиды» (прежде всего, в ближневосточный регион), частичным восстановлением боевого потенциала движения талибов в Афганистане и Пакистане. Территория Ирака стала центром притяжения для представителей террористических группировок со всего Ближнего и Среднего Востока. Кроме того, после начала операции в Афганистане это государство вновь стало главным источником наркотиков, которые поставляются через территорию СНГ и России в Западную Европу. Наркотрафик из Афганистана стал серьёзной угрозой национальной безопасности ряда центральноазиатских стран и России[45].

В 2007 году директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Сергей Рябков заявлял, что борьба с наркотрафиком — это то немногое, что реально объединяет Россию с НАТО и даже может служить своего рода «визитной карточкой» сотрудничества России с альянсом[46]. При этом директор Федеральной службы России по наркоконтролю Виктор Иванов заявлял о крайней обеспокоенности России растущим наркотрафиком с территории Афганистана и выступал с критикой в адрес объединённого командования силами альянса в Афганистане[47].

В рамках сотрудничества России с НАТО по вопросу военной операции в Афганистане российская сторона заключила с США (в 2009 г.) и Германией (в 2008 г.) соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности[48][49][50][51] (см. Северная распределительная сеть). До июня 2012 года через территорию России наземным и воздушным путём было транспортировано 379 000 военнослужащих и 45 000 военных контейнеров в поддержку операции в Афганистане[52].

В начале февраля 2012 года в российских СМИ появилась информация о переговорах по возможному созданию перевалочного пункта (логистической базы) НАТО в Ульяновске[53] (подробнее см. статью Ульяновск-Восточный).

Программа SALIS

В связи с дефицитом транспортной авиации европейские страны НАТО сочли возможным привлечь тяжёлую транспортную авиацию бывшего СССР для перевозок в интересах своих вооруженных сил. Программа получила название SALIS (англ. Strategic Airlift Interim Solution). Предполагалось, что она станет временной до решения европейскими партнёрами НАТО проблем с тяжёлой транспортной авиацией. В 2003 году в Стамбуле был подписан протокол о намерениях.[54][55][56] Проведённый по этой программе в 2004 году тендер выиграла компания Ruslan SALIS GmbH — совместное предприятие авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Antonov Airlines». В 2006 году подписан первый контракт.

В связи с событиями на Украине 2014 года компания «Antonov Airlines» отказалась участвовать в совместном с Россией проекте. В декабре 2016 года, при заключении очередного контракта в рамках SALIS, он был разделён на два отдельных контракта — один для старого партнёра Ruslan SALIS GmbH, второй для вновь созданного представителя «Antonov Airlines» — Antonov SALIS GmbH. 60 % законтрактованного лётного времени отдано Ruslan SALIS GmbH, 40 % досталось Antonov SALIS GmbH.[57]

Россия и НАТО после 2014 года

2014—2016

В январе 2014 года был создан Центр передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций (The NATO Strategic Communications Centre of Excellence, NATO StratCom COE), соответствующий официальный меморандум подписали 1 июля того же года Германия, Италия, Соединённое Королевство, Польша и три прибалтийские республики. По решению учредителей Центр был размещён в Риге и получил аккредитацию 1 сентября 2014 года[58].

В марте 2014 года отношения между Россией и НАТО обострились из-за присоединения Крыма к России. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен расценил данные события как угрозу суверенитету Украины и европейской безопасности[59]. 5 марта Андерс Фог Расмуссен по итогам внеочередного заседания Совета НАТО по Украине сообщил, что альянс намерен пересмотреть «весь спектр» сотрудничества с Россией из-за её политики по отношению к Украине; в частности, речь шла о приостановке деятельности совместной миссии по уничтожению сирийских химических вооружений. НАТО приостановило «проведение военных и гражданских встреч с Россией и планирование совместных военных миссий», за исключением заседаний Совета Россия — НАТО на уровне послов. Совет НАТО также принял решение расширить практическое сотрудничество с Украиной, включая проведение совместных учений «в знак поддержки этой страны и процесса демократических реформ». Он также пообещал оказать содействие в повышении военных возможностей Украины[60].

1 апреля 2014 года на встрече министров иностранных дел стран-членов НАТО в Брюсселе альянс объявил о приостановлении всех видов гражданского и военного сотрудничества с Россией, фактически парализовав работу Совета Россия — НАТО — таким образом, блок НАТО в одностороннем порядке прекратил действие соглашения о партнёрстве с Россией[1][2][17][61]. 8 апреля было объявлено о решении запретить доступ в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе всем сотрудникам постпредства РФ, кроме постпреда, заместителя главы миссии, а также помощника и водителя постпреда. На тот момент в постпредстве РФ при НАТО числилось около 70 сотрудников. В течение последующих месяцев делегация сократилась до 50 человек[17].

В сентябре 2014 года Россия впервые после окончания «холодной войны» не была приглашена на саммит НАТО, на котором было принято решение о создании объединённой оперативной группы повышенной готовности в составе сил быстрого реагирования НАТО на случай нападения России на какую-либо из стран НАТО[62].

25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил[3] новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам[4].

В апреле 2015 года руководством НАТО было принято решение уменьшить численность делегаций при штаб-квартире НАТО для стран, не входящих в альянс, до 30 человек[17]. По сообщению британской газеты Guardian, на практике это ограничение коснулось лишь России.

На саммите НАТО в июле 2016 года Россия была признана основной угрозой безопасности для альянса, а её сдерживание было официально провозглашено новой миссией НАТО[63][64]. С точки зрения НАТО, присоединение Крыма к России и вовлечённость России в конфликт на востоке Украины полностью изменили стратегическую ситуацию в Европе[65]. Действия России по отношению к Украине рассматриваются как угроза восточноевропейским членам НАТО и, в частности, странам Прибалтики, где имеется значительное русскоязычное меньшинство[65].

2017—2019

В 2015—2017 годах была существенно усилена военная активность Североатлантического альянса вблизи границ России и началось расширенное передовое присутствие объединённых вооружённых сил НАТО на территории прибалтийских государств — Литвы, Латвии и Эстонии.

В 2017—2018 годах в рамках реализации «Плана действий по повышению боевой готовности вооружённых сил НАТО» и «Концепции передового присутствия и усиления» численность военнослужащих сил первоочередного задействования блока была увеличена с 25 до 40 тысяч человек. На территориях стран Балтии были развёрнуты усиленные батальонные тактические группы многонационального состава численностью до 1000 военнослужащих каждая. Реализуется американская инициатива «4 по 30», которая предусматривает готовность к применению 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей стран блока в течение 30 суток[4][66].

Была реанимирована существовавшая в годы «холодной войны» система трансатлантических перебросок войск усиления из США и Канады в Европу для развёртывания крупных коалиционных группировок на границе с Россией[4].

В целях эффективного руководства силами на «восточном фланге» НАТО дополнительно к уже имевшимся двум штабам многонациональных дивизий «Северо-восток» в Польше и «Юго-восток» в Румынии было начато формирование штаба многонациональной дивизии «Север» на базе управления датской мотопехотной дивизии. Её оперативная группа, судя по сообщениям СМИ, 8 марта 2019 года была развёрнута в населённом пункте Адажи (Латвия). Отмечалось существенное повышение интенсивности оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО в непосредственной близости от российских границ[4].

США и их партнёрами по НАТО уделялось серьёзное внимание активным действиям в киберпространстве и получению тотального контроля над этой сферой. Созданные альянсом центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге и объединённый центр передового опыта в области киберзащиты в Таллине нацелены на ведение масштабной информационной войны. Их основной задачей является выведение из строя вычислительных сетей критически важных объектов и инфраструктуры потенциального противника путём нарушения функционирования систем государственного управления, финансовых институтов, предприятий, электростанций, вокзалов и аэропортов[4].

В марте 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что главной задачей группировки НАТО в Восточной Европе является «защита территориального суверенитета государств-членов от любой агрессии». Столтенберг напрямую связал увеличение группировки в Восточной Европе с событиями в Крыму и Донбассе[67].

В конце марта генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил о высылке семерых сотрудников миссии России при НАТО и отказе в аккредитации ещё троим[68][a]

Как отмечалось в МИД РФ, решения саммита НАТО в Брюсселе (2018) подтвердили линию на военно-политическое «сдерживание» России и продолжение долгосрочного курса на наращивание коалиционных возможностей НАТО по созданию группировок войск и дальнейшему совершенствованию военной инфраструктуры у российских границ[8].

Происходило усиление военного присутствия и форсированное развитие военной инфраструктуры альянса на территории Восточной Европы и Прибалтики. Значительно возросло количество и интенсивность учений, для проведения которых в приграничные с Россией регионы перебрасывались дополнительные контингенты военнослужащих и тяжёлая военная техника стран НАТО[8].

К военным мероприятиям НАТО всё более активно привлекались Швеция, Финляндия, Грузия, Украина и другие страны — партнёры этого блока. Формировались передовые командно-штабные подразделения; было принято решение о создании новых объединённых командований НАТО (по обеспечению безопасности транспортных коридоров в регионах Северной Атлантики и Арктики и по управлению, планированию и логистике в целях организации военных перевозок в Европе). Было объявлено о планах передового складирования военной техники на территории Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, усилены группировки кораблей в акватории Балтийского моря, увеличилось число заходов и продолжительность пребывания в Чёрном море кораблей ВМС нечерноморских государств-членов НАТО, в первую очередь США, усилено патрулирование авиацией НАТО воздушного пространства Прибалтики, был развёрнут комплекс ПРО США в Румынии и шла работа по вводу в строй аналогичного объекта в Польше, была достигнута договорённость об увеличении постоянного американского контингента на территории Польши[8].

В МИД России отмечали продолжающиеся действия НАТО по расширению своего геополитического пространства на территории Балканского полуострова. В этой связи, в частности, указывалось на форсирование членства Боснии и Герцеговины в НАТО и создание так называемой «армии Косово» при попустительстве натовских «Сил для Косово», что усугубляло имеющиеся противоречия и серьёзно дестабилизировало ситуацию в регионе[8].

С лета 2019 года диалог в формате Совета Россия — НАТО прекратился[69]. По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, Россия не отказывалась работать в СРН, но не считала для себя возможным обсуждать в таком формате украинский вопрос, тогда как в НАТО этому вопросу отводят приоритетное место[70]

2020—2022

В ноябре 2020 года президент Путин на совещании с руководством Минобороны и предприятий оборонно-промышленного комплекса отметил, что, несмотря на предложение России снизить активность на время пандемии коронавируса, страны НАТО, наоборот, усилили интенсивность манёвров авиации и флота[71].

В марте 2021 года в Брюсселе прошло заседание министров иностранных дел стран НАТО, Финляндии и Швеции, посвящённое «угрозам со стороны РФ». Россию обвинили в «дестабилизации ситуации» в соседних странах за рубежом, включая Украину, Грузию и Молдавию, и в «жестоком подавлении политического инакомыслия» на своей территории. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, Россия «пытается вмешиваться в дела стран Западно-Балканского региона», распространяет дезинформацию, агрессивно действует в киберпространстве. Кроме того, в НАТО наблюдают увеличение «ракетной угрозы» со стороны России и «масштабное усиление военного потенциала, от Балтики до Чёрного моря, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от Средиземного моря до Арктики». Столтенберг напомнил, что «в ответ на действия России НАТО осуществило самое масштабное усиление коллективной обороны, продвинулось в гибридной и киберобороне». Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что «США продолжают поддерживать двусторонний подход НАТО к России путем усиления сдерживания и обороны, в том числе с помощью боеспособных войск в восточной части нашего альянса». При этом на заседании была подтверждена необходимость диалога с РФ по таким вопросам, как ядерное соглашение с Ираном, изменение климата, сфера стратегической стабильности[69].

Весна 2021 года ознаменовалась обострением напряжённости в зоне конфликта на востоке Украины. Украина обвиняла Россию в наращивании группировки войск на российско-украинской границе, Россия Украину — в переброске дополнительных войск и вооружений к зоне конфликта[72]. Многократно возросло число обстрелов на линии соприкосновения ВСУ и вооружённых формирований непризнанных республик Донбасса[73]. В НАТО отреагировали на намечающееся противостояние — в Брюсселе прошло экстренное заседание комиссии Украина—НАТО, состоялись переговоры главы МИД Украины Дмитрия Кулебы с госсекретарем США Энтони Блинкеном и генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. В штаб-квартире НАТО прошла экстренная видеоконференция глав МИД и Минобороны стран-членов альянса. Российские представители обвинили саму Украину в том, что она с 2014 года ведёт войну в Донбассе, а США и НАТО, поощряя эти действия, фактически превращают Украину в «пороховую бочку» Европы[74].

Немного снять напряжение позволил лишь телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена, состоявшийся 13 апреля[73]. Как заявили в Белом доме, «президент Байден подчеркнул непоколебимую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Украины. Президент выразил обеспокоенность в связи с внезапным наращиванием военного присутствия России в Крыму и на украинских границах, а также призвал Россию к деэскалации напряжённости». В Кремле, в свою очередь, отметили, что Владимир Путин «изложил базирующиеся на минском комплексе мер подходы к политическому урегулированию» на Украине[75].

В мае в разных частях европейского континента, включая Восточную Европу и Прибалтику, прошли крупнейшие с начала века учения Defender Europe-21, в которых приняли участие 12 государств[70][76]. На фоне этих учений очередным шагом в наметившемся противостоянии двух блоков стало заявление министра обороны РФ Сергея Шойгу о том, что до конца 2021 года в Западном военном округе будет сформировано около 20 новых воинских соединений и частей для противодействия передовым силам НАТО[77].

На саммите НАТО в июне 2021 года Россию обвинили в том, что она «продолжает нарушать ценности, принципы, доверие и обязательства, изложенные в документах, лежащих в основе отношений между альянсом и Москвой». Руководители государств и правительств НАТО выразили обеспокоенность наращиванием военного потенциала России, проведением масштабных учений близ границ с НАТО, нарушениями воздушного пространства членов блока, военной интеграцией с Белоруссией. Отдельный абзац принятого коммюнике был посвящён «гибридным действиям» России, направленным против государств—членов НАТО («попыткам вмешательства в выборы и демократические процессы», «политическому и экономическому давлению и запугиванию», «широкомасштабным кампаниям по дезинформации», «вредоносным кибероперациям» и пр.). Россию также осудили за использование «агрессивной и безответственной риторики» и «политику стратегического запугивания» в ядерной сфере[78][79].

6 октября было объявлено о высылке восьми членов российской миссии при НАТО и упразднении ещё двух позиций, что привело к сокращению российской миссии с 20 до 10 дипломатических сотрудников. Причиной стала «предполагаемая враждебная деятельность»[68]. 18 октября МИД РФ объявил о закрытии на неопределённый срок постпредства страны при НАТО. Одновременно было объявлено о прекращении деятельности в Москве Военной миссии связи и Информационного бюро НАТО[13][80].

21-22 октября на заседании министров обороны стран НАТО был согласован секретный план альянса по сдерживанию «потенциальной агрессии со стороны РФ». По сообщению агентства Рейтер, речь шла о подготовке НАТО к одновременному нападению в Балтийском и Черноморском регионах, в том числе с использованием ядерного оружия, кибератак или космических систем. По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, особую тревогу альянса вызывают угрозы, исходящие от российского ракетного оружия. В качестве ответных мер НАТО заявило о намерении усилить системы ПРО и ПВО, укрепить свои вооружённые силы реактивными самолётами пятого поколения, адаптировать под новые вызовы учения и разведывательную деятельность, а также повысить боеготовность и эффективность ядерного сдерживания. На заседании было одобрено создание Инновационного фонда НАТО размером в 1 млрд долларов для развития военных технологий и технологий двойного назначения. Также была согласована Стратегия НАТО в области искусственного интеллекта[81].

Со своей стороны, министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил об обострении военно-политической обстановки на границе Союзного государства России и Белоруссии: «Наращивается передовое присутствие блока НАТО…, совершенствуется его военная инфраструктура, создаются запасы вооружения, военной техники и материальных средств, отрабатываются мероприятия по переброске войск». По его словам, в Польшу и прибалтийские государства переброшены бронетанковая бригада сухопутных войск США и четыре многонациональные батальонные тактические группы, сформированы штабы коалиционных дивизий НАТО в Румынии, Польше и Латвии, увеличивается ёмкость портовой и аэродромной инфраструктуры, ведутся работы по модернизации тактического ядерного оружия и баз его хранения в европейских странах. Как заявил Шойгу, количество полётов разведывательной и тактической авиации ВВС НАТО близ границ РФ по сравнению с 2020 годом возросло почти на треть, интенсифицировалось количество учений, сценарий которых основывается на вооружённом противоборстве с Россией: «Всё чаще к ним привлекаются страны, не входящие в альянс: Грузия, Украина, Швеция и Финляндия. Для проведения манёвров стали активнее использоваться территории стран Балтии, Польши, акватория Балтийского моря». «Военные угрозы, политическое и экономическое давление со стороны западных стран» вынудили Россию и Белоруссию принять ответные меры, одна из них — разработка новой Военной доктрины Союзного государства[82].

Очередное обострение отношений НАТО с Россией произошло в начале ноября, когда в западных СМИ появились публикации о том, что Россия вновь стягивает войска к украинской границе[83][84].

1 декабря генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг назвал неприемлемой даже мысль о том, что у России может быть сфера влияния, «потому что её соседи — это суверенные государства»[85]: «В альянсе постановили, что однажды Украина станет членом НАТО. Решение о том, когда это произойдёт, будут принимать 30 государств—членов НАТО и Украина. У России нет права вето в этом вопросе, её мнение не учитывается. У неё нет права восстанавливать принцип сфер влияния и через это воздействовать на соседние страны»[86].

1 декабря президент России Владимир Путин на церемонии вручения верительных грамот иностранными послами в Кремле заявил, что Россия в диалоге с западными странами будет стремиться к достижению соглашений об отказе НАТО от расширения на восток и размещения вооружений вблизи границ России. «Перед нашей дипломатией сейчас стоит первоочередная задача — добиваться предоставления сильных, надёжных и долгосрочных гарантий безопасности. В диалоге с США и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договорённостей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на Восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости от территории России», — сказал Путин. Он добавил, что предложил начать «предметные переговоры» по этому вопросу. По его словам, речь пойдёт об обеспечении «правовых, юридических гарантий», поскольку соответствующие устные обязательства западные страны выполнить отказались[87]. «Мы для себя никаких особых условий не требуем. Понимаем, что любые договорённости непременно должны учитывать как интересы России, так и всех государств Евроатлантики. Спокойная, стабильная ситуация должна быть обеспечена для всех и нужна всем без исключения»,— подчеркнул Путин[88].

После встречи Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена в Стокгольме 2 декабря МИД РФ сообщил: «Подчёркнуто, что игнорирование законных озабоченностей России, втягивание Украины в геополитические игры США на фоне развёртывания сил НАТО в непосредственной близости от наших границ будут иметь самые серьёзные последствия, вынудят принять ответные меры для выправления военно-стратегического баланса. Альтернативой этому могли бы стать долгосрочные гарантии безопасности на наших западных рубежах, что следует рассматривать как императивное требование»[89].

7 декабря состоялись переговоры между Владимиром Путиным и Джо Байденом в формате видео-конференц-связи. В российском пресс-релизе по итогам переговоров говорилось, что "преобладающее место в разговоре заняла проблематика, связанная с внутриукраинским кризисом и отсутствием прогресса в выполнении Украиной минских договорённостей. В пресс-релизе, который появился на сайте Белого дома, говорилось, что Джо Байден обратил внимание Путина на «угрожающий» характер передвижений российских войск вблизи украинских границ[90].

Владимир Путин в ответ заявил, что «НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории» и наращивает военный потенциал у границы России, а «поэтому Россия серьёзно заинтересована в получении надёжных, юридически зафиксированных гарантий, исключающих расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с Россией государствах ударных наступательных систем вооружений»[90][91].

Предложения России по гарантиям безопасности

15 декабря в ходе визита помощника госсекретаря США по Европе и Евразии Карен Донфрид в Москву заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков передал ей для руководства США и НАТО проекты договора о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности России и стран НАТО «в свете непрекращающихся попыток США и НАТО изменить в свою пользу военно-политическую ситуацию в Европе». МИД РФ в своём заявлении от 10 декабря подробно изложил, какие именно требования Россия понимает под «гарантиями безопасности»:

  • Выработка в конкретный промежуток времени и на основе принципа равной и неделимой безопасности серьёзных долгосрочных правовых гарантий, исключающих любое дальнейшее продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих систем оружия на западных рубежах России;
  • Отказ от решений Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что Украина и Грузия станут членами НАТО, как противоречащих обязательству лидеров всех государств — участников ОБСЕ «не укреплять свою безопасность за счет безопасности других»;
  • Юридическое закрепление договорённости о неразмещении США и другими странами НАТО ударных систем вооружений, создающих угрозу России, на территории соседних с ней стран, как входящих, так и не входящих в альянс;
  • Получение конкретной реакции НАТО на выдвинутые ранее российские предложения, среди которых перенос районов оперативных учений на согласованное расстояние от линии соприкосновения Россия — НАТО, согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолётов, возобновление регулярного диалога оборонных ведомств по линии Россия — США и Россия — НАТО;
  • Присоединение США к одностороннему российскому мораторию на развёртывание наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе[92].

В проекте договора со США Россия предложила закрепить принцип невозможности (и недопустимости) развязывания ядерной войны, а также:

  • исходить из принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга, для чего принять взаимные обязательства не предпринимать действий и не проводить мероприятий, затрагивающих безопасность другой стороны;
  • не использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооружённого нападения на Россию или США;
  • США должны принять на себя обязательство исключить дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказаться от приёма в НАТО государств, ранее входивших в СССР;
  • США не должны создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в СССР и не являющихся членами НАТО, а также использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, развивать с ними двустороннее военное сотрудничество;
  • взаимно отказаться от размещения вооружённых сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развёртывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности, а также воздержаться от полётов тяжёлых бомбардировщиков, оснащённых ядерным или неядерным вооружением, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории России или США;
  • вернуться к принципу отказа от развёртывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории;
  • исключить развёртывание ядерного оружия вне национальной территории[93].

Блоку НАТО Россия предложила вернуться к работе Совета Россия — НАТО, восстановить каналы связи и перестать рассматривать друг друга в качестве противников, а также:

  • взять на себя взаимные обязательства о неразмещении вооружённых сил и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, которые уже находились на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года;
  • исключить развёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других участников;
  • исключить дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств;
  • странам НАТО отказаться от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии[93].

О причинах того, почему Россия настаивает на скорейших переговорах, рассказал в ходе расширенной коллегии Минобороны Владимир Путин. По словам президента, у него вызывает серьёзную озабоченность наращивание непосредственно у российских границ военной группировки США и НАТО, а также проведение крупномасштабных учений, в том числе незапланированных. По его словам, России нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии безопасности. Министр обороны РФ Сергей Шойгу в своём выступлении также уделил особое внимание военно-политическому курсу Запада: «Стремление НАТО вовлечь украинские вооружённые силы в свою военную деятельность несет угрозу безопасности, принимая во внимание попытки Киева силовым путем решить проблему Донбасса. Продолжается военное освоение территории Украины странами НАТО. Усугубляют ситуацию поставки США и их союзниками вертолётов, ударных беспилотных летательных аппаратов, ПТУРов». В числе прочего Сергей Шойгу рассказал о подготовке американскими ЧВК провокаций с химическим оружием в Донбассе[94]. По его словам, США и НАТО в целом «целенаправленно увеличивают масштабы и интенсивность мероприятий подготовки войск вблизи России»: «Всё чаще в них задействована стратегическая авиация, осуществляющая условные пуски ядерных ракет по российским объектам. Количество их полётов у российских границ выросло более чем в два раза. Особое внимание НАТО уделяет вопросам переброски войск на восточный фланг альянса, в том числе с континентальной части США»[95].

21 декабря в ходе брифинга помощница госсекретаря по делам Европы и Евразии Карен Донфрид заявила, что США готовы обсуждать с Россией её требования о гарантиях безопасности, причём в разных форматах — двустороннем, а также в рамках Совета Россия — НАТО и ОБСЕ. С другой стороны, и в Вашингтоне, и в штаб-квартире НАТО назвали ряд запросов Москвы неприемлемыми[94].

Переговоры прошли в Женеве[96], Брюсселе[97] и Вене[98] 10, 12 и 13 января[95].

Переговоры на уровне Россия—США и Россия—НАТО показали, что в НАТО не намерены отказываться от своей политики «открытых дверей» и не готовы отводить силы и инфраструктуру на позиции 1997 года, как того требует Москва[97].

Глава российской делегации на переговорах с НАТО заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко заявил, что попытки построить безопасность против России без участия России обречены на провал. По его словам, Россия будет принимать все необходимые меры для того, чтобы угроза со стороны НАТО «парировалась военными средствами, если не получится дипломатическими»[97].

26 января в МИД РФ были переданы письменные ответы США на предложения России по безопасности[99]. 1 февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что принципиальные озабоченности России оказались проигнорированы: «Мы не увидели адекватного учёта трёх наших ключевых требований, касающихся недопущения расширения НАТО, отказа от размещения ударных систем вооружения вблизи российских границ, а также возврата военной инфраструктуры блока в Европе к состоянию 1997 года, когда был подписан основополагающий акт Россия-НАТО»[100].

2 февраля испанская газета El Pais опубликовала конфиденциальные ответы США и НАТО на российские предложения[101]. Из них следует, что США и НАТО отвергли ключевые требования России по гарантиям безопасности, но готовы к диалогу с ней по контролю над вооружениями и предотвращению военных инцидентов[102].

В ответе НАТО было заявлено, что альянс не намерен отказываться от политики «открытых дверей», поскольку считает, что страны вправе самостоятельно выбирать альянсы и способы обеспечения своей безопасности. В документе ничего не говорилось о готовности отвести силы на какие-либо прежние позиции и предоставить России гарантии неразмещения ударных средств где бы то ни было. Наоборот, в нём содержалось множество встречных требований к России:

  • незамедлительно отвести вооружённые силы от границы Украины, а также вывести войска из Украины, Грузии и Республики Молдова, «где они находятся без согласия принимающей страны»;
  • воздержаться от угрозы применения силы, агрессивной риторики и зловредной деятельности, направленной против членов НАТО;
  • отказаться от проведения испытаний противоспутникового оружия;
  • возобновить имплементацию Договора об обычных вооружениях в Европе и согласиться на модернизацию Венского документа;
  • начать переговоры с США и НАТО о контроле над вооружениями, включая ракеты средней и меньшей дальности[102].

Наращивание военного присутствия НАТО в Восточной Европе. Поставки вооружения и военного имущества

В коммюнике, опубликованном на сайте НАТО 24 января 2022 года, было заявлено, что в связи с наращиванием российских сил вблизи Украины НАТО решило увеличить своё военное присутствие в Восточной Европе. Ряд стран НАТО объявили о приведении своих вооружённых сил в состояние боевой готовности и направили дополнительные силы в Восточную Европу[103][104].

Пресс-секретарь Пентагона Джон Кёрби в тот же день сообщил, что глава Минобороны США Ллойд Остин повысил уровень готовности 8,5 тыс. военнослужащих к развёртыванию на случай активации Сил быстрого реагирования НАТО. Изменение уровня готовности, по словам Кёрби, позволит США «быстро развернуть в Европе дополнительные боевые, логистические, медицинские, авиационные группы, средства наблюдения и разведки»[105].

Позднее газета The New York Times сообщила, что президент США Джо Байден рассматривает возможность переброски дополнительного числа военнослужащих в страны Прибалтики и Восточной Европы. Одновременно из США на Украину поступает «экстренная военная помощь», в частности, включающая одноразовые гранатомёты SMAW-D, предназначенные для борьбы с укреплёнными дотами и бункерами, и ракеты противотанкового комплекса Javelin[106]. 28 января издание РБК-Украина со ссылкой на источник в украинском министерстве обороны сообщило, что США поставят Украине дополнительную военную помощь на сумму $200 млн, для перевозки которой потребуется около 45 авиарейсов. Поставки включают боеприпасы, средства контрбатарейной борьбы, противотанковые средства, стрелковое оружие[107]. Об этом «тайном пакете» помощи ранее, в январе, сообщил телеканал CNN. Как заявил агентству неназванный американский дипломат, выделение этой помощи Киеву ранее не было предусмотрено. Таким образом, по его словам, общий объём военной помощи США Украине за 2021 год возрос до рекордных $650 млн[108].

29 января премьер-министр Великобритании Борис Джонсон сообщил, что готов направить дополнительные войска и боевую технику в Эстонию и другие страны восточного фланга НАТО, увеличив число британских военных в Эстонии до 1,8 тыс. человек. Ранее Великобритания поставила Украине около 2 тыс. одноразовых переносных противотанковых комплексов NLAW и отправила туда 30 военнослужащих бригады сил специальных операций для обучения обращению с этим вооружением[109]. 6 февраля газета The Mirror сообщила об отправке на Украину более 100 британских спецназовцев для передачи опыта украинским военным[110]. 8 февраля Борис Джонсон сообщил, что изучает возможность отправки истребителей Typhoon и кораблей для защиты Юго-Восточной Европы[111].

О поставках Украине вооружений также объявили другие страны НАТО. Эстония сообщила о намерении передать Киеву ранее полученные от США комплексы Javelin, а Латвия и Литва — переносные ЗРК Stinger. Согласие на передачу этого оружия было получено от Госдепартамента США[106]. Чехия направила на Украину более 4 тыс. артиллерийских снарядов калибра 152 мм[112].

На общем фоне выбивалась Германия, первоначально отказавшаяся разрешить Эстонии поставку на Украину буксируемых гаубиц Д-30 советского производства, которые находились на вооружении армии ГДР, затем были переданы Финляндии, а в результате оказались в Эстонии. 20 января глава МИД ФРГ Анналена Бербок после встречи с госсекретарём США Энтони Блинкеном подчеркнула: «Германия традиционно занимает сдержанную позицию по вопросу продажи оружия в конфликтные регионы». Власти Украины неоднократно выражали разочарование по поводу такой позиции Берлина[108]. Президент США Джо Байден также высказывал озабоченность по этому поводу[113].

ФРГ, однако, как сообщила министр обороны Кристина Ламбрехт, не исключает возможности развёртывания дополнительного воинского контингента в составе «боевой группы НАТО» в Литве. Главная цель «боевых групп НАТО» в странах Прибалтики заключается в том, чтобы остановить противника в случае нападения и выиграть время для прибытия подкрепления из стран альянса[114].

30 января в интервью Би-би-си генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг подчеркнул, что альянс не планирует отправлять войска на Украину в случае военного конфликта между Киевом и Москвой. Вместо этого НАТО сосредоточится на поставках вооружений Украине и разработке санкционных мер против РФ[115].

1 февраля в ходе визитов на Украину премьер-министров Великобритании и Польши Бориса Джонсона и Матеуша Моравецкого стало известно о том, что Лондон, Варшава и Киев намерены объявить о создании политического союза, цель которого — «усиление региональной безопасности». С инициативой создания союза ещё в октябре 2021 года выступила Украина. Эта инициатива представляет собой часть стратегии Украины по созданию «малых союзов» (за время президентства Владимира Зеленского уже были созданы «Люблинский треугольник» с Литвой и Польшей, «Ассоциированное трио» с Грузией и Молдавией, а также «Квадрига» с Турцией)[102].

В тот же день Моравецкий анонсировал поставки Украине «нескольких десятков тысяч артиллерийских снарядов, ПЗРК „Гром“, лёгких миномётов, разведывательных беспилотников и другого вооружения оборонного характера»[102].

2 февраля пресс-секретарь Пентагона Джон Кёрби анонсировал отправку дополнительных сил в Румынию, Польшу и Германию. По его словам, речь идёт о «реакции на текущую ситуацию» в регионе для «оказания поддержки» союзникам США. Кёрби подчеркнул, что в случае эскалации американцы «не будут воевать на Украине». 4 февраля министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак сообщил, что в Польше готовятся к приёму основных сил бригадной боевой группы из состава 82-й воздушно-десантной дивизии армии США. В рамках наращивания военного присутствия США в Польшу направляется 1,7 тыс. американских военнослужащих[116].

Как сообщило 11 февраля немецкое агентство DPA, в НАТО приняли решение расширить число многонациональных воинских контингентов в 30 странах Европы, прежде всего — в Болгарии, Словакии и Румынии, в дополнение к боевым группам, базирующимся в Польше, Эстонии, Латвии и Литве. Решение о расширении контингента могут подтвердить министры обороны стран — участниц альянса 18 февраля, а реализовать эти планы могут уже весной 2022 года[117].

Отношения России и НАТО в связи с началом Специальной военной операции на Украине

Файл:NATO scales up its eastern defences.png
Увеличение численности войск НАТО в Восточной Европе после 24 февраля

Масштабы военной помощи, предоставленной Украине в ходе специальной военной операции России, начавшейся 24 февраля 2022 года и имеющей целью защиту населения Донбасса, демилитаризацию и денацификацию Украины, позволяют говорить о том, что фактически речь идёт о войне России против НАТО, для которой Украина предоставляет территорию и живую силу.

Если в начале 2022 года НАТО и союзники поставляли ВСУ вооружение образца 1970—1990-х годов, которое по своим характеристикам было хуже, чем аналогичные системы, находящиеся на вооружении российской армии, то за последующие месяцы ситуация изменилась. Украина стала получать высокоточные реактивные системы залпового огня, значительное количество гаубиц и бронетехники. В конце января 2023 года было объявлено коллективное решение начать поставки танков производства ФРГ, США, Великобритании, Франции.

В апреле 2023 года было объявлено об открытии в Румынии Центра тылового обеспечения и обслуживания используемого на Украине западного вооружения. Речь идёт о ремонтной базе в городе Сату-Маре. Инициатор открытия центра — концерн Rheinmetall[118].

Российское руководство осуждает поставки оружия Украине, называя эти действия «накачкой». Глава российского МИДа Сергей Лавров заявлял, что такими действиями западные страны ведут «прокси-войну» с Москвой, и это не способствует урегулированию украинского конфликта.

Мадридский саммит НАТО (2022)

Саммит прошёл в Мадриде 28 — 30 июня. На саммите была принята новая стратегическая концепция, в которой Россия названа «наиболее серьёзной и прямой угрозой безопасности членов НАТО и миру и стабильности в евроатлантическом регионе». Члены блока решили, что продолжат противодействовать «российским угрозам», «безответственной риторике» Москвы и реагировать на «ее враждебные действия». НАТО осудило спецоперацию на Украине и призвало Россию немедленно прекратить военные действия[119].

Лидеры стран НАТО согласились увеличить численность сил быстрого реагирования с 40 тыс. до 300 тыс. человек. Это увеличение будет осуществлено в 2023 году. По словам Столтенберга, силы НАТО с тяжёлой техникой и вооружениями будут размещены в разных странах на границе с Россией. В тот же день президент США Джо Байден заявил, что военное присутствие США в Европе будет усилено, а дислокация американских войск будет изменена. В частности, будет увеличена численность ротационных частей в странах Балтии, а в Румынии будет размещена на ротационной основе дополнительная бригада численностью более 3 тыс. военнослужащих. В Польше разместят штаб 5-го армейского корпуса США, а в Великобританию будут направлены две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-35, способных нести ядерное оружие. С четырёх до шести будет увеличено число американских эсминцев, базирующихся на ВМБ Рота (Испания). Эти корабли оснащены комплексами Aegis («Иджис») и являются частью развёртываемой США глобальной системы ПРО. Кроме того, США собираются разместить дополнительные средства ПВО в Германии и Италии[120].

Помимо принятия новой стратегической концепции члены НАТО приняли решение предоставить статус приглашённых стран Швеции и Финляндии, которые подали заявки на вступление в альянс в мае[119].

Перед участниками саммита выступил президент Украины Владимир Зеленский. В своём заявлении он задался вопросом — «неужели Украина еще недостаточно заплатила» за вступление в НАТО, а также призвал Запад поддержать Киев оружием, финансами и политически, поскольку боевые действия на Украине идут «за право диктовать условия в Европе»[121].

Вступление Швеции и Финляндии в НАТО

29 июня президент России Владимир Путин, комментируя ситуацию со Швецией и Финляндией, в отношении которых было принято решение о вступлении в НАТО, заявил, что у РФ нет таких проблем с этими странами, какие есть с Украиной. «У нас нет ни территориальных вопросов и споров, у нас нет ничего, что нас могло бы беспокоить. Ну, хочется им — пожалуйста» — заявил он. Однако, Путин уточнил, что если ранее для Финляндии и Швеции не было никаких угроз, то теперь в случае размещения там вооруженных сил и инфраструктуры, Россия будет вынуждена будет «создавать такие же угрозы для территорий, откуда следуют угрозы и нам».

Президент подчеркнул, что тезис НАТО по поводу того, что РФ боролась против расширения организации за счет Украины, однако теперь с присоединением к ней Швеции и Финляндии получит обратный эффект, не имеет под собой оснований. По мнению Путина, такие предположения делаются для того, чтобы подменить понятия и показать, что Кремлю якобы не удается достичь необходимого результата[122].

См. также

Примечания

Примечания
  1. Высылка российских дипломатов была осуществлена в знак солидарности с Великобританией в деле об отравлении Сергея Скрипаля и его дочери[68].
Сноски
  1. 1,0 1,1 НАТО приостанавливает всякое сотрудничество с Россией. BBC News (1 апреля 2014). Дата обращения: 1 апреля 2014. Архивировано 3 апреля 2014 года.
  2. 2,0 2,1 Statement by NATO Foreign Ministers (англ.). NATO (1 апреля 2014). — «6. We have decided to suspend all practical civilian and military cooperation between NATO and Russia. Our political dialogue in the NATO-Russia Council can continue, as necessary, at the Ambassadorial level and above, to allow us to exchange views, first and foremost on this crisis.». Дата обращения: 24 августа 2014. Архивировано 18 июля 2014 года.
  3. 3,0 3,1 [1] Архивная копия от 2 февраля 2015 на Wayback Machine — Президент России.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Мы знаем и помним, что такое война Архивная копия от 18 марта 2019 на Wayback Machine // Красная звезда, 15.03.2019
  5. Генштаб России и НАТО провели переговоры впервые после заморозки отношений Архивная копия от 3 марта 2017 на Wayback Machine // РИА Новости, 03.03.2017.
  6. Начальники Генштабов России, США и Турции встретились в Анталье Архивная копия от 4 января 2019 на Wayback Machine // РБК, 7 марта 2017.
  7. МИД заявил о прекращении сотрудничества РФ и НАТО по гражданской и военной линиям Архивная копия от 15 апреля 2019 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 15.04.2019
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Россия — НАТО. Внешнеполитическое досье Архивная копия от 3 сентября 2019 на Wayback Machine // МИД РФ, 2019.
  9. Постоянным представителем России при НАТО стал Александр Грушко Архивная копия от 26 декабря 2013 на Wayback Machine. 2012-07-18; по сообщению Интерфакс Архивная копия от 23 июля 2012 на Wayback Machine.
  10. Путин назначил нового постпреда РФ при НАТО Архивная копия от 27 октября 2012 на Wayback Machine // Lenta.ru, 24.10.2012.
  11. Дональд Трамп подался в раскольники. Участники саммита НАТО опасаются президента США почти так же, как Россию Архивная копия от 22 сентября 2019 на Wayback Machine // Газета «Коммерсантъ» № 121 от 12.07.2018
  12. Миссия сократима. Как Россия может ответить на высылку своих дипломатов из постпредства при НАТО // Коммерсантъ, 07.10.2021. Дата обращения: 8 октября 2021. Архивировано 8 октября 2021 года.
  13. 13,0 13,1 Где НАТО, там и рвётся. Москва пошла на разрыв отношений с альянсом // Коммерсантъ, 18.10.2021. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 Отношения НАТО с Россией Архивная копия от 16 августа 2012 на Wayback Machine, сайт НАТО. Разделы: Развитие отношений, Вехи сотрудничества.
  15. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора Архивная копия от 29 апреля 2012 на Wayback Machine // сайт NATO, 27.05.1997.
  16. 16,0 16,1 16,2 Совет Россия-НАТО (СРН). История создания, цели и задачи Архивная копия от 29 мая 2012 на Wayback Machine // РИА Новости, Справки.
  17. 17,0 17,1 17,2 17,3 Персоны нон-НАТО Архивная копия от 13 июня 2021 на Wayback Machine // Коммерсантъ, 11.04.2015.
  18. Алексей Богатуров. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ДОКТРИН РОССИИ // Международные процессы. Журнал теории международных отношений и мировой политики. Архивировано 1 августа 2016 года..
  19. Jennifer Rankin: Ex-Nato head says Putin wanted to join alliance early on in his rule Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine The Guardian.
  20. НАТО и Россия подписывают соглашение о спасании подводных лодок Архивная копия от 17 февраля 2009 на Wayback Machine // NATO Update, 26-Feb-2003: «соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве в области поиска и спасания экипажей подводных лодок. Соглашение было подписано 8 февраля 2003».
  21. Россия разрабатывает двусторонние соглашения с рядом стран по спасению экипажей подводных лодок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine, РИА Новости, 13/05/2003: «в феврале в Мюнхене состоялось подписание рамочного документа между Россией и НАТО по спасению экипажей подводных лодок».
  22. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.06.2007 N 99-ФЗ. Архивировано 7 ноября 2011 года..
  23. Госдуме пришлось помириться с НАТО.
  24. 24,0 24,1 Russia and NATO enlargement Архивная копия от 7 марта 2016 на Wayback Machine.
  25. Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности Архивная копия от 19 июля 2016 на Wayback Machine.
  26. SPIEGEL Interview with Russian President Dmitry Medvedev: «Oil and Gas Is Our Drug» Архивная копия от 20 августа 2016 на Wayback Machine.
  27. Прямая линия с Владимиром Путиным Архивная копия от 28 июня 2016 на Wayback Machine.
  28. «НАТО — Путину: никто не обещал не идти на восток» Архивная копия от 20 апреля 2014 на Wayback Machine.
  29. 29,0 29,1 NATO — Обвинения России: расставим точки над «и». НАТО. Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано 14 апреля 2014 года.
    Отношения между НАТО и Россией: факты Архивировано 16 декабря 2017 года..
  30. Юри Вендик. Мир мифов Путина в интервью Bild Архивная копия от 15 января 2016 на Wayback Machine // «Русская служба BBC», 12.01.2016.
  31. Shifrinson, 2016, pp. 7—8, 14—15.
  32. Shifrinson, Joshua R. Itzkowitz. Put It in Writing: How the West Broke Its Promise to Moscow (англ.). Foreign Affairs (29 октября 2014). Дата обращения: 2 июня 2016. Архивировано 30 июня 2015 года.
  33. Крымская исповедь президента Путина. Дата обращения: 27 октября 2021. Архивировано 5 ноября 2014 года.
  34. Саакашвили вслед за Ющенко попросился в НАТО Архивная копия от 29 января 2016 на Wayback Machine // LENTA.RU, 15.02.2008.
  35. Ю. А. Ляшук. Бухарестский саммит НАТО и трансформация альянса (недоступная ссылка). Журнал международного права и международных отношений, № 2/2008. Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 31 января 2016 года.
  36. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте, 3 апреля 2008 г.. Дата обращения: 16 декабря 2017. Архивировано 16 июня 2021 года.
  37. Украина и Грузия в конечном счёте присоединятся к союзу Архивная копия от 14 сентября 2017 на Wayback Machine.
  38. Российская армия угрожает военным вмешательством, если Грузия и Украина присоединяются к НАТО Архивная копия от 14 июля 2021 на Wayback Machine.
  39. Путин обещает предметно поддержать Абхазию и Южную Осетию Архивная копия от 31 января 2016 на Wayback Machine // Известия, 03.04.2008.
  40. 40,0 40,1 Россия подтвердила информацию о прекращении сотрудничества с НАТО Архивная копия от 29 сентября 2012 на Wayback Machine // Lenta.ru, 21.08.2008.
  41. Страны НАТО договорились пересмотреть отношения с Россией Архивная копия от 20 июля 2012 на Wayback Machine // Lenta.ru, 19.08.2008: «19 августа министры, представляющие государства альянса, решили, что Совет Россия-НАТО не будет собираться до тех пор…».
  42. 42,0 42,1 Военные России и НАТО возобновили сотрудничество Архивная копия от 19 июня 2014 на Wayback Machine // РИА Новости, 26.01.2010.
  43. РФ временно прекратила сотрудничество с НАТО Архивная копия от 25 ноября 2015 на Wayback Machine // km.ru, 22.08.2008.
  44. Интервью первого заместителя Министра иностранных дел России В. И. Трубникова агентству «Интерфакс» по вопросам борьбы с международным терроризмом Архивная копия от 15 декабря 2017 на Wayback Machine. 26.01.2004.
  45. ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИИ С. Б. ИВАНОВА НА 40-Й МЮНХЕНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ БЕЗОПАСНОСТИ «ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИЯ-НАТО» Архивная копия от 26 декабря 2017 на Wayback Machine (6—8 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА, МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ).
  46. Россия критикует НАТО за афганский героин Архивная копия от 2 ноября 2010 на Wayback Machine // BBC Russian.
  47. Управление Госнаркоконтроля по СФО (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июня 2010. Архивировано 27 декабря 2013 года.
  48. Соглашение между Россией и США о военном транзите. Достигнута договоренность о транспортировке военного персонала и техники США через воздушное пространство России. Архивная копия от 21 октября 2012 на Wayback Machine, 07 июля 2009 года // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.
  49. Подписан закон о ратификации соглашения между Россией и США о транзите военных грузов в Афганистан через территорию России Архивная копия от 22 августа 2014 на Wayback Machine // kremlin.ru, 9 марта 2011 года.
  50. Россия разрешила транзит вооружений в Афганистан.
  51. Обама завершил первый визит в РФ: создал небывалую пробку в Москве и улетел на саммит G8 в Италию Архивная копия от 6 июля 2014 на Wayback Machine.
  52. U.S.-Russia Cooperation on Afghanistan. Архивировано 25 октября 2015 года.. Fact Sheet. Bureau of European and Eurasian Affairs. 18 June 2012.
  53. В Ульяновске появится перевалочный пункт НАТО Архивная копия от 8 февраля 2012 на Wayback Machine.
  54. Strategic Airlift Interim Solution (SALIS). Дата обращения: 23 апреля 2017. Архивировано 24 апреля 2017 года.
  55. «Волга-Днепр» утекла в НАТО Архивная копия от 24 апреля 2017 на Wayback Machine.
  56. «Волга-Днепр» предлагает увековечить проект SALIS Архивная копия от 24 мая 2021 на Wayback Machine.
  57. New Strategic Airlift Agreements with Russia and Ukraine Архивная копия от 3 апреля 2017 на Wayback Machine.
  58. Simona Lucatniece. About NATO StratCom COE (англ.). NATO Strategic Communications Centre of Excellence (2020).
  59. NATO warns Russia to cease and desist in Ukraine. Euronews.com. Дата обращения: 2 марта 2014. Архивировано 3 марта 2014 года.
  60. НАТО приостановило проведение военных и гражданских встреч с Россией Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine // ИТАР-ТАСС, 06.03.2014.
  61. «Statement by NATO Foreign Ministers» Архивная копия от 18 июля 2014 на Wayback Machine.
  62. John-Thor Dahlburg. NATO creates 'spearhead' to deter Russia (англ.). Associated Press (5 сентября 2014). Дата обращения: 6 сентября 2014. Архивировано 6 сентября 2014 года.
  63. Саммит НАТО принял решение усилить восточный фланг Архивная копия от 7 октября 2018 на Wayback Machine // РИА Новости, 08.07.2016.
  64. Заседание коллегии Федеральной службы безопасности Архивная копия от 20 мая 2020 на Wayback Machine // Президент России. 16 февраля 2017.
  65. 65,0 65,1 «Варшавский саммит НАТО и российская угроза» Архивная копия от 9 июля 2016 на Wayback Machine.
  66. «Четыре по 30»: НАТО разрабатывает проект по размещению армии на границах РФ Архивная копия от 11 июля 2018 на Wayback Machine // телеканал ЗВЕЗДА, 20 июня 2018 года.
  67. Генсек НАТО: присутствие альянса в Восточной Европе не ограничено по времени Архивная копия от 2 мая 2019 на Wayback Machine // Коммерсантъ, 13.03.2018.
  68. 68,0 68,1 68,2 НАТО вдвое сократила миссию России. СМИ пишут, что за «враждебную деятельность» Архивная копия от 7 октября 2021 на Wayback Machine, BBC, 6.10.2021
  69. 69,0 69,1 Депрессивный блок НАТО. В альянсе констатировали невозможность скорого налаживания отношений с Россией // Газета «Коммерсантъ» № 51 от 25.03.2021. Дата обращения: 1 июля 2021. Архивировано 30 июня 2021 года.
  70. 70,0 70,1 А город подумал, что НАТО идёт. Альянс отрабатывает тотальное сдерживание России в Европе // Газета «Коммерсантъ» № 83 от 19.05.2021. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 11 июля 2021 года.
  71. Путин обвинил НАТО в отказе от снижения активности в пандемию // Коммерсантъ, 10.11.2020. Дата обращения: 4 июля 2021. Архивировано 11 июля 2021 года.
  72. Как НАТО ляжет. Украина хочет вступить в альянс по самый Донбасс // Газета «Коммерсантъ» № 60 от 07.04.2021. Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 27 октября 2021 года.
  73. 73,0 73,1 Черноморскому флоту демонстрируют иностранные флаги. Британский корабль отправился в Одессу на смену американскому // «Коммерсантъ» от 16.05.2021. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 5 ноября 2021 года.
  74. Осуждаем, но не сдаёмся. США и НАТО на словах защищают Украину, а на деле не готовы приближать её к альянсу // Газета «Коммерсантъ» № 66 от 15.04.2021. Дата обращения: 2 июля 2021. Архивировано 16 декабря 2021 года.
  75. Североатлантический нюанс. В НАТО готовы помочь Украине всем, кроме членства // «Коммерсантъ» от 13.04.2021. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 4 декабря 2021 года.
  76. «Вторжение» в Румынию прошло по сценарию НАТО. Альянс попрактиковался в «противодействии оккупантам» // «Коммерсантъ» от 02.06.2021. Дата обращения: 11 июля 2021. Архивировано 11 июля 2021 года.
  77. Шойгу анонсировал создание в РФ новых воинских частей для противостояния НАТО Архивная копия от 31 мая 2021 на Wayback Machine «Известия», 31 мая 2021 года
  78. ЗАЯВЛЕНИЕ ПО ИТОГАМ ВСТРЕЧИ НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Брюсселе 14 июня 2021 года. Дата обращения: 9 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  79. Североантикитайский альянс. НАТО окончательно развернулось на Восток и теперь будет противостоять и Китаю тоже // Газета «Коммерсантъ» № 100/В от 15.06.2021. Дата обращения: 9 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
  80. Заявление МИД России об ответных мерах на решения Североатлантического альянса в отношении Постоянного представительства России при НАТО в Брюсселе. 18.10.21. Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  81. НАТО — оно как надо. Североатлантический альянс и Евросоюз готовятся к отражению «российской угрозы» // Коммерсантъ, 22.10.21. Дата обращения: 28 октября 2021. Архивировано 28 октября 2021 года.
  82. НАТО поговорить. В альянсе уже решили, что во всём виновата Россия, но ещё раз обсудят это // Коммерсантъ, 21.10.21. Дата обращения: 31 октября 2021. Архивировано 31 октября 2021 года.
  83. От беспилотников к беспредельникам. Восток Украины переходит в режим непрекращающегося огня // Коммерсантъ, 02.11.2021. Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  84. Россия и Запад концентрируют обвинения. Угроза дестабилизации на украинском направлении беспокоит всех, но по-своему // Коммерсантъ, 16.11.2021. Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 14 декабря 2021 года.
  85. Генсек НАТО считает неприемлемой мысль о наличии у России сферы влияния. «Коммерсантъ» (1 декабря 2021). Дата обращения: 1 декабря 2021. Архивировано 1 декабря 2021 года.
  86. Юридически необязывающие предупреждения. Сергей Лавров предъявил США и их союзникам ультиматум России // Коммерсантъ, 02.12.2021. Дата обращения: 6 декабря 2021. Архивировано 6 декабря 2021 года.
  87. Путин предложил начать переговоры по нерасширению НАТО на восток // Ведомости, 01.12.2021. Дата обращения: 1 декабря 2021. Архивировано 3 декабря 2021 года.
  88. Украину натягивают на глобус. Украинский вопрос стал темой номер один в мире // Коммерсантъ, 01.12.2021. Дата обращения: 2 декабря 2021. Архивировано 2 декабря 2021 года.
  89. За нашу соседскую родину. Киев ждёт войну с Россией, а Москва — пересмотра политики Запада на украинском направлении // Коммерсантъ, 03.12.2021. Дата обращения: 5 декабря 2021. Архивировано 26 декабря 2021 года.
  90. 90,0 90,1 Кремль прокомментировал переговоры Путина и Байдена // Коммерсантъ, 07.12.21. Дата обращения: 14 декабря 2021. Архивировано 27 января 2022 года.
  91. Между Киевом и наковальней. Владимир Путин и Джо Байден обсудили Украину без Украины // Коммерсантъ, 08.12.21. Дата обращения: 14 декабря 2021. Архивировано 14 февраля 2022 года.
  92. Помощник Блинкена получила предложения России о гарантиях безопасности. Чем завершилось украино-российское турне помощника госсекретаря США Карен Донфрид // РБК, 15.12.21. Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 17 декабря 2021 года.
  93. 93,0 93,1 МИД раскрыл требования России к США по гарантиям безопасности // РБК, 17.12.2021. Дата обращения: 17 декабря 2021. Архивировано 24 января 2022 года.
  94. 94,0 94,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок автоссылка6 не указан текст
  95. 95,0 95,1 Остросюжетная внешняя политика. Как Россия перешла в дипломатическое наступление и чем оно может закончиться // Коммерсантъ, 30.12.2021. Дата обращения: 8 января 2022. Архивировано 22 января 2022 года.
  96. Грубо выражаясь, к НАТО говоря. Россия и США не договорились ни о чём конкретно, но хоть не разругались совсем // Коммерсантъ, 11.01.2022. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  97. 97,0 97,1 97,2 Что и требовалось торговать. Россия добилась от США и НАТО важных уступок, но не по ключевым вопросам // Коммерсантъ, 13.01.2022. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  98. Москва не сразу строила. НАТО оставили ещё пару шансов на исправление // Коммерсантъ, 14.01.2022. Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
  99. На ответ мы ответим ответом. Москва восприняла письмо из Вашингтона со сдержанным пессимизмом // Коммерсантъ, 28.01.2022. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 2 февраля 2022 года.
  100. Президент РФ заявил, что Запад проигнорировал основные темы в сфере безопасности // Интерфакс, 01.02.2022. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 3 февраля 2022 года.
  101. Два ответа с приветом. «Ъ» публикует перевод конфиденциальных ответов США и НАТО на требования России о гарантиях безопасности // Коммерсантъ, 02.02.2022. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года.
  102. 102,0 102,1 102,2 102,3 Брызги испанского. El Pais рассказала о том, что ответили США и их союзники на требования России о гарантиях безопасности // Коммерсантъ, 02.02.2022. Дата обращения: 4 февраля 2022. Архивировано 4 февраля 2022 года. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «автоссылка8» определено несколько раз для различного содержимого
  103. НАТО на фоне наращивания РФ военной группировки возле Украины приводит войска в боеготовность. Интерфакс-Украина. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  104. Столтенберг заявил о возможной отправке боевых групп НАТО в Причерноморье. РБК. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  105. США привели 8,5 тыс. военных в состояние повышенной готовности к переброске в Европу. www.kommersant.ru (25 января 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  106. 106,0 106,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок эвак не указан текст
  107. СМИ: Украина ожидает от США 45 самолетов с военной помощью. ТАСС. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  108. 108,0 108,1 Украину взяли на вооружение. www.kommersant.ru (20 января 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  109. Санкционное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. www.kommersant.ru (31 января 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  110. The Mirror: Британия отправила на Украину более 100 спецназовцев. www.kommersant.ru (6 февраля 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  111. Джонсон рассматривает отправку истребителей и кораблей в Юго-Восточную Европу. www.kommersant.ru (8 февраля 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  112. Премьер Чехии заявил, что власти не планируют передачу военного материала Украине. ТАСС. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  113. Германию склоняют к европейскому единству. www.kommersant.ru (31 января 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  114. Минобороны ФРГ допустило возможность увеличения военных в Литве. www.kommersant.ru (6 февраля 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  115. Столтенберг заявил, что НАТО не знает истинные намерения РФ в отношении Украины. ТАСС. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  116. Санкции матереют, но не сдаются. www.kommersant.ru (4 февраля 2022). Дата обращения: 23 февраля 2022.
  117. DPA узнало о решении НАТО разместить боевые группы в Восточной Европе. РБК. Дата обращения: 23 февраля 2022.
  118. [2]
  119. 119,0 119,1 Столтенберг заявил о подготовке НАТО к эскалации с Россией с 2014 года // РБК, 29.06.2022
  120. Что означают для России решения саммита НАТО // РБК, 29.06.2022
  121. Зеленский сравнил политику НАТО с турникетами в киевском метро // РБК, 29.06.2022
  122. Путин: нет ничего, что могло бы беспокоить Россию в свете вступления Финляндии и Швеции в НАТО. expert.ru. Дата обращения: 30 июня 2022.

Литература

Ссылки