Ронсар, Пьер де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ронсар»)
Пьер Ронсар
фр. Pierre de Ronsard
Пьер де Ронсар. Портрет работы неизвестного художника. Около 1620. Блуа, Музей изобразительных искусствПьер де Ронсар. Портрет работы неизвестного художника. Около 1620. Блуа, Музей изобразительных искусств
Дата рождения между 1 и 11 сентября 1524
Место рождения замок Ла-Поссоньер, Вандомуа
Место смерти аббатство Сен-Ком, близ Тура
Подданство Франция Королевство Франция
Род деятельности поэт
Годы творчества с 1547
Направление Возрождение, маньеризм
Жанр сонет, элегия, ода, эклога, поэма, гимн

Пьер де Ронса́р (фр. Pierre de Ronsard; между 1 сентября и 11 сентября 1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа — 27 декабря 1585, аббатство Сен-Ком, близ Тура) — французский поэт XVI века. Возглавлял объединение «Плеяда», проповедовавшее обогащение национальной поэзии путём изучения греческой и римской литературы.

Биография

Ронсар родился в замке Ла-Поссоньер (фр.) неподалёку от Вандомуа в знатной семье. Он был сыном Луи де Ронсара, придворного короля Франциска I и участника битвы при Павии. Служил пажом у Франциска I, потом при шотландском дворе. Получил гуманистическое образование в Париже; изучал философию и древние языки под руководством Жана Дора. С 1540 года Ронсар стал терять слух (возможно, вследствие перенесённого сифилиса).

С 1542 года сочинял стихи; первое стихотворение Ронсара опубликовано в 1547-м. Заявил о себе как о крупном поэте, создав в 1550—1552 годах произведение «Оды». В это время он возглавлял поэтическую школу «Плеяда», сформировавшуюся в 1549 году и названную так в честь группы из семи александрийских поэтов III в. до н. э., носившую такое же название. В «Плеяду», руководителем которой стал Ронсар, входили ещё семь менее знаменитых поэтов, освоивших жанры оды, сонета, элегии, эклоги, комедии и трагедии и развившие эти жанры в духе эпохи Возрождения. В 1549 году разработал — совместно с дю Белле и де Баифом[1] — план обширной поэтической реформы, изложенный в «Защите и прославлении французского языка» дю Белле. В 1552—1553 годах Ронсар написал «Любовные стихи» в стиле Петрарки[2]. В сонетах 1555—1556 годов воспел юную крестьянку Марию Дюпен, придав стихам простоту и естественность.

В те же годы он создал цикл философских стихов под названием «Гимны», где затрагивались основные вопросы человеческого бытия. К ним примыкают и религиозно-политические стихи «Рассуждения о бедствиях времени», написанные в 1560—1562 годах. В 1565 году Ронсар написал теоретический труд «Краткое изложение поэтического искусства», а в 1571-м создал героико-эпическую поэму «Франсиада» (фр.), разработав ещё один литературный жанр.

С 1554 года придворный поэт Генриха II. После кончины Карла IX (1574) впал в немилость и окончательно отошёл от двора.

Его творчество оказало сильное влияние на дальнейшее развитие не только французской, но и почти всей европейской поэзии.

Творчество

Основные произведения

«Оды» (1550) были первым практическим применением доктрины Ронсара. Они встречены были ликованием. Среди других сочинений: «Любовные стихи» и «Оды» (1552), «Гимны» (15551556), «Эклоги» и «Любовь к Марии» (1560), «Рассуждение о бедствиях нашего времени» (1562), «Краткое изложение поэтического искусства» (1565), незавершённая поэма «Франсиада» (1572).

Замок Ла Поссоньер, где родился Ронсар.

Значение творчества

Ронсар окружен был при жизни такой же славой и почетом, как позднее — В. Гюго. В XVII веке Ронсар был осуждён Буало в «Поэтическом искусстве» и с тех пор был совершенно не известен до начала XIX века, когда Сент-Бев и романтики восстановили славу его лирики. Ронсар — по преимуществу лирик. Условность разработанной им доктрины побуждала его сочинять искусственные «пиндаровские оды», в которых поэзия подавлена учёностью; но стих его в этой трудной школе приобрёл большую гибкость. Отбросив антистрофу и эпод, Ронсар ввёл лирические формы высокой красоты и звучности. Он внёс во французскую поэзию бесконечное разнообразие поэтических размеров и создал гармонию стиха. Он не заимствовал у древности внешних форм, но был проникнут античным духом, сказавшимся во всём его творчестве. В его лирике заметна также значительная доля итальянского влияния. В его песнях и сонетах (около 600) петраркизм сочетается с чувственностью и нежной грустью, рисуя любовь, смерть, жизнь природы. В некоторых стихотворениях (например, «Mignonne, allons voir si la rose», «Nous vivons, ma Panias», «Quand Vous serez vieille») Ронсар — прямой предшественник лиризма XIX века. Великим поэтом Ронсар может быть назван прежде всего как созидатель богатой лирической формы, разнообразных новых размеров (ронсаровская строфа в 6 стихов aabccd и др.). Попытка Ронсара создать эпопею («Франсиада») оказалась неудачной.

Сочинения

  • Oeuvres complètes. Éd. établie, présentée et annotée par J. Céard, D. Ménager et M. Simonin. — T. 1-2. — P.: 1993—1994.
  • Переводы. — М., 1926.
  • Избранные стихотворения. Перевод В. Левика М. Худ. лит. 1946. 124 с.
  • Избранная поэзия: Пер. с франц./ Сост. Ф. Брескина. — М.: Худ. лит., 1985. — 367 с.
  • 42 сонета и эпитафия. — Саранск, 1996.
  • О вечном. — М., 1999.
  • Сонеты. Элегии. Оды (пер. Р. Дубровкина/ Pierre de Ronsard. Sonnets. Elegies. Odes (билингва). — М.: Летний сад, 2004.

См. также

Примечания

Литература

  • Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. — М. : Высшая школа, 1987. — 543 с.
  • Римский-Корсаков В. А. Плеяда и развитие драматургии Возрождения // История французской литературы. — Т. 1. — М.-Л., 1946. — С. 264—303.
  • Шишмарёв В. Ф. Пьер Ронсар. Ронсар и музыка // Избранные статьи. — М.-Л., 1965. С. 392—440.
  • Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. — М., 1976.
  • Виппер Ю. Б. Поэзия Ронсара // Творческие судьбы и история. — М., 1990. — С. 17-35.
  • Михайлов А. Д. Поэзия Плеяды // История всемирной литературы. — Т.3. — М., 1985. — С. 255—263.
  • О поэзии П. Ронсара
  • Берри Андре. Ронсар. СПб.: Искусство, 1999. — 280 с. ISBN 5-210-01506-8
  • Е. Гунст. Ронсар. Статья из «Литературной энциклопедии» (1937)
  • Dassonville M. Ronsard. Étude historique et littéraire. — T. 1-5. — Genève-P., 1968—1990.
  • Ménager D. Ronsard: le roi, le poète et les hommes. — Genève, 1979.
  • Silver I. Ronsard and the Grecian lyre. — P. 1-3. — Genève-P. — 1981—1987.
  • Ronsard en son IV centenaire. — T. 1-2. — Genève-P. — 1988—1989.
  • Simonin M. Pierre de Ronsard. — P., 1990.
  • Gendre A. L’esthétique de Ronsard. — P., 1997.

Ссылки