Рибера, Хосе де
Хосе де Рибера | |
---|---|
исп. José de Ribera |
Хосе или Хусепе де Рибе́ра (исп. José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»; 17 февраля 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в итальянском Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи.
Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).
Биография
Как сообщает биограф Паломино, учился в мастерской Франсиско Рибальты. Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны[1]. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме.
Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом. Впервые о нахождении Риберы в Неаполе сообщается под 1616 годом, когда он женился на местной жительнице. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали. В 1626 г. он был избран членом римской академии Св. Луки.
Творчество
Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием[2].
Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.
Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками»[2]. Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти[1]. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя.
Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея)[3].
-
Прометей. Ок. 1630
-
Мученичество св. Филиппа. 1639
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Jose de Ribera (Spanish painter) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ 2,0 2,1 Рибера Хусепе де — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Т. П. Каптерева. Искусство Испании Архивная копия от 11 октября 2012 на Wayback Machine // Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков
Ссылки
- Рибера, Хосе // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Хусепе Рибера — статья из Большой советской энциклопедии.
- Рибера Хусепе де. Картины и биография
- Хусепе де Рибера. Испанская живопись.
- Персоналии по алфавиту
- Художники по алфавиту
- Родившиеся 17 февраля
- Родившиеся в 1591 году
- Родившиеся в Хативе
- Умершие 2 сентября
- Умершие в 1652 году
- Умершие в Неаполе
- Придворные художники
- Испанские художники барокко
- Художники Испании XVII века
- Гравёры Испании XVII века
- Художники Неаполя
- Персоналии:Золотой век Испании