Прелюдия соль минор (Рахманинов)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Прелюдия соль минор

<score> {

 \new PianoStaff
 <<
   \new Staff
   {
     \autoBeamOff
     \clef bass
     \key g\minor
     \time 4/4
     \tempo "Alla Marcia" 4=108
     \stemDown g8^_ \stemUp <d' bes>16 [ <d' bes> <d' bes>8 ] \stemDown bes,__ d^_ \stemUp <d' bes> \stemDown bes^_ \stemUp <d' bes>
— }
 >>

} </score>


Первый такт прелюдии
Аудиозапись прелюдии

Прелюдия соль минор опус 23, № 5 — произведение Сергея Рахманинова, законченное им в 1901 году.

Пьеса является частью цикла из десяти прелюдий ― несмотря на то, что она была написана на два года раньше остальных девяти пьес. Сам Рахманинов впервые представил прелюдию в Москве 10 февраля 1903 года, вместе с прелюдиями № 1 и № 2 из опуса 23[1].

Структура

Прелюдия имеет сложную трёхчастную форму.

  • Раздел 1 ― Alla marcia ― можно поделить на три подраздела.

В первом подразделе вводится основная тема прелюдии.

Такты 2 и 3:

<score>

{ \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \autoBeamOff
   \clef treble
   \key g\minor
   \time 4/4
   <<
     {
       s8 <d' bes>16 [ <d' bes> <d' bes>8 ] s8 s <d' bes> s <d' bes> |
       s <d' bes>16 [ <d' bes> <d' bes>8 ] s r <bes' g'>16 [ <bes' g'> <bes' g'>8 ] r | s
     }
     \\
     {
       g8__ s s s s s bes__ s |
       g__ s s d'16 ( f' g'4._> ) bes16 [( d' ] | \hideNotes e'8 )
     }
   >>
 }
 \new Dynamics { s1 | s8 s s\cresc s\! }
 \new Staff
 {
   \autoBeamOff
   \clef bass
   \key g\minor
   \time 4/4
   <<
     {
       \dynamicUp
       <g, g,,>8__ s s a,16 [ \< ( bes, \! d8^> ) ] s <bes bes,>^_ s |
       <g, g,,>8^_ s s d16 [( f ] <g g,>4.^> ) bes,16 [ ( d ] | \hideNotes e8 )
     }
     \\
     {
       \dynamicDown
       s8 <g d>16 [ <g d> <g d>8 ] a,,16\< [ bes,,\! d,8_> ] <g d>8 s <g d> |
       s8 <g d>16 [ <g d> <g d>8 ] s8 r8 <d' bes d>16 [ <d' bes d> <d' bes d>8 ] s | s
     }
   >>
 }

>> } </score> Во втором подразделе звучит аккордовая секвенция. Ниже представлены такты 17 и 18:

<score>

{ \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \clef treble
   \time 4/4
   \key g\minor
   <<
     {
       s8 <g ees bes' g'>16^. [ <g ees bes' g'>^. <g ees bes' g'>8^. ] <g' ees' bes g>16^. [ <g' ees' bes g>^. <g' ees' bes g>8^. ] <g ees bes' g'>8^. s4 |
       s8 <f d bes' f'>16^. [ <f d bes' f'>^. <f d bes' f'>8^. ] <f' d' bes f>16^. [ <f' d' bes f>^. <f' d' bes f>8 ] <f d bes' f'>8^. s4 |
     }
     \\
     {
       \slurUp
       <bes g ees bes'>8^> s s s s s <bes g bes'>16 [ ( <c c> <d d> <ees ees> ] |
       <d bes d>8^> ) s s s s s <d bes d>16 [ ( e <f f> g ] | \hideNotes a )
     }
   >>
 }
 \new Dynamics {s8\f}
 \new Staff
 {
   \clef bass
   \key g\minor
   <<
     {
       s8 <ees' bes g>16^. [ <ees' bes g>^. <ees' bes g>8^. ] <bes, ees,>16^. [ <bes, ees,>^. <bes, ees,>8^. ] <ees' bes g>8^. s4 |
       s8 <d' bes f>16^. [ <d' bes f>^. <d' bes f>8^. ] <bes, bes,,>16^. [ <bes, bes,,>^. <bes, bes,,>8^. ] <d' bes f>8^. s4 |
     }
     \\
     {
       \slurUp
       <g' ees' bes g>8^> s s s s s <bes g>16 ( [ c' d' ees' ] | 
       <d' bes f>8^> ) s s s s s <d' bes f>16 [ ( e' f' g' ] | \hideNotes a' )
     }
   >>
 }

>> } </score>

В третьем подразделе повторяется главная тема пьесы.

  • Раздел 2 ― Poco meno mosso ― начинается с 35 такта и представляет собой лирическую аккордовую мелодию с аккомпанементом в виде арпеджио. В такте 42 в среднем голосе появляется новая мелодия.

Главная тема раздела ― такты 35 и 36: <score> { \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \set Score.currentBarNumber = #35
   \clef treble
   \time 4/4
   \key g\minor
   <<
     {
       b'8\rest <a fis d a'>-- ( <a fis d a'>-- <bes fis d bes'>-- <c fis d c>4-- <bes bes'>8 <a a'> |
       <g g'> <a a'> <bes bes'>4-- ) <fis fis'>-- ( <a a'> )
     }
     \\
     {
       s2 s4 <fis d> |
       <ees c>2 <d c>
     }
     \\
     {}
     \\
     {
       \slurUp
       s1 | s2. r8 a16 ( c'~ | \hideNotes c' )
     }
   >>
 }
 \new Dynamics {s8\pp}
 \new Staff
 {
   \clef bass
   \key g\minor
   \times 4/6 {<ees, ees,,>16 a, ( d fis c' d'} \times 4/6 {fis' d' c' fis d a, ) } \times 4/6 {d, ( a, d fis c' d'} \times 4/6 { fis' d' c' fis d a, ) } |
   \times 4/6 {d, ( a, d g c' ees' } \times 4/6 {g' ees' c' g d a,) } \times 4/6 {d, ( a, d fis c' d' } \times 4/6 {fis' d' c' fis d a, ) }
 }

>> } </score> Такт 42, появление новой мелодии: <score> { \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \clef treble
   \time 4/4
   \key g\minor
   <<
     {
       r8 <a fis>8-- ( <a fis> <bes fis d bes'> <c fis d c>4-- <bes bes'>8 <a a'> )
     }
     \\
     {
       \once \override Tie #'control-points = #'((1 . -3.5) (11 . -7) (21 . -7) (31 . -3.5))
       <c'!~ fis>2 c'8 \change Staff="LeftHand" \stemUp d'^- e'^- fis'^-
     }
     \\
     {}
     \\
     {
       s8 a'16 ( c d4--) s <fis d>4
     }
   >>
 }
 \new Staff = "LeftHand"
 {
   \clef bass
   \key g\minor
   \times 4/6 {d,16 ( a, d fis c' d' } \times 4/6 {fis' d' c' fis d a,) } \slurDown \times 4/6 {d, a, fis d' ( c' fis ) } \times 4/6 {e' ( c' fis ) fis' ( c' fis ) }
 }

>> } </score> После среднего раздела прелюдии снова возвращается маршевый характер первой части, постепенно увеличивается её темп. Ниже представлен такт 72: <score> { \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \clef treble
   \autoBeamOff
   \time 4/4
   \key g\minor
   <<
     {
       \slurDown
       g8^> s s a16 [( bes] d'2_> )
     }
     \\
     {
       s8 <g d bes' g'>16 [ <g d bes' g'> <g d bes' g'>8 ] s g\rest <d bes' g'>16 [ <ees bes' g'> ] <ees bes' g'> [ <e bes' g'> <e bes' g'>8 ]
     }
   >>
 }
 \new Dynamics { s8\ff s s s s s16\< s s s s8\! }
 \new Staff = "LeftHand"
 {
   \clef bass
   \autoBeamOff
   \key g\minor
   <<
     {
       <g, g,,>8^> s s a,16 ( [ bes, ] <d d,>2^> )
     }
     \\
     {
       s8 <d' bes g d>16 [ <d' bes g d> <d' bes g d>8] s8 r8 <d' bes g>16 [ <ees' bes g> ] <ees' bes g> [ <e' bes g> <e' bes g>8]
     }
   >>
 }

>> } </score> Пьеса заканчивается коротким тихим арпеджио (такт 84):

<score>

{ \new PianoStaff <<

 \new Staff
 {
   \clef bass
   \autoBeamOff
   \time 4/4
   \key g\minor
   r8 g,16 [ ( a, ] bes, [ d a, d ] <g bes,> [ d g ) g ( ] bes [ d' a d' ] | \clef treble \hideNotes g )
 }
 \new Dynamics { s8-\markup{\dynamic "pp" \italic{leggiero}} }
 \new Staff = "LeftHand"
 {
   \clef bass
   \autoBeamOff
   \key g\minor
   a,,8 r r <d, a,,> r d16 ( [ e fis8] )
 }

>> } </score>

Знаменитые исполнения

Эмиль Гилельс играл эту прелюдию на фронте Второй мировой войны, в поддержку советских вооруженных сил. В кинохронике авторский голос говорит: "Гилельс играет на фронте. Им нужна была его музыка, необходимо было это величественное напоминание о ценностях, за которые стоит сражаться: бессмертная музыка!"[2] Эта прелюдия - одна из наиболее исполняемых и записанных пьес из набора Op. 23.

См. также

Примечания

  1. Norris, Geoffrey. Rachmaninoff. — Schirmer Books, 1993. — P. 170.
  2. Gilels – Prelude Op 23 No 5 – Rachmaninoff. YouTube. Дата обращения: 11 ноября 2016. Архивировано 21 декабря 2021 года.

Ссылки