Порт Сингапура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
морской торговый порт
Порт Сингапура
англ. Port of Singapore
Штаб-квартира Управления порта СингапураШтаб-квартира Управления порта Сингапура
Местонахождение Флаг Сингапура Сингапур
Общая площадь 436 га
Грузооборот 28431
Время навигации круглогодично
Форма управления государственная
К-во и длина причалов 67
К-во портовых кранов 143
Дополнительные сведения
Ближайший аэропорт Чанги
Сайт Maritime and Port Authority of Singapore
1°15′50″ с. ш. 103°50′24″ в. д.HGЯO

Порт Сингапура (Port of Singapore, Pelabuhan Singapura) играет значительную роль в экономике этого небольшого по площади, но важного в транспортном плане государства. Географическое расположение порта Сингапура повышает конкурентоспособность страны по сравнению с другими странами региона.

Порт Сингапура входит в число четырёх крупнейших в мире портов, наряду с Гонконгом, Роттердамом и Шанхаем. Причём по абсолютной величине тоннажа судов он удерживает первое место в мире с 1997 года, а по грузообороту удерживал первое место до 2005 года, когда его обогнал по этому показателю порт Шанхая. Сингапурский порт оборудован причалами для судов различного типа, обслуживает 250 регулярных линий и ежесуточно принимает около 150 судов.

История

В 1863 году была основана компания по строительству портовых сооружений[1]. В 1946 году был сформирован профсоюз работников Сингапурского порта. Во 2-й половине XX века порт Сингапура выдвинулся в число крупнейших в мире по грузообороту, перевалке нефти и тоннажу заходящих судов. В октябре 1961 года началось строительство промышленного комплекса Джуронг, в том числе и его порта. В 1964 году было учреждено Управление порта Сингапура (Port of Singapore Authority), в 1967 году власти сформировали Союз портовых офицеров. В октябре 1971 года британцы эвакуировали из Сингапура свою военно-морскую базу, на месте которой были оборудованы причалы Сембаванга[2][3].

В 1982 году Сингапур стал самым крупным портом мира по тоннажу обслуженных судов, а его оборот контейнеров впервые превысил 1 млн TEU в год, в 1984 году в порту была введена круглосуточная электронная система связи наземных служб с судами. В 1985 году объём перевалки грузов через Сингапурский порт составил 42 млн т (по этому показателю Сингапур занимал четвёртое место в мире после Роттердама, Йокогамы и Кобэ). В том же году Сингапурский порт обработал 23,6 млн т контейнерных грузов, заняв по этому показателю шестое место в мире (около 40 % генеральных грузов, проходивших через порт Сингапура, были контейнеризированы)[4][3].

Грузооборот Сингапурского порта увеличился с 37,9 млн т в 1966 году до 120,9 млн т в 1986 году, включая перевалку нефти и нефтепродуктов (по размерам грузооборота Сингапур вышел на второе место в мире после Роттердамского порта). В 1986 году Сингапур посетили свыше 60 тыс. судов общим тоннажем 600 млн брутто-регистровых тонн (по тоннажу прибывающих судов Сингапур занимал первое место в мире). В том же году Сингапурский порт обработал 63 млн т нефти и нефтепродуктов (что составило 56 % всего грузооборота порта), став важнейшим бункерным портом Юго-Восточной Азии и одним из крупнейших нефтяных терминалов мира. В Сингапур заходили суда трёхсот пароходных линий под флагами восьми десятков стран. До 80 % всех транзитных грузов обрабатывались в течение трёх дней[5].

В 1988 году в Сингапурском порту была введена автоматическая система планирования ресурсов, которая координировала и объединяла все действия по разгрузке-погрузке судов. В 1990 году оборот контейнеров превысил 5 млн TEU в год, что сделало Сингапур крупнейшим контейнерным портом мира. В 1991 году был основан Институт Сингапурского порта, в 1994 году оборот контейнеров достиг 10 млн TEU в год. В 1997 году Управление порта Сингапура было преобразовано в корпорацию и переименовано в PSA Corporation Limited. В 1998 году PSA становится первым оператором в мире, который с начала своей деятельности обработал 100 млн контейнеров. PSA International Private Limited стала главной холдинговой компанией для PSA Group[3].

В 2005 году оборот контейнеров достиг 20 млн TEU в год[3]. На данный момент порт Сингапура связан с шестью сотнями портов 123 стран мира. Около 85 % контейнеров, прибывающих в Сингапур, перегружаются на другие суда и следуют дальше. В Сингапурском порту насчитывается свыше 50 контейнерных причалов. Порт состоит из двух частей — основной, принадлежащей PSA Singapore, и порта Джуронг (Jurong Port). За функционирование порта, как и у многих других ультра-современных портов, отвечает специальное программное обеспечение, являющееся, по сути, его операционной системой[6][7].

Панорама порта Сингапура с видом на остров Сентоса
Панорама порта Сингапура с видом на остров Сентоса

Структура порта

Сингапурский порт делится на несколько кластеров: Танджонг Пагар, Кеппел и Брани на юге, Пасир Панджанг, Джуронг и остров Джуронг — на юго-западе, Сембаванг — на севере.

  • Контейнерный терминал в Пасир Панджанге (с конца 1960-х годов прибрежная полоса от реки Сингапур до Джуронга была преобразована в портовые причалы; позже порт в Пасир Панджанге расширился за счёт закрытого нефтеперерабатывающего завода компании «Бритиш Петролеум»; в 1993 году началось строительство нового контейнерного терминала, первая очередь которого открылась в 1998 году, вторая — в 2000 году; тогда же, в 2000 году, терминал официально открылся; в 2003 году в Пасир Панджанге официально начал работу совместный китайско-сингапурский терминал компаний COSCO и PSA; в 2006 году официально начал работу совместный терминал PSA и швейцарской Mediterranean Shipping Company; строительство третьей и четвёртой очереди терминала стартовало в 2012 году; 1-я и 2-я очередь терминал имеют площадь 335 га, 23 контейнерных причала длиной 7900 м, 87 портовых кранов и максимальную глубину акватории в 16 м)[4][3][7].
  • Контейнерный терминал в Танджонг Пагаре (самый старый контейнерный терминал страны, его сооружение началось в конце 1960-х годов, заработал он в 1972 году; в 1984 году терминал обработал 20 млн т контейнерных грузов; имеет площадь 85 га, 8 контейнерных причалов длиной 2300 м, 29 портовых кранов и максимальную глубину акватории в 14,8 м)[4][3][7].
  • Контейнерный терминал в Кеппеле (построен на месте старейшего порта Сингапура и закрытых судостроительных верфей; в 1984 году Кеппельские причалы обработали 11 млн т грузов, в 1985 году — 8,1 млн т, в основном зерно, цемент, растительное масло, каучук и контейнеры; вскоре причалы были переоборудованы в новый контейнерный терминал, начавший работу в 1991 году, и марину для яхт; в 2008 году в Кеппеле создаётся совместный терминал компаний PSA и Pacific International Lines; имеет площадь 100 га, 14 контейнерных причалов длиной 3200 м, 42 портовых крана и максимальную глубину акватории в 15,5 м)[8][3][7].
  • Контейнерный терминал на острове Брани (построен на месте военно-морской базы, переведённой в Чанги; имеет площадь 80 га, 9 контейнерных причалов длиной 2600 м, 32 портовых крана и максимальную глубину акватории в 15 м)[7].
Кеппел
Брани
Танджонг Пагар
Пасир Панджанг
  • Порт Джуронга (единственный из портовых районов Сингапура, который принадлежит не PSA International, а отдельной структуре — Jurong Town Corporation; обслуживает промышленную зону Джуронг, в 1984 году обработал 8 млн т грузов, в 1985 году — 5,6 млн т; оборудован причалами для насыпных и генеральных грузов, контейнерным терминалом, терминалами для ролкеров и лихтеров, складами и холодильниками; на территории порта расположена зона свободной торговли; в 2009 году порт обработал 13,5 млн т грузов и 720 тыс. TEU контейнеров)[9][10].
  • Причалы в Сембаванге (построены на месте бывшей британской военной базы, специализируются на обработке лесоматериалов, каучука и насыпных грузов; в 1984 году обработали 3 млн т грузов, в 1985 году — 1,7 млн т)[9].
  • Причалы в Пасир Панджанге (в 1984 году обработали 7 млн т грузов, в 1985 году — 5,2 млн т; в 2009 году в Пасир Панджанге начал работу автомобильный терминал)[9][3].
  • Круизный центр Марина-Бэй.
  • Марина в Кеппеле.
Джуронг
Джуронг
Марина Кеппел

Отдельные причалы и нефтеналивные терминалы имеют следующие нефтеперерабатывающие заводы Сингапура:

На острове Себарок расположен терминал по хранению нефтепродуктов компании Singapore Petroleum.

Военно-морскому флоту Сингапура принадлежат причалы базы в Чанги, открытой в 2004 году (эта база заменила старую военно-морскую базу на острове Брани, открытую в 1974 году)[12].

Брани
Джуронг
Себарок

Примечания

  1. Сингапур, 1988, с. 197.
  2. Сингапур, 1988, с. 199, 201.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Our History (англ.). PSA Singapore. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Сингапур, 1988, с. 116.
  5. Сингапур, 1988, с. 115-116.
  6. Core Business (англ.). PSA Singapore. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Terminals (англ.). PSA Singapore. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано 14 января 2020 года.
  8. Сингапур, 1988, с. 116-117.
  9. 9,0 9,1 9,2 Сингапур, 1988, с. 117.
  10. Jurong Port (англ.) (недоступная ссылка). Jurong Port Pte Ltd. Дата обращения: 17 февраля 2014. Архивировано 12 февраля 2014 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 Сингапур, 1988, с. 144.
  12. Сингапур, 1988, с. 202.

Литература

  • Чуфрин Г. И. (ответственный редактор). Сингапур. Справочник. — Москва: Наука, 1988. — 206 с.

Ссылки