Полянская, Ирина Николаевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ирина Николаевна Полянская
Ирина ПолянскаяИрина Полянская
Имя при рождении Ирина Николаевна Полянская
Дата рождения 22 февраля 1952(1952-02-22)
Место рождения Касли, Челябинская область
Дата смерти 31 июля 2004(2004-07-31) (52 года)
Место смерти Москва
Гражданство  СССР
 Россия
Род деятельности писательница, редактор, прозаик, корреспондент
Годы творчества 1982—2004
Язык произведений русский
Премии Премия имени Юрия Казакова (2003)

Полянская, Ирина Николаевна (22 февраля 1952, Касли, Челябинская область — 2004, Москва) — русская писательница, прозаик, редактор, корреспондент.

Биография

Родилась в г. Касли, Челябинской области в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных («шарашке»)[1], работавших над атомным проектом. После средней школы в Новокуйбышевске окончила актёрское отделение Ростовского театрального училища (училища искусств в Ростове-на-Дону) и Литературный институт имени М. Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко; семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой (в отделе травматологии), корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.

Внешние изображения
Ирина Полянская. Фото.

Творчество

Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». Входила в группу молодых писательниц «Новые амазонки», в конце 80-х причисленную критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе[2].

Печаталась в сборниках и журналах. По собственному признанию, в перестроечные годы зарабатывала на жизнь сочинением «в команде» кинороманов по сюжетам телевизионных сериалов: американских («Династия») и мексиканских.[источник не указан 3690 дней]

Также опубликовала книгу для детей «Жизнь и подвиги Жанны д’Арк», этнографическую энциклопедию «Праздники народов мира», документальное жизнеописание Светланы Аллилуевой, «Библию для детей» и книгу «Христианство». Произведения Ирины Полянской издавались в переводе в США, Франции, Германии, Индии и Японии.

Критик Алла Латынина характеризовала её так:

Ирина Полянская — замечательный, обладающий редким словесным мастерством, глубокий и сильно недооцененный писатель. Даже после публикации самобытного романа «Прохождение тени», в 1998 году попавшего в букеровский шорт-лист, масштаб ее дарования был далеко не всем ясен. Иначе невозможно понять решение жюри, которое предпочло сильному, многоплановому, мастерскому, удивительно музыкальному роману (я не тему музыки имею в виду, но музыкальность композиции, фразы, образного ряда) незамысловатую повесть Александра Морозова «Чужие письма», главным достоинством которой являлось то, что она была отвергнута в конце шестидесятых «Новым миром» Твардовского и ждала публикации чуть не тридцать лет. В решении жюри «казаковки» в 2003 году присутствовала высшая справедливость. Премией (пусть только за рассказ) отметили мастерство этой красивой и мужественной женщины, упорно работающей, преодолевая тяжелую болезнь. .[3]

Семья

Премии

  • 1995 — Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг)
  • 1997 — лауреат премии журнала «Новый мир»
  • 1998 — Финалист «Русского Букера»
  • 2003 — Лауреат премии имени Юрия Казакова (рассказ «Утюжок и мороженое»)

Основные работы

Книги прозы

  • «Предлагаемые обстоятельства», первая книга повестей и рассказов, издательство «Молодая гвардия», 1988;
  • «Между Бродвеем и Пятой авеню», повести и рассказы, издательство «Детская литература», 1998;
  • «Прохождение тени», роман, рассказы, издательство «Вагриус», 1999;
  • «Читающая вода», роман. издательство «Грантъ», 2001;
  • «Горизонт событий», роман, изд-во АСТ, 2002;
  • «Путь стрелы», Сборник рассказов, Издательство «МК-Периодика», 2003;
  • «Читающая вода», роман, рассказы, издательство АСТ-Астрель, 2011;
  • «Как трудно оторваться от зеркал...», роман, рассказы, издательство РИПОЛ классик, 2019.
  • «Прохождение тени», роман, рассказы, издательство РИПОЛ классик, 2020.
  • «Горизонт событий», роман, издательство РИПОЛ классик, 2021.
  • «Читающая вода», роман, повести, издательство РИПОЛ классик, 2022.

Книги «дамской» прозы

(в соавторстве с Л. Миронихиной, под псевдонимом «Анастасия Крылова»)

  • «Птицы небесные»
  • «Мужчина моей мечты»
  • «Любовь под облаками»
  • «Превратности любви»


Отзывы

Проза Полянской… требует медленного и вдумчивого чтения. Тем, кому дорого слово, обращенное к уму и душе, тем, кто любит, точность слова, ценит музыку прозы, кого способно увлечь повествование, неторопливо разворачивающееся, но зато открывающее глубины непознанного в человеке,— тем эта книга сулит встречу с яркой писательской индивидуальностью, с именем, которое, я уверена, останется в литературе.

Алла ЛАТЫНИНА


Полянская была наделена визуально цепким зрением, не упускающим за деталями мира его общие духовные контуры. Помогала музыка — и как тема, и как мощный аналог внутренней человеческой жизни (у неё было и музыкальное образование). Поэтому в её лучших сочинениях финалы стремятся к гармоническому разрешению, к основному тональному аккорду, обогащённому предыдущим драматическим, конфликтным развитием. Отсюда ощущение света и грусти и некоей глубины текста, не сводившегося к назидательному моральному уроку, открывающего новые нравственные возможности для героев и читателей.

Евгений СИДОРОВ «Литературная газета» 2005


Проза И.Полянской соткана из мельчайших частиц бытия, насыщена движением, как солнечный луч — пылинками. И где бы вы ни попытались разъять живую материю рассказа, из нее, с несомненностью крови, брызнет жизнь — верный признак настоящего искусства.

Александр ИВАНЧЕНКО «Урал» 1990 №5


Ирина Полянская — прозаик от Бога, каждый ее роман в 90-е годы и в начале «нулевых» был тихой сенсацией в среде понимающих, что такое настоящая проза. «Прохождение тени», «Читающая вода», «Горизонт событий» — за пять лет всего три романа, но каких! Метафоры Полянской хотелось выписывать в записную книжку с золотым обрезом, и при этом даже Набоков не вспоминался — все у писательницы было свое, незаемное.

  Александр АГЕЕВ «Газета»  


Роман Ирины Полянской «Прохождение тени» насыщен тем, что мы назвали поэтической мыслью; может быть, даже перенасыщен. Любопытно отметить, что Эвтерпа в конце XX века не обходится без мысли и без специальных знаний. Полянская знает музыку, как знают ее профессионалы-музыканты, что придает дополнительный интерес повествованию.

  Елена НЕВЗГЛЯДОВА ЭВТЕРПА С ЧЕРНОГО ХОДА «Новый мир»


Филигранная техника и какая-то сверхчеловеческая точность и наблюдательность в описании абсолютно чуждого большинству людей мира, мира слепых. И психологически и физиологически роман безупречен. Нигде в русской литературе и в мировой литературе мне доступной не читал ничего подобного на этом тяжёлом материале. Тяжёлом, независимо от тяжести сюжета. Великолепный новый реализм. И просто великолепная проза.

Дан ДОРФМАН США (Бостон)


Многослойный и строгий роман о музыке и четырех слепцах, о шарашке и лагерном детстве, о семейной драме и выращивании собственной личности. Изощренная симфоническая проза, изумительная по богатству гармонии".

Алла БОССАРТ «Новая газета»


Ирина Полянская легко и естественно занимает место в новейшей литературной истории. Место если не классическое, то постклассическое. И вполне заслуженное место… Ирина Полянская — один из самых удивительных прозаиков последнего десятилетия, но едва ли не главное свойство ее прозы — некая внеположенность литературным законам.

Инна БУЛКИНА «Русский Журнал»


Думаю, что краски романа «Прохождение тени» еще долго не просохнут.

Ольга СЛАВНИКОВА (Терпение бумаги) «Октябрь»


…А между тем в это время писался самый, пожалуй, музыкальный роман в русской литературе последних десятилетий. Роман, где столь органично переплелись музыка и любовь. Через полтора года мне, напрочь лишенному слуха, выпадет честь редактировать его.

Руслан КИРЕЕВ «Новый мир»


Удивительные рассказы Ирины Полянской лежали еще давно в отделе прозы «Авроры», они пошли по рукам редколлегии, их кому-то носили, в том числе и с моими вещами это произошло, с чего и началось активное подражание моему и Ириному стилю, были опубликованы рассказы не только со стилистическими заимствованиями, но и буквально с повторами — и началась у той персоны литкарьера. Очень откровенно все было уворовано, мне даже пришлось поменять первую фразу в одном рассказе. И критики это заметили.

Людмила ПЕТРУШЕВСКАЯ


Наконец-то у меня на столе появились две книги Ирины Полянской, потрясающего писателя, необыкновенно близкого; и, увы, совершенно не усвоенного не только своим временем, но и нынешним. В то время как это не просто высшего класса писатель, а писатель великий, рядом с которым современность — исчезающе мала.

Александр ИЛИЧЕВСКИЙ

Примечания

Ссылки