Польский коридор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Польский коридор 1919—1939

Польский коридор (нем. Polnischer Korridor; польск. Korytarz polski, также известный как województwo pomorskie (Поморское воеводство) и Данцигский коридор) — в период между двумя мировыми войнами (1919—1939 гг.), наименование польской территории, которая отделила германский эксклав Восточная Пруссия от основной территории Германии. Территория Польского коридора была передана Польше после Первой мировой войны по Версальскому мирному договору. «Коридор» обеспечивал доступ к Балтийскому морю из польской части Померании вдоль нижнего течения реки Висла. На этой территории была создана новая административно-территориальная единица — Поморское воеводство. За пределами Польского коридора остался Вольный город Данциг (Гданьск), где немцы представляли большинство населения. Наименование «Польский коридор» было введено в употребление польскими политиками[1].

Описание

Польский коридор впервые за более чем сто лет после разделов Речи Посполитой предоставил независимой Польше выход к морю, что имело важное значение для её экономики и безопасности, уменьшая зависимость Польши от Германии. Ширина коридора не превышала 200 км (в самом узком и наиболее уязвимом месте — 30 км). Коридор заканчивался узкой полосой Балтийского побережья протяжённостью всего 71 км. При этом из-за постоянного германского давления Польша полного суверенного контроля над этой территорией так и не получила. Территориально окружая её с востока и запада и фактически блокируя со стороны Балтики, Германия держала под своим военным контролем узкий выход Польши к морю[2]. С 1938 года давление, имевшее конечной целью аннексию Данцига, начало постепенно возрастать. Германия настаивала на предоставлении ей права сухопутного и морского транзита через Польский коридор. Под давлением общественности польское правительство отказалось удовлетворить эти притязания. Неуступчивая позиция Польши послужила одним из предлогов для нападения нацистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года.

Предсказание конфликта

Среди информированных европейцев 1930-х годов существовали опасения, что Польский коридор может стать причиной следующей мировой войны[3]. Это ярко продемонстрировало предсказание британского писателя Герберта Уэллса — в своем произведении «Облик грядущего» (англ. «The Shape of Things to Come»), опубликованном в сентябре 1933 года, Уэллс написал, что Вторая мировая война начнётся с кровопролитного столкновения немцев и поляков (конфликт на вокзале) в Данциге в январе 1940 года (ошибся всего на 4 месяца!)[4].

Этнический состав населения Польского коридора

После Версальского договора в регионе остро встал вопрос о соблюдении прав этнических немцев, оказавшихся в положении меньшинства. После перехода территории коридора к Польше местное немецкое население (418 тыс., по данным 1910 года) болезненно восприняло свой новый «нетитульный статус». Против них почти автоматически началась дискриминация»[источник не указан 3939 дней]. Репатриация в Германию стала выходом для некоторой части местных немцев, не желавших принимать польское гражданство. Доля немцев в населении начала сокращаться также из-за более низкой рождаемости. Тем не менее, численный (0,2 млн — 19,1 %) и экономический вес немецкого меньшинства оставался значительным стимулом для роста немецкого национализма и реваншистских амбиций в самой Германии.

Доля немецкого населения в «коридоре» по переписи 1921 года после его передачи Польше в 1919 году.[5]
Район, уезд, повят (польск. и нем. назв.) Население Немцы Доля, %
Дзялдово (Зольдау) 23 290 8 187 34,5 %
Любава (Лёбау) 59 765 4 478 7,6 %
Бродница (Штрасбург) 61 180 9 599 15,7 %
Вомбжезьно (Бризен) 47 100 14 678 31,1 %
Торунь (Торн) 79 247 16 175 20,4 %
Хелмно (Кульм) 46 823 12 872 27,5 %
Свеце (Швец) 83 138 20 178 20,3 %
Грудзёндз (Грауденц) 77 031 21 401 27,8 %
Тчев (Диршау) 62 905 7 854 12,5 %
Вейхерово (Нойштадт) 71 692 7 857 11,0 %
Картузы (Картхаус) 64 631 5 037 7,8 %
Косцежина (Берент) 49 935 9 290 18,6 %
Старогард-Гданьский (Прусский Штаргард) 62 400 5 946 9,5 %
Хойнице (Кониц) 71 018 13 129 18,5 %
Тухоля (Тухел) 34 445 5 660 16,4 %
Семпульно-Краеньске (Цемпельбург) 27 876 13 430 48,2 %
Всего 922 476 175 771 19,1 %

После 1945

После поражения нацистской Германии Польский коридор, а также город Гданьск были окончательно переданы Польше.

См. также

Примечания

  1. Hartmut Boockmann, Ostpreussen und Westpreussen, Siedler 2002, p. 401
  2. Что случилось с Восточной Пруссией. Дата обращения: 15 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
  3. Perpetual War for Perpetual Evolution Part Three — Conspiracy Archive. Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  4. Текст книги Г. Уэллса «The Shape of Things to Come», 1933 (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2015. Архивировано 4 февраля 2015 года.
  5. Ричард Бланке, Сироты Версаля: Немецкое меньшинство в западной Польше в 1918—1939, Университет Кентукки, 1993, ISBN 0-8131-1803-4, стр. 244 (Аппендих В. Население западной Польши) Университетская пресса Кентукки 1993

Литература

на русском языке
на других языках
  • Wakar W. Polski korytarz czy niemiecka enklawa (1926)