Пленэр

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Внешние медиафайлы
Культура.РФ
 Лекция 
(2023)
Пленэрный художник на Серебряном берегу в Уртене, Франция
«Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент
Робер Антуан Пеншон, 1898 г., картина Тропинка, масло на холсте
Австралийский импрессионист Артур Стритон рисует пленэр, ок. 1892

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на воздухе») — термин, обозначающий изображение на картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы[1]. Пленэрная живопись подразумевает создание картин не в мастерской, а на природе, которая служит основой постижения натуры в её естественном освещении[2]. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Хотя, вообще говоря, на пленэре может использоваться любая техника, живопись на пленэре имеет ряд особенностей, присущих именно пленэру и связанных с ограниченным временем выполнения работы.

Возникновение

Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленер как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленерной живописи. В России во 2-й половине XIX — начале XX века пленерной живописью успешно занимались Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь.

Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Однако среди художников барбизонской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь.

Особенности пленэрной живописи

Импрессионизм, вообще, является ярким примером работы художника на пленэре. Известный художественный критик Ж.-Л. Кастаньяри писал:

«Они [импрессионисты] воспринимают природу так, что она получается какой угодно, только не скучной и не банальной. Их живопись полна жизни, стремительна, легка… Они не стремятся к точному воспроизведению, а ограничиваются общим восприятием… Они являются импрессионистами в том смысле, что воспроизводят не сам пейзаж, а впечатление, вызываемое данным пейзажем… Таким образом, они отходят от действительности и полностью переходят на позиции идеализма».

Именно импрессионисты подняли этюд, выполненный на пленэре, до уровня полноценных самостоятельных картин. Художники-импрессионисты старались как можно точнее передать собственные впечатления от окружающего мира — ради этой цели они отказались от существовавших академических правил живописи и создали свой, отличный метод. Суть его сводилась к передаче при помощи раздельных мазков чистых красок внешнего впечатления от света, тени, их рефлексии на поверхности предметов. Такой метод создавал на картине впечатление растворения формы в окружающем свето-воздушном пространстве. Клод Моне писал о своем творчестве:

«Моя заслуга в том, что я писал непосредственно с природы, стараясь передать свои впечатления от самых непостоянных и изменчивых явлений»[3].

В современное время обучение пленэру часто становится одним из основополагающих элементов в обучении живописи в различных, художественно образовательных учреждениях и является частью живописи с натуры.

Интересные факты

  • Благодаря пленэру краски стали выпускать в тубах. До этого художники готовили краски в своих мастерских сами.
  • Для удобства переноски мольберта художники стали изобретать более удобные и компактные способы, так появились первые этюдники для занятий живописью.

Галерея

Примечания

  1. «Популярная художественная энциклопедия». Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.
  2. Пленэр. БРЭ. Дата обращения: 28 апреля 2020. Архивировано 7 мая 2020 года.
  3. «Пленэр как основа пейзажной живописи» Архивная копия от 18 января 2015 на Wayback Machine // Материалы Региональной научно-практической конференции преподавателей изобразительного искусства в рамках Всероссийского конкурса по рисунку и живописи «Мастер 2013» от 23 апреля 2013 года «Сохранение и развитие академического художественного образования в современных условиях».

Ссылки