Петер Лорре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петер Лорре
нем. Peter Lorre
PeterLorre.jpg
Имя при рождении Ладислав (Ласло) Лёвенштайн
Место рождения Ружомберок (Королевство Венгрия, Австро-Венгрия)
Место смерти Лос-Анджелес (США)
Гражданство  Австрия
 Германия
 США
Профессия актёр, режиссёр, сценарист
Карьера 1922—1964

Пе́тер Ло́рре (нем. Peter Lorre; настоящее имя — Ла́дислав (Ла́сло) Лёвеншта́йн, венг. Löwenstein László, словацк. Ladislav Löwenstein; 26 июня 1904, Ружомберок — 23 марта 1964, Лос-Анджелес) — австрийский и американский актёр театра и кино, режиссёр, сценарист.

Ранние годы

Родился в городе Ружомбероке в Татрах (ныне — Словакия) в семье служащего местной текстильной фабрики, венгерского еврея Алоиза Лайоша Лёвенштайна (27.1.1877 — 1958), родом из Чёнге, и его жены Эльвиры Фрайшбергер (ок. 1883 — 17.4.1908), местной уроженки.

В 1908 году мать Лорре умерла, и отец женился снова — на её лучшей подруге Мелани Кляйн. В этом браке родились двое детей — Элиза (17.7.1909) и Гуго. По долгу службы отца семья некоторое время жила в румынском городе Браила, где Ладислав посещал частную немецкую школу, а с сентября 1913 года — в Вене. Там Ласло ходил в реальную гимназию. В марте 1915 года отец был призван в армию, и семья переселилась в Мёдлинг близ Вены, чтобы меньше платить за квартиру. Уже в следующем году отец вернулся с Восточного фронта в чине обер-лейтенанта, демобилизованный после тяжелого ранения в лёгкое, и в 1917 году семья вновь поселилась в столице, где отец получил работу на оружейной фабрике Штейр. В том же году было приобретено небольшое имение в Каринтии, где семья проводила часть года (впоследствии эта территория вошла в состав Югославии)[1].

В 1922 году Лорре окончил школу и по желанию отца начал изучать банковское дело. Работал помощником в обменном пункте Англо-Австрийского банка, затем — служащим в венском филиале чешского Живностенского банка, но вскоре спровоцировал своё увольнение. Увлёкшись театром, посещал литературные кафе города, в том числе знаменитое кафе Централь, где собирались литературно-артистические круги. Был принят в труппу театра импровизации Якоба Морено; импровизационный метод позднего основателя «психодрамы» существенно повлиял на его выразительные средства; на протяжении всей своей жизни он серьёзно увлекался психоанализом[2].

Карьера

От Морено он получил псевдоним Петер Лорре ещё до того, как Лео Миттлер пригласил его в театр в Бреслау. В 1925—1926 годах он выступал в Цюрихе, в 1926—1928 годах — в Вене. На рубеже 1920-х и 1930-х годов, выступая в «Фольксбюне», участвовал в экспериментах Брехта по созданию «эпического театра» и выработке нового стиля исполнения на Шиффбауэрдамм[3]. Весной 1929 года Бертольт Брехт поручил ему роль Фабиана в пьесе «Сапёры в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер. В 1931 году он сыграл главную роль — Гэли Гэя — в пьесе Брехта «Человек есть человек» («Что тот солдат, что этот»), поставленной автором в Государственном театре; однако «эпическая» манера исполнения не была принята: многим показалось, что Лорре играет просто плохо[4]. Но через несколько месяцев он стал звездой, сыграв свою первую роль в кино — детоубийцу Бекерта в фильме Фрица Ланга «М». Он продолжил работу в театре и снимался в небольших, как правило, комических ролях в кино.

4 марта 1933 года, после прихода нацистов к власти, еврей Лорре покинул Германию — сначала он отправился в Вену, затем в Париж. В 1934 году в Лондоне он сыграл обаятельного злодея в хичкоковском фильме «Человек, который слишком много знал». Как рассказывал Альфред Хичкок в интервью Франсуа Трюффо «на участии Петера Лорре настаивал я. Он снимался у Фрица Ланга в „М“ и в моем фильме должен был сыграть свою первую роль в британском кино. У него острое чувство юмора. Ему дали кличку „ходячий редингот“, потому что он ходил в пальто до пят»[5]. Плохо владея английским, он был вынужден зазубрить свой текст на слух. Во время съемок Лорре женился на актрисе Цецилии Львовской (позже Селия Ловски).

В июле 1934 года с контрактом студии «Коламбия» он поехал в Голливуд, где ему пришлось играть злобных и коварных иностранцев. Первым голливудским фильмом Лорре стала картина «Сумасшедшая любовь» (1935) по роману Мориса Ренара «Руки Орлака», где он сыграл безумного учёного д-ра Гоголя, пришившего руки мёртвого убийцы мужу женщины, в которую влюблён. В 1937—1939 годах он сыграл главную роль в восьмисерийном фильме о приключениях японского сыщика и шпиона мистера Мото (параллельно в американских кинотеатрах шёл похожий и более известный сериал о Чарли Чане, прерванный из-за алкоголизма и смерти исполнителя главной роли актера Уорнера Оуленда, и последний неоконченный фильм франшизы перемонтировали в картину с участием Лорре-Мото). Сам актёр не любил эти фильмы, но они приносили доход студии, а у Лорре росло число поклонников.

В 1940 году Лорре снялся в фильме «Ты узнаешь» с коллегами по фильмам ужасов — Белой Лугоши и Борисом Карлоффом.

Петер Лорре пользовался популярностью как характерный персонаж в приключенческих фильмах. Он с успехом играл роли проходимцев: Джоэля Каиро в «Мальтийском Соколе» (1941) и Угартэ в культовом фильме «Касабланка» (1942).

В 1941 году Петер Лорре получил американское гражданство.

После Второй мировой войны кинокарьера Лорре пошла на спад, вследствие чего он переключился на работу в театре и на радио. В 1949 году он вернулся в Европу. В Германии в качестве соавтора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли поставил фильм «Потерянный» (1951). Однако фильм, на который он возлагал большие надежды и который дался ему с большим трудом, в прокате успехом не пользовался. Со своей третьей женой Аннемари Бреннинг Лорре вернулся в США, играл в театре, снимался на телевидении и в кинофильмах, где чаще всего использовался его образ «страшилки». В 1954 году сыграл злодея Ле Шифра в телепостановке «Казино Рояль», вместе с Барри Нельсоном, исполнившим роль Джеймса Бонда. В 1957 году сыграл комиссара Бранкова в фильме Шёлковые чулки.

В начале 1960-х он работал с режиссёром Роджером Корманом в нескольких популярных малобюджетных фильмах.

Смерть

Петер Лорре умер от инсульта в 1964 году. Его тело кремировали, а прах захоронили на голливудском мемориальном кладбище (сейчас оно называется «Голливуд Навечно»). Винсент Прайс зачитал на похоронах надгробную речь.

Избранная фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1930 ф Белый дьявол Der weiße Teufel н/д
1931 ф М M Ганс Бекерт
1934 ф Человек, который слишком много знал The Man Who Knew Too Much Эбботт
1935 ф Преступление и наказание[en] Crime and Punishment Родерик Раскольников
1936 ф Секретный агент Secret Agent генерал
1940 ф Странный груз Strange Cargo месье Пиг
1940 ф Незнакомец на третьем этаже Stranger on the Third Floor Незнакомец
1941 ф Лицо под маской The Face Behind the Mask Янош «Джонни» Сабо
1941 ф Они встретились в Бомбее They Met in Bombay капитан Чан
1941 ф Мальтийский сокол The Maltese Falcon Джоэл Кайро
1942 ф На протяжении всей ночи All Through the Night Пепи
1942 ф Агент-невидимка Invisible Agent барон Икито
1942 ф Касабланка Casablanca Угарте
1943 ф Истоки опасности Background to Danger Николй Залешов
1944 ф Мышьяк и старые кружева Arsenic and Old Lace доктор Герман Эйнштейн
1944 ф Маска Димитриоса The Mask of Dimitrios Корнелиус Лайден
1944 ф Конспираторы The Conspirators Ян Бернажски
1946 ф Три незнакомца Three Strangers Джонни Уэст
1946 ф Чёрный ангел Black Angel Марко
1946 ф Вердикт The Verdict Виктор Эммрик
1946 ф Погоня The Chase Джино
1947 ф Моя любимая брюнетка My Favorite Brunette Кисмет
1949 ф Верёвка из песка Rope of Sand Тоди
1950 ф Зыбучий песок Quicksand Ник
1953 ф Посрами дьявола Beat the Devil Джулиус О’Хара
1954 ф 20 000 лье под водой 20,000 Leagues Under the Sea Консель
1954 тф Казино «Рояль» Casino Royale Лё Шиффр
1956 ф Вокруг света за 80 дней Around the World in 80 Days стюард на пароходе «Карнатик»
1957 ф Шёлковые чулки Silk Stockings комиссар Бранков
19571960 с Альфред Хичкок представляет Alfred Hitchcock Presents Карлос / Томас Сальгадо
1960 ф Запах тайны Scent of Mystery Смайли
1960 с Сыромятная плеть Rawhide Виктор Лорье
1962 ф Истории ужаса Tales of Terror Монтресор
1963 ф Ворон The Raven доктор Адольфус Бедлоу
1963 ф Комедия ужасов The Comedy of Terrors Феликс Гилли

Примечания

  1. Peter Lorre. Ein Fremder im Paradies. Wien, 2004. S. 223.
  2. Hans-Michael Bock (Hrsg.): CINEGRAPH. Lexikon zum deutschsprachigen Film. edition text + kritik, München 1984
  3. Брехт Б. Об экспериментальном театре // Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т.. — М.: Искусство, 1965. — Т. 5/2. — С. 98.
  4. Брехт Б. К вопросу о критериях, применимых для оценки актёрского искусства (Письмо в редакцию "Берзен-курир") // Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах.. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1.
  5. Читать онлайн "Кинематограф по Хичкоку" автора Трюффо Франсуа - RuLit - Страница 16. www.rulit.me. Дата обращения: 26 марта 2017. Архивировано 27 марта 2017 года.

Литература

  • Трюффо Ф. Хичкок / Перевод, фильмография, примечания М. Ямпольского и Н. Цыркун. — М.: Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, 1996. — 224 с.
  • Мусский И. А. 100 великих зарубежных фильмов. — Москва: Вече, 2008. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9533-2750-3.

Ссылки