Персий

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Персий
лат. Aulus Persius Flaccus
Отец (Персий) Флакк (по крови), Фузий (по усыновлению)
Мать Фульвия Сизенна

Авл Пе́рсий Флакк (лат. Aulus Persius Flaccus; возможно, правильнее Aules Persius Flaccus; родился 4 декабря 34 года, Волатерры, Римская империя — умер 24 ноября 62 года, «в своём имении на восьмой миле по Аппиевой дороге», Римская империя) — древнеримский поэт, автор книги сатир.

Сатиры Персия переводили на русский язык Н. М. Благовещенский (1870—1872), А. А. Фет (1889) и Ф. А. Петровский (1957, переиздано в 1989).

Биография

Всадник по происхождению. Родился в Волатерре в Этрурии, в состоятельной семье. На шестом году жизни потерял отца. В 12 лет переехал в Рим, где учился у грамматика Реммия Палемона, ритора Вергиния Флава и философа Аннея Корнута. Находился в дружбе с Луканом, Цезием Бассом[1], рано умершим Кальпурнием[1] и Тразеей Петом, общался с Сенекой Младшим. Умер «от болезни желудка на тридцатом году жизни».

Творчество

Согласно жизнеописанию, приписываемому то Светонию, то Валерию Пробу, его ранние произведения включали «претексту, книгу путевых записок и маленькое стихотворение о тёще Тразеи, которая покончила самоубийством, опередив своего мужа» (имеется в виду Аррия Старшая, жена Цецины Пета, участника заговора Камилла Скрибониана при Клавдии). Эти тексты были уничтожены уже матерью Персия по совету Корнута. Корнут и Цезий Басс подготовили после смерти Персия к изданию неоконченную книгу сатир. Книга состоит из 6 гекзаметрических сатир и холиямбического пролога. Возможно, что в сатирах были и прямые выпады против Нерона: согласно тому же жизнеописанию, оригинальная фраза Персия из первой сатиры (119—121) «me muttire nefas? nec clam? nec cum scrobe? nusquam? / hic tamen infodiam. uidi, uidi ipse, libelle: / auriculas asini Mida rex habet» «Мне же нельзя и шептать? хоть тайком, хоть в ямку? Напрасно? / всё же зарою я здесь. Я видел, я сам видел, книжка, / Что у Мидаса-царя ослиные уши» (пер. Ф. А. Петровского) была исправлена Корнутом в его издании на «… quis non habet?» «что у любого из нас ослиные уши». Схолии упорно приписывают с издёвкой приводимые Персием цитаты из современной литературы Нерону.

Персий Флакк был свидетелем прогрессирующей безнравственности, особенно в высших кругах римского общества и при императорском дворе. Сам будучи праведным, исповедуя принципы стоической этики, он, под влиянием чтения Луцилия, начал в своей поэзии борьбу с проявлениями этого зла. Но в строгом смысле слова только самая ранняя сатира I имеет все признаки данного жанра: в форме диалога с анонимным собеседником, тонким, ироничным словом он нападает на литературные направления, господствующие в современном ему Риме, приспособление писателей к запросам публики, искусственность их стиля, перегруженного риторическими фигурами.

Остальные сатиры излагают избранные положения стоической философии. Отталкиваясь от них, Персий показывает красоту этики стоиков и клеймит тех, кто этих правил не придерживается. Сатира II в форме послания к Максиму в день его рождения направлена против лицемеров — их фальшивую набожность и неискренние молитвы. Сатира III говорит о ценности философии и порицает разгульную жизнь молодёжи; сатира IV посвящена заповеди: «Познай самого себя»; сатира V выражает сердечную благодарность поэта Корнуту за его дружбу и наставничество, в то же время порицая его за слабость характера и потакание своим страстям; сатира VI обращена к Цезию Бассу и прославляет умеренность в повседневной жизни.

Согласно оценке его творчества в ЭСБЕ, Персий не может сравниться со своими предшественниками, Луциллием, или Горацием, влияние которых очевидно в его творчестве, особенно в языке и стиле сатир. Поэт умер слишком молодым и плохо знал жизнь, он не успел научиться создавать законченные картины из деталей, которыми изобилуют его произведения. Не избежал он некоторой искусственности и пафоса, из-за чего порой он становится тёмным и трудно читаемым. Не хватало ему и юмора, а прежде всего — таланта Горация выхватывать из жизни «горячие» ситуации. Но облагораживающее содержание сатир, хотя и не новое, а повторяющее стоические принципы, искренний энтузиазм поэта и смелая борьба с пороком снискали Персию признание и славу у современников и потомков, особенно в средние века.

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library» сатиры Ювенала и Персия изданы под № 91.
  • В серии «Collection Budé»: Perse. Satires. Texte établi et traduit par A. Cartault. 98 p.

Русские переводы:

  • Сатиры Персия. / Пер. и объяснения Н. М. Благовещенского. СПб, 1873. VIII, 362 стр.
  • Сатиры Персия. / Пер. А. А. Фета. СПб, 1889. 45 стр.
  • Персий. Сатиры. / Пер. Ф. А. Петровского. // Римская сатира. М., 1957.
    • переиздание: Римская сатира. М., 1989. С. 97-116 с комм. на с.450-458.

Примечания

Источники

Схолии к Персию:

Исследования

  • Hooley, D. M. The Knotted Thong: Structures of Mimesis in Persius (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1997).
  • A. Persii Flacci saturae. Commentario atque indice rerum notabilium instruxit Helgus Nikitinski. München; Leipzig: K.G. Saur, 2002 (превью в GoogleBooks)
  • Reckford, Kenneth J. Recognizing Persius (Princeton; Oxford: Princeton University Press, 2009) (Martin Classical Lectures).