Парсуна
Парсу́на (искажённое лат. persona[1] — «личность», «особа») — ранний жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.
Первоначально — синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Термин
В 1851 году выходит богато иллюстрированное издание «Древности Российского государства». В IV отделении этого издания, составленного И. М. Снегирёвым, есть очерк, который является первым опытом обобщения материалов по истории русского портрета. Как считает Е. С. Овчинникова, именно Снегирёв в данном очерке, говоря о портретах XVII века, ввёл в научный оборот термин «парсуна»[2]. Хотя справедливо было бы утверждать, что именно Е. С. Овчинникова ввела в научный оборот данный термин, позже широко распространившийся в литературе по русскому искусству для обозначения ранних русских портретов.
Характеристика
Парсуна появилась в переходный период русской истории, во время формирования новых художественных идеалов. Первые русские парсуны созданы, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII веке. Во второй половине XVII века парсуну часто писали на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжала иконописные традиции.
Русской парсуне близки произведения европейской, в том числе польской и литовской портретной живописи XIV—XVII веков, часто также относимые к парсунным.
В парсуне портретное сходство передавалось весьма условно, часто использвали атрибуты и подпись, позволяющие определить изображённого.
Доктор искусствоведения Лев Лифшиц отмечал, что «создатели парсун, как правило, не стремились раскрыть неповторимые свойства портретируемого человека, но должны были соотнести точно запечатлённые черты лица с трафаретной и неизменной схемой репрезентации фигуры, соответствующей сану или званию — боярина, стольника, воеводы, посла. В отличие от „реалистического“ европейского портрета XVII века человек в парсуне, как и на иконе, не принадлежит себе, он навечно выведен из потока времени, но при этом лицо его обращено не к Богу, а к реальной действительности»[3].
Типы
Сегодня парсуны по изображённым на них персоналиям и техники живописи можно разделить на:
- Надгробные портреты, темпера на доске (Скопин-Шуйский, Фёдор Иванович, Фёдор Алексеевич и т. д.)
- Парсуны маслом на холсте:
- с изображением царей (Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич, Иван Алексеевич и т. д.)
- с изображением князей, стольников, дворян и т. д. (галерея Репниных, Нарышкин, Люткин и т. д.)
- с изображением церковных иерархов (Никон, Иоаким).
Группа «иконных» парсун — изображений царей Ивана Грозного и Фёдора Ивановича, а также князя Скопина-Шуйского была выделена Е. С. Овчинниковой в её основополагающей работе «Портрет в русском искусстве XVIII века». Для парсуны на холсте важна её атрибуция русскому или иноземному мастеру. Изучение русской парсуны требует объединённых усилий искусствоведов, историков, реставраторов. Только использование всех методов в комплексе способно принести новые результаты в этой пока ещё мало изученной области русского искусства.
Пётр I в детстве - Ბატონიშვილი ალექსანდრე არჩილის ძე.jpg
Парсуна с изображением Александра Невского Андрей Апраксин (Преображенская серия)
Яков Тургенев (Преображенская серия) Сергей Бухвостов (Преображенская серия)
Митрополит Афанасий Любимов
Митрополит Иона Сысоевич
«Парсунная» («живописная») икона
«Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник.
К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:
- на деревянной основе и светлых грунтах;
- на холсте и на тёмных грунтах.[4]
См. также
Примечания
- ↑ ИРИ, 1913, с. 410.
- ↑ Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. М., 1955. С. 3
- ↑ Лифшиц Л. И. История русского искусства. Искусство X—XVII веков. — М., 2007.
- ↑ 3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕКОТОРЫХ ПЕРВЫХ РУССКИХ «ЖИВОПИСНЫХ» ИКОН | ARTconservation . Дата обращения: 12 ноября 2012. Архивировано 12 ноября 2012 года.
Литература
- Грабарь И. Э., Успенский А. И. Живописцы-иноземцы в Москве // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1913. — Т. 6/1. — С. 409—425. — 536 с.
- Портрет в русской живописи XVII—первой половины XIX века. Альбом. / Автор-составитель А. Б. Стерлигов. — М.: Гознак, 1985. — 152 с.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. — М., 2004.
- Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Материалы конференции. — М., 2006
- Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. — М., 1955.
- Мордвинова С. Б. Парсуна, её традиции и истоки. Дисс. на соискание степени канд. искусствоведения. — М.: Институт искусствознания, 1985.
- Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук; Дальневосточный гос. ун-т, 2001
- Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте художественной жизни Москвы второй половины XVII века) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. — № 2 (12). — С. 44—54.
- Исследование и реставрация парсуны патриарха Никона. — М., 2006
- Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 7. Русская художественная культура XVII века. М., 1991. — С. 9-19
- Чёрная Л. А. Русская культура переходного периода от средневековья к новому времени. — М.: Языки славянской культуры, 1999
- Зеленина Я. Э. Парсуна // Православная энциклопедия. — М., 2019. — Т. LIV : «Павел — Пасхальная хроника». — С. 625-627. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-061-5.
Ссылки
- История парсуны Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
- Виктория Хан-Магомедова. Эта загадочная парсуна
- От персоны к парсуне. О выставке парсунной живописи в Государственном историческом музее.
- Изучение парсуны как исторического источника. Тезисы доклада.
- Парсуна. Архивная копия от 14 января 2007 на Wayback Machine Иллюстрированный словарь по иконописи.