Парижский университет в Средние века

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Парижский университет
Universitas Magistrorum et Scholarium Parisiensis
Год основания XII век
Год закрытия 1793

Парижский университет (лат. Universitas Magistrorum et Scholarium Parisiensis) был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он был официально признан французским королём Филиппом-Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году, и быстро приобрёл большую известность и уважение, особенно по части философского и богословского образования. Университет объединял все парижские колле́жи (коллегии) на левом берегу Сены и давал образование всем клеркам королевских служб (государственный совет, парламенты, трибуналы, счётные палаты, казначейство) и религиозных (проповедники, епископы, аббаты).

Долго не признавал чужих дипломов, или же связывал их признание с соблюдением некоторых формальностей, сокращённого экзамена, диспута и др. Существовали три академические степени: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра.

Предыстория

Во Франции славились соборные (при соборе) училища Реймса, Лаона и Парижа (при соборе Парижской богоматери) и многие монастырские, например при монастыре св. Виктора и при аббатстве св. Женевьевы в Париже. Но Парижский университет вышел не из соборных и монастырских школ, а из многочисленных богословских и «артистических» школ, развившихся там вполне самостоятельно и считавших в числе своих учителей рыцарей схоластики, Гильома де Шампо и Абеляра.

XII век

Для преподавания требовалось только разрешение хозяина земли, на которой собиралась аудитория, иногда под открытым небом. В течение XII в. в Париже образовались два школьных района:

  • более старый, на острове Ситэ, на земле епископа, около соборной церкви Парижской богоматери,
  • и более новый, на возвышенности св. Женевьевы, во владениях аббата.

Во второй половине XII в. иностранные схолары[1] Болонской юридической школы и частные парижские магистры, подчинённые канцлеру собора Нотр-Дам, организуются в землячества (nationes), затем в корпорации (universitates), поглотившие в себя землячества, с выборными из среды схоларов ректорами во главе, и высвобождаются из-под опеки местных властей, делая её все более и более слабой, и создают особый тип учебного учреждения. Ядро корпорации Парижского университета составили не схолары, как в Болонье, а магистры (communitas magistrorum). Сплочению профессоров и студентов в корпорации содействовали многие причины; не случайно университеты образовались в Болонье и в Париже почти одновременно и независимо друг от друга. Огромное большинство студентов (схоларов) и профессоров (магистров) были пришлым людом и не пользовались правом гражданства, — а в тот век подобное положение равнялось почти полному бесправию. Было только два пути выйти из этого беззащитного состояния: сплотиться в корпорации и заручиться покровительством одной из универсальных властей — папы или императора. По средневековым понятиям только в корпорации, гильдии, цехе горожанин получал законное существование, а папская или императорская грамота давала ему защиту во всем христианском мире.

Магистры и студенты приходили и уходили когда угодно, открывали школы в других местах, выселялись иногда массами и наносили таким образом огромный нравственный и материальный ущерб своей прежней резиденции.

XIII век

В 1200 г. король Филипп-Август освободил схоларов и магистров от юрисдикции прево и подчинил их суду епископа, заместителем которого был канцлер соборного капитула. Около 1208 года появляются и статуты корпорации парижских магистров. Парижский университет создался в тесном единении с местной церковной властью, результатом чего явилась влиятельная должность университетского канцлера.

Папская протекция

Парижский университет был созданием папской универсальной власти, — здесь были созданы схоластическое богословие и система вероучения, которой держался католический мир и которая вознесла папу на вершину могущества. Результатом папского вмешательства явился ряд соглашений (concordamenta) между канцлером и корпорациями. Так, по статуту 1213 г. канцлер сохранил юрисдикцию только по важнейшим делам, а в остальных случаях члены корпораций судились у своих выборных начальников; licentia docendi давалась канцлером только лицам, выдержавшим экзамен в комиссии магистров. В 1215 г. эти вольности были дополнены разрешением университету издавать корпоративные статуты. Иногда корпорации, для достижения удовлетворения, прибегали к тому же средству, что и болонские схолары.

Так, в 1229 году, после кровавого побоища с горожанами, стоившего жизни нескольким неповинным схоларам, масса магистров и схоларов, не получив удовлетворения от регентши Бланки Кастильской, ушли в Орлеан, Анже и Реймс, а другие, по приглашению английского короля Генриха III — в Оксфорд. Папа Григорий IX заставил королеву уступить и издал знаменитую буллу Parens scientiarum (13 апреля 1231 года), ставшую хартией Парижского и многих других университетов. Суд епископа и его канцлера еще более был ограничен; канцлер потерял право арестовать схолара, а при вступлении в должность должен был присягнуть, что никому не предоставит «лиценции» без испытания у магистров. Факультеты, на которые делилась корпорация, получили право издавать статуты о порядке преподавания, одежде членов и т. п. Наконец, в 1246 году папа Иннокентий IV разрешил университету иметь собственную печать.

Появление монахов

Менее удачна была попытка университета избавиться от нищенствующих орденов, первые представители которых, доминиканцы, появились в Париже в 1219 г. и получили от корпорации монастырь св. Иакова. Этот могущественный орден, члены которого видели в молитве и науке главную цель своей деятельности, устроил множество не зависимых от университета школ. Затем появились цистерцианцы и бенедиктинцы и тоже основали школы. Опасность для университета заключалась в том, что орденские члены, захватывая кафедры в богословском факультете, не подчинялись его статутам и не получали в обычном порядке учёных степеней. После целого ряда столкновений между корпорациями и орденом доминиканцев, папа Александр IV буллою Quasi lignum vitae (1255) решил дело в пользу монахов, освободив их от обязанности добывать licentiam docendi y факультета.

Университет не сразу подчинился распоряжению папы, но лишь под угрозами отлучения. Воинствующее папство не могло пожертвовать своей лучшей армией — монашеством — даже в пользу любимого Университета. Зато доминиканцы были украшением богословского факультета; из их рядов вышли Альберт Великий и Фома Аквинский.

Организация

Канцлер собора Нотр-Дам, представитель епископа, считался юридическим главою университета (caput umversitatis), но судебные и факультетские компетенции его были очень ограничены. Точно так же и аббат св. Женевьевы, в районе которого ютилась часть учёного мирка, образуя постепенно «латинский квартал», присвоил себе право «лиценции»; но с 1227 года он имел право выдавать её только «артистам». В 1255 году он передал свои функции особому канцлеру, так что с тех пор университет имел двух канцлеров.

Корпорация Парижского университета — Universitas magistrorum et scholarium Parisius (sic) — состояла из магистров и схоларов всех факультетов, но право голоса имели только магистры, схолары же пользовались привилегиями только как ученики какого-нибудь магистра, внёсшего их в списки и бывшего их поручителем. Корпорация делилась на 4 факультета, которые упоминаются уже в 1213 г.:

  • богословский,
  • юридический (или канонический),
  • медицинский и
  • «артистический» (низший факультет, предшествующий другим: чтобы поступить схоларом на один из высших специальных факультетов, требовалось получить степень магистра in artibus).

Факультет был учёным цехом, с подразделением на мастеров (magistri y «артистов», doctores на высших факультетах), подмастерьев (baccalaurei) и учеников (scholares), с обычным цеховым дроблением труда, обычными испытаниями и цеховыми свидетельствами. Степень «мастера» (magister или doctor) давала право преподавать (licentia docendi), степень бакалавра — также, но с известными ограничениями.

Профессора и студенты

Профессора не избирались, как в Италии, и не получали жалованья; его заменой служили церковные пребенды и даровое содержание в коллежах. Каждый факультет, на основании буллы Parons scientiarum, мог издавать свои статуты и имел собственную печать. Во главе факультета стоял декан, избиравшийся из числа профессоров для наблюдения за правильностью преподавания, для руководства факультетскими собраниями и экзаменами и для охранения прав и преимуществ цеха. У «артистов» были землячества — кружки схоларов и магистров, сплотившихся по национальной симпатии и для наилучшего устройства в чужом городе; корпоративная организация их совершилась, вероятно, не ранее начала XIII века.

В одном акте 1237 г. уже упоминаются все 4 «нации»:

  • галльская (к ней принадлежали и другие романские народы),
  • норманнская,
  • пикардийская и
  • английская (сюда, кроме жителей британских островов, входили немцы, другие северные народы и жители английских владений во Франции).

Нации подразделялись на более мелкие единицы — провинции, которых у галлов было пять, а у англичан три.

Ректор

Во главе каждой нации стоял ректор, избиравшийся на 1 месяц из читающих магистров (magistri actu regentes); нация имела свою печать, свои собрания, свои списки, кассу, церковь и своего святого-патрона. Вскоре все 4 нации объединились под властью ректора, который впервые упоминается в 1245 г.

Когда обе корпорации — артистический факультет и объединенные землячества — слились в одну, ректор оказался главою самой внушительной силы в университете. В одном документе 1272 года он уже величается rector nostrae facultatis. Постепенно ректор сделался главою всего университета, подчинив себе прокураторов наций и деканов. Это объясняется тем, что артистический факультет численностью превосходил в несколько раз другие факультеты; в одном списке 1362 г. перечислены 25 богословов, 11 канонистов, 25 медиков и 441 артист. Артисты имели своих представителей на всех факультетах, в качестве схоларов, и борьба за университетскую автономно велась собственно ими, пером, словом, а иногда и мечом. Спор ректора с деканами о первенстве был решён папою в пользу первого; в 1341 г. ему подчинились самые упорные противники, богословы. Остался неразрешённым со стороны папы еще вопрос о преимуществе ректора или канцлера, но артисты прямо заявили последнему, что, кроме папы, признают главою университета только ректора. Около половины XIV в. явилась формула: Rector et universitas magistrorum et scholarium. Ректор избирался с 1276 г. на четверть года, сначала прокураторами наций, а впоследствии особой комиссией из 4 лиц. Он созывал и руководил собраниями артистов и всего университета, разбирал столкновения, принимал присягу от вновь поступающих и вносил их в списки, наблюдал за точным выполнением решений собрания, оберегал привилегии университета. Должность эта, приносившая очень мало дохода, была сопряжена с большими издержками, главным образом на представительство, но зато считалась чрезвычайно почётной. В торжественных случаях ректор занимал одинаковое место с епископом, впереди остальных прелатов.

Колле́жи (коллегии)

Важное место в университете занимали коллежи (коллегии) — общежития, учреждавшиеся на пожертвования благотворителей, преимущественно духовных особ. В Париже коллежи были замкнутыми корпорациями не одних только схоларов, как в Италия, но и магистров, и притом иногда людей со средствами. К старейшим коллежам принадлежат знаменитая Сорбонна и Наваррский коллеж, учреждённый Иоанной Наваррской, женой короля Филиппа IV, в 1305 году.

Большая часть коллегий в Париже были учреждениями разных наций — скандинавов, шотландцев, немцев и др. При несовершенной организации студенческого быта, при отсутствии определенного дохода у преподавателей (не все профессора имели пребенды, а гонорар от слушателей (pastas, minerval) только у артистов был довольно значителен) и достаточного помещения для лекций, среди города, представлявшего не только много соблазнов, но и опасностей для жизни неопытного юношества, учреждение коллежей было настоящим благодеянием.

С 1200 по 1500 гг. было учреждено до 50 коллежей. Крупнейшие из них имели до 100 членов. Постепенно коллежи перенесли в свои аудитории почти всё преподавание.

XV век

В 1463 году артистический факультет постановил, чтобы все схолары, не жившие у родных или у какого-нибудь видного члена факультета, поселялись в коллежах или «педагогиях», — частных училищах с пансионами, в которых схолары получали содержание и обучение за плату. Предпринимателем являлся магистр, нанимавший учителей и наблюдавший за своими пансионерами. Этот школьный промысел, процветавший в Болонье и Оксфорде уже в XIII в., был занесён в Париж не ранее XIV в. Схолары частных пансионов посещали и университетские лекции, принимали участие в торжествах и актах «наций» и университета; вообще, «педагогии» рассматривались как составная часть университета.

Сложная федерация

Вольная корпорация магистров и схоларов превратилась в очень сложную «федеративную республику многочисленных корпораций». Рядом существовали и действовали, часто без определенно разграниченных компетенций, факультеты, «нации», испытательные комиссии, школы трех монашеских орденов, наполовину только принадлежавшие к университету, коллежи, капитул собора и оба канцлера. И вне университета были конкурирующие силы, влиявшие на его судьбу: папа и его легаты, король, его чиновники и парламент.

Корпорации признавали своим главой только папу и находились в почти постоянной оппозиции правительству и городскому управлению, составляя как бы государство в государстве.

В качестве полудуховного общества магистров, подчинённого духовной власти, Парижский университет представлял полный контраст со светскими, республиканскими университетами североитальянских городов; в качестве Studium generale он был, главным образом, высшей школой богословия и свободных искусств, включил в свои программы юриспруденцию только в виде канонического права, а в медицине уступал первенство другим studia generalia. Сделавшись величайшей школой всего Западной Европы, имея среди своих учеников и учителей представителей всех наций и величайших ученых средневековья — Фому Аквинского, Альберта Великого, Раймунда Луллия, Роджера Бэкона, Дунса Скота, Уильяма Оккама, — университет стал высшим авторитетом в вопросах веры и разума и во время падения папства, в эпоху великого раскола, в лице Д’Альи, Герсона и Клеманжи был руководителем католической церкви и сделал попытку реформировать её во главе и членах.

Однако своей ролью на соборах, союзом с англо-бургундской партией, осуждением Жанны д’Арк и оппозицией правительству университет приобрёл опасных врагов. Уже Филипп VI (1340) подчинил его снова юрисдикции прево; в 1446 г. Карл VII приказал парламенту произвести полный пересмотр дел университета, а Людовик XI ещё больше ограничил его автономию.

Вместе с тем две новые культурные силы — ренессанс и реформация — сокрушили научное основание существования университета — схоластику.

Усиление королевской власти привело к большому стеснению самостоятельности университета, ректор которого с 1600 года стал королевским чиновником, хотя и избирался представителями «наций».

Пример для других университетов

Все другие университеты, возникшие в средние века на нынешней французской территории, сформировались по примеру Парижа: корпорацию составляли магистры (исключение — схоларная корпорация и юристов в Монпелье), а руководство и юрисдикция принадлежали представителю епископа, канцлеру. Но в противоположность парижскому, другие французские университеты были по преимуществу studia generalia не богословия, а юриспруденции.

До XV века королевское правительство мало влияет на развитие университетов и мало содействует их процветанию. Инициатива учреждения университета исходит от ленных владетелей, городов или, чаще всего, от папы, который поддерживал studia generalia привилегиями, пребендами и освобождением духовенства, желавшего учиться в университете, от прикрепления к известному монастырю, городу и т. д.

С XIV века развивается мнение, что только те школы — настоящие studia generalia, которые имеют папские или императорские учредительные грамоты, или преобразованы на основании таких грамот; в противном случае выдаваемые школой учёные степени не имеют силы.

В Монпелье университет был учрежден (1220) из Медицинской школы, славившейся еще в первой половине XII века. Главным предметом там осталась медицина и в Монпелье стекалось множество иностранцев из Испании, Италии, Германии и других стран.

Основание университета в Тулузе (1229) имело целью создать ученую цитадель для борьбы с ересью, развившейся на юге Франции. В Авиньоне процветала Юридическая школа, признанная папой Бонифацием VIII в 1303 г. в качестве Studium generale. Еще более прославилась Юридическая школа в Орлеане, реорганизованная папой Климентом V в 1306 году; она долго привлекала множество схоларов из Германии. Близ Орлеана выросла Юридическая школа в Анже, преобразованная в Studium generale в 1337 г.

В южной Франции в первой половине XIV века были основаны университеты в Гренобле (существовали очень недолго) и в Каоре. Затем наступил длинный перерыв, вызванный внутренними смутами и войной с Англией. В первой половине XV в. основаны университеты в Экс-ан-Провансе, Доле, Кане, Пуатье и Бордо.

Парижский тип университета был скопирован почти целиком в Германии, у которой до XIV века не было собственных высших школ.

Примечания

  1. Схолары — в средние века студенты университетов. / Схолары // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Литература

Ссылки