Ортодоксальный иудаизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Ортодоксáльный иудаи́зм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, — продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.

Основные черты

  • Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество — в то время, как еврей обязан соблюдать все 613 извлечённых из Пятикнижия предписаний, нееврей, которого считают участником Завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь 7 законов сыновей Ноя[1]. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (гиюру) и рассматривается евреями как их национальная религия.
  • Иудаизм является чистым монотеизмом[2]. Добавлением к монотеизму является учение о сотворении человека Богом по Своему образу, откуда выводится любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе добра, a также принцип Imitatio Dei («человек подражает Богу»)[источник не указан 699 дней].
  • Понятие о предвечном Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
  • Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
  • Учение об абсолютной ценности человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом), как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
  • Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу, каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
  • При этом у еврейского народа есть особая миссия (то есть избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет — неотменим и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  • Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального, Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец и Он вручил человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
  • Учение о приходе Машиаха (Мессии), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4). Машиах является царём, прямым потомком царя Давида.
  • Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

Этапы формирования

В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII века и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя йереим («богобоязненные») или харедим («трепещущие [перед Всевышним]») и лишь с середины XIX века стали именовать себя также «ортодоксами».

Течения

Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация Толдот Йешурун, основанная раввином Ицхаком Зильбером), Хабад (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.

Литваки

Представители классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называют «литваками», так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно на территории бывшего Великого княжества литовского.

Литваки являются последователями виленского гаона раввина Элиягу бен-Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим («сопротивленцы»)[3].

Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.

Нетурей карто

Движение в иудаизме, активно выступающее против сионизма и существования государства Израиль.

Ортодоксальный модернизм

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы Ортодоксального модернизма создали раввины: Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899)[4] и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора ве-дерех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Иное направление Ортодоксального модернизма — религиозный сионизм — было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения раввины: Цви-Иехуда Кук (Израиль) и Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Сегодня представители: Авраам Шапира (умер в 2007 году), Мордехай Элон, Соломон Рискин, Йегуда Амиталь, Аарон Лихтенштейн (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим».

См. также

Примечания

Ссылки