Нения

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Нения Деа (лат.: Nenia Dea; редко Naenia[1]) была древним погребальным божеством Рима, у которой было святилище за пределами Виминальских ворот.[2] Культ Нении, несомненно, очень древний, но, по словам Георга Виссова[3], местонахождение святыни Нении (sacellum) за пределами центра раннего Рима указывает на то, что она не принадлежала к самому раннему кругу римских божеств. Согласно другому толкованию, её святыня находилась за пределами старых городских стен, потому что это было обычаем для всех богов, связанных со смертью или умиранием.[4]

Богиня римского погребального плача

Нения делит своё имя с nenia, которая иногда принимала значение carmen funebre («панихида»), а Марк Теренций Варрон считал Нения Деа олицетворением защитной силы погребального причитания.[5] Поэтому она была богиней, также связанной с концом жизни человека.

Арнобий ставит людей, близких к смерти, под опеку Нении.[6] Хотя на произведения Арнобия в основном повлиял Корнелий Лабео  (англ.), идентификация Нении как богини человеческой скоротечности здесь также предполагает варронское происхождение.[7] Неясно, ссылался ли Тертуллиан на Нению Деа, когда писал о «самой богине смерти».[8] Было ли поклонение Нении самой частью последних обрядов, также неизвестно. Тем не менее, Луций Афраний явно связывает термин nenia (то есть похоронная песня) с её культом.[9]

Другие гипотезы

Хеллер отвергает статус Нении как погребального божества и делает предположение о её изначальной природе богини "детской игры".[10] Ограничительный акцент Хеллера на нении как на «звоне» или «игрушке», однако, был опровергнут[11], так как сам Хеллер предоставил достаточные источники информации о погребальном характере, хотя и не принимал этот факт во внимание.[12]

В любом случае, даже ошибочное толкование Хеллером термина nenia в принципе может быть применимо к римским погребальным обычаям, потому что смерть также рассматривалась как возрождение в загробной жизни. Лукреций явно связывает похоронные причитания с «воплем, который дети поднимают при первом взгляде на берега света».[13] Кроме того, у панихид иногда могли быть параллельные колыбельные, которые матери поют своим детям[14], так как некоторые neniae были спеты успокаивающим голосом.[15] Тем не менее, этот источник и другие источники о нении в качестве колыбельной не относятся конкретно к панихидам, но в целом относятся к нении.[16] Помимо плача о том, чтобы отразить гибель, характер Нении, возможно, включал в себя некоторые из гипотетических философий, например, плач о перерождении, но, поскольку источники молчат о самой богине, эти взгляды на Нению Деа остаются спекуляцией.

См. также

Примечания

  1. Cf. e.g. "Nēnia" Архивная копия от 3 декабря 2010 на Wayback Machine, in: Oskar Seyffert, Dictionary of Classical Antiquities, 1894, p. 414; это альтернативное правописание использовалось только более поздними авторами в древности и в некоторых второстепенных научных публикациях. Правописание «naenia» не соответствует ни одному из самых ранних древних источников о богине, например Варрону, хотя теоретически оно могло также использоваться римлянами.
  2. Sextus Pompeius Festus, De verborum significatu 161.32–162.1 Müller, 2nd ed. Leipzig 1880 (156.13–15 Lindsay, Leipzig 1913): <Neniae deae> sacellum ultra portam <Viminalelm …… > …………t aediculam. Cf. Paulus ed. of Fest. De verb. sign. 163 Müller (157 Lindsay): Neniae deae sacellum extra portam Viminalem fuerat dedicatum.
  3. Georg Wissowa, Religion und Kultus der Römer, München 1912/1971, p. 197.
  4. "Naenia" Архивировано 14 мая 2011 года., in: William Smith (ed.), Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, Boston 1870, p. 1135.
  5. Marcus Terentius Varro, Antiquitatum rerum humanarum et divinarum libri XLI 14, fragment 65 Agahd, Leipzig 1898; testimony in: Aurelius Augustinus, De Civitate Dei 6.9 Архивная копия от 13 декабря 2006 на Wayback Machine; see also: Georg Wissowa, Religion und Kultus der Römer, München 1912/1971, p. 245; Kroll, "Nenia", in: RE 2392; Kurt Latte: Römische Religionsgeschichte, München 1960, p. 52.
  6. Arnobius of Sicca, Against the heathen 4.7 Архивная копия от 21 февраля 2020 на Wayback Machine.
  7. Contra: R. Agahd "Varronis Antiquitatum rerum divinarum Libri", in: Jahrbuch für classische Philologie, Supplement Volume 24, Leipzig 1898, p. 124; pro: John Lewis Heller: "Nenia 'παίγνιον'", in: Transactions and Proceedings of the American Philological Association, Vol. 74, 1943, p. 225: Точность определения как finis сильно наводит на мысль о варронском происхождении.
  8. Quintus Septimius Florens Tertullianus, Libri duo ad Nationes II.15 Архивная копия от 15 января 2020 на Wayback Machine.
  9. Lucius Afranius, Com. fragment 2181, in Sextus Pompeius Festus, De verborum significatu 161.14–16 Müller (154.20–22 Lindsay); John Lewis Heller: "Nenia 'παίγνιον'", in: Transactions and Proceedings of the American Philological Association, Vol. 74, 1943, p. 228, fragment completed as: <Afra>nius in Materte<ris: ut cum nenia tibicines exe>quias eant. См. также: Thomas Habinek, The World of Roman Song. From Ritualized Speech to Social Order, Baltimore 2005.
  10. John Lewis Heller: "Nenia 'παίγνιον'", in: Transactions and Proceedings of the American Philological Association, Vol. 74, 1943, p. 263
  11. Wilhelm Kierdorf, Laudatio Funebris. Interpretationen und Untersuchungen zur Entwicklung der römischen Leichenrede, Meisenheim am Glan 1980, p. 97; Kurt Latte, Römische Religionsgeschichte, München 1960, p.101; also referring to Nilsson, Opusc. I 107.
  12. Thomas Habinek, The World of Roman Song. From Ritualized Speech to Social Order, Baltimore 2005, pp. 233–243.
  13. Тит Лукреций Кар, О природе вещей, II 575–577; см. также II 579–80; cp. также кормление умершего грудным молоком по римскому погребальному обычаю.
  14. Anthony Corbeill, Nature Embodied. Gesture in Ancient Rome, Princeton 2004.
  15. Arnobius of Sicca, Against the heathen 7.32 Архивная копия от 21 февраля 2020 на Wayback Machine.
  16. Тем не менее, было высказано предположение, что поклонение Нении должно было «обеспечить покой и мир для умерших в нижнем мире» (cf. "Naenia" Архивировано 14 мая 2011 года., in: William Smith (ed.), Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, Boston 1870, p. 1135).

Литература

Эта статья включает в себя материал из статьи Citizendium "Nenia Dea Архивная копия от 15 декабря 2018 на Wayback Machine", которая лицензируется в соответствии с Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported, но не под GFDL

  • John Lewis Heller, "Nenia 'παίγνιον'", in: Transactions and Proceedings of the American Philological Association, Vol. 74, 1943, p. 215–268