Расон

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Насон»)
Город прямого подчинения
Расон
кор. 라선직할시
Слева направо: остров Пипхадо, отель-казино «Емпхеро», гостиница «Наджин»Слева направо: остров Пипхадо, отель-казино «Емпхеро», гостиница «Наджин»
42°20′40″ с. ш. 130°23′04″ в. д.HGЯO
Страна  КНДР
Внутреннее деление 1 куёк, 1 кун
История и география
Площадь 746 км²
Высота центра 27 м
Часовой пояс UTC+9:00
Население
Население 145 427 человек (2008)
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +850 8529хххх
Расон на карте
Расон
Расон

Расон (Насон[1], кор. 라선직할시?, 羅先直轄市?), Наджин-Сонбон (кор. 라진-선봉직할시?, 羅津-先鋒直轄市?) — город прямого подчинения в КНДР, граничащий с китайской провинцией Гирин и Приморским краем России. Граница с Россией проходит по реке Туманной (Туманган).

На территории города расположены железнодорожные станции Сонбон и Наджин Корейских государственных железных дорог, а также незамерзающий круглый год порт[2]. В городскую черту входят небольшие острова, как морские, так и речные: Пипхадо, Кхынсом и другие.

История

Граница по реке Туманган установлена в 1860 году, в 1990 году изменена[как?] в пользу СССР.

На территории Расона в порту Унги 10 августа 1945 года произошёл последний воздушный таран Второй мировой войны. Группа штурмовиков под командованием младшего лейтенанта Михаила Янко, командира звена 37-го штурмового авиационного полка 12-й авиационной дивизии ВВС Тихоокеанского флота, выполняла задачу по уничтожению транспортных средств Квантунской армии в порту Расин. Уже после успешной атаки самолёт младшего лейтенанта подбили, а сам лётчик был ранен. Командир и воздушный стрелок приняли решение не покидать машину и направили пылающий штурмовик в центр портовых сооружений. 14 сентября 1945 года Михаилу Янко присвоили звание Героя Советского Союза, а его товарища по экипажу, младшего сержанта Ивана Бабкина наградили Орденом Отечественной Войны 1-й степени (обоих посмертно). Герои, а также ещё несколько десятков воинов Советской Армии покоятся в братской могиле на склоне одного из холмов Раджина. 9 мая возле могилы проводится акция «Бессмертный полк»[3].

В 1991 году регион получил статус особой экономической зоны. Отделился от провинции Хамгён-Пукто в 1993 году, получив название «Наджин-Сонбон», которое в 2000 году сократилось до «Расон». В январе 2011 года Расону присвоен статус «особого города», где большая часть ограничений на ведение бизнеса будет снята[4].

В городе расположен нефтехимический комплекс.

КНДР — Россия

Вид на город

После 2000 года в СМИ стали регулярно появляться сообщения о подготовке к реконструкции и модернизации железной дороги от порта Наджин к российскому посёлку Хасан, разрушенной в 1950-е годы. Упоминалось, что товарооборот между Россией и Северной Кореей в таком случае может увеличиться также за счёт того, что власти страны согласились открыть порты Расона для иностранных судов[5].

Указанные работы начались в октябре 2008 года и закончились в сентябре 2013 года. В порту Наджин силами РЖД построен пирс, с которого в конце 2014 года было отправлено в Южную Корею 40,5 тыс. тонн российского угля, а весной 2015 года ещё около 140 тыс. тонн угля из России[6]. От пограничного перехода Хасан-Туманган до порта Наджин проложена железнодорожная совмещенная колея (корейская 1435 мм и русская 1520 мм) протяженностью 54 км[7]. По условиям соглашения КНДР сдаёт в аренду пирс и прилегающую территорию на 49 лет, за что получает 600 тыс. евро в год[2].

Прежде порт Наджин использовался также Советским Союзом (с 1972 по 1991 года).

Между пограничными станциями Хасан (РФ, Приморский край, Хасанский район) и Туманган (КНДР, СЭЗ Расон) действует регулярное пассажирское железнодорожное сообщение. С 2017 года действует также и морское сообщение между Владивостоком и Наджином.[8]

С 2018 года морское сообщение «Владивосток-Наджин» прервано из-за финансовых трудностей в судоходной компании.

Административное деление

Расон поделён на один 1 муниципальный район (куёк) и 1 уезд (гун):

См. также

Примечания

  1. Инструкция по русской передаче географических названий Кореи / Сост. Г. Е. Тихонова; Ред. Я. А. Миропольский. — М., 1972. — С. 18. — 500 экз.
  2. 2,0 2,1 http://www.asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2015/201506/Kiryanov.pdf Архивная копия от 11 августа 2015 на Wayback Machine С. 67
  3. Как развивается "полигон северокорейских реформ" (1 августа 2019). Архивировано 2 января 2020 года. Дата обращения 2 января 2020.
  4. TUT.BY | НОВОСТИ — Китай вложит 2 миллиарда долларов в Северную Корею — В мире — 7.01.2011, 13:58 (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 января 2011. Архивировано 8 января 2011 года.
  5. Lenta.ru: Экономика: Россию и Северную Корею соединит обновленная железная дорога. Дата обращения: 14 декабря 2007. Архивировано 13 ноября 2013 года.
  6. http://www.asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2015/201506/Kiryanov.pdf Архивная копия от 11 августа 2015 на Wayback Machine С. 65
  7. RasonConTrans. rasoncontrans.ru. Дата обращения: 7 февраля 2018. Архивировано 7 февраля 2018 года.
  8. Грузопассажирская линия впервые связала Владивосток и порт Наджин в КНДР (рус.), ТАСС. Архивировано 8 февраля 2018 года. Дата обращения 7 февраля 2018.