Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «НИИ ГВФ»)
Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
(ГосНИИ ГА)
Международное название State Scientific Research Institute of Civil Aviation (GosNII GA)
Прежнее название Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ)
Основан 1930
Директор Максименко, Андрей Вячеславович
Аспирантура Есть
Расположение  Россия, Москва
Юридический адрес 125438, Москва, ул. Михалковская, д.67, корп.1
Сайт gosniiga.ru
Награды Орден Трудового Красного Знамени (1973)

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) — институт, осуществляющий научные исследования и испытания в области создания, сертификации и сопровождения эксплуатации воздушных судов гражданской авиации (ГА). До 1954 года назывался Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ)[1][2].

История

Институт был создан приказом № 94 Главной инспекции гражданского воздушного флота 4 октября 1930 года[3], расположен в Москве[1]. Первым начальником института был назначен И. Р. Гроза[4][5].

Важную роль в создании института сыграли Александр Путилов и Роберт Бартини. В 1931 году под руководством Путилова в институте, на базе авиамастерских Всероссийского общества «Добролёт», был построен первый отечественный цельнометаллический самолёт Сталь-2, затем Сталь-3, а позднее, уже под руководством Бартини, самолёты Сталь-6 и Сталь-7[6]. Интересно отметить, что ведущим инженером по самолету «Сталь-2» был Пётр Дементьев – будущий министр авиационной промышленности СССР[7] В 1938 году на самолёте Сталь-7 экипажем Н. П. Шебанова был осуществлен рекордный скоростной беспосадочный перелет Москва - Батуми - Одесса (3800 км были пройдены за 11 ч 4 мин)[8].

С первых своих дней НИИ ГВФ занимался всеми практическими вопросами деятельности ГА. В 1962 году ГосНИИ ГВФ был определён головным НИИ в гражданской авиации СССР[9]. Проектирование воздушных судов и определение требований к их летной годности, отработки методик по практическому применению авиации в народном хозяйстве, участие в сертификационных испытаниях и полеты в Антарктиду, расследование авиационных происшествий и исследование отказавших агрегатов авиационной техники, совершенствование методов технического обслуживания и ремонта и практическая разработка документации по технической эксплуатации ВС - это лишь отдельные участки из обширной сферы деятельности института.

Направления деятельности

Институт обеспечивает научное сопровождение летной и технической эксплуатации воздушных судов, внедрение эффективных методов и средств использования воздушного пространства, функционирование наземной инфраструктуры воздушного транспорта. Научные исследования проводятся по следующим основным направлениям:

  • Сертификация воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового оборудования, беспилотных авиационных систем и тренажеров, исследования перспектив развития гражданской авиации.
  • Летные испытания и летно-исследовательские работы.
  • Поддержание летной годности воздушных судов.
  • Мониторинг летной годности ВС. Оценка аутентичности компонентов ВС.
  • Организация аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации.
  • Обеспечение транспортной и авиационной безопасности.
  • Аэропортовая деятельность.
  • Совершенствование эксплуатации ВС в части авиаГСМ и сертификация горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей.
  • Научное обеспечение государственной политики в области гражданской авиации.
  • Метрология и стандартизация в области гражданской авиации.
  • Добровольная сертификация объектов гражданской авиации.
  • Образовательная деятельность.

Руководители

  • И. Р. Гроза (1930-?)
  • Михаил Маркелович Кулик (?-1964)
  • Радий Владимирович Сакач (1973-1985)[7]
  • Виталий Андрианович Горячев (1988-2003)
  • Владимир Иванович Люлько (2003-2006)[7]
  • Василий Сергеевич Шапкин (2006-2018)[10]
  • Вадим Леонидович Филиппов (2018-2021)
  • Андрей Вячеславович Максименко (с 2021 года)[11]

Награды

Библиография

Примечания

  1. 1,0 1,1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ГосНИИ ГА) // Авиация : Энциклопедия / гл. ред. Г. П. Свищёв. — М.: Большая российская энциклопедия : ЦАГИ, 1994. — С. [186] (стб. 2). — 735 с. — 25 000 экз. — ISBN 585270086X.
  2. Об утверждении устава федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (с изменениями на 30 января 2017 года), Распоряжение Минтранса России от 07 августа 2014 года №МС-100-р. docs.cntd.ru. Дата обращения: 20 сентября 2018. Архивировано 20 сентября 2018 года.
  3. Москва — Ленинград — самолетом или поездом?. Regnum (3-01-2016). Дата обращения: 22 апреля 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  4. Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 255. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
  5. Мазурук И. П., Лебедев А. А. Летчики-испытатели Аэрофлота. — Машиностроение, 1991. — 190 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-01372-9.
  6. ГосНИИ ГА - 80 : воспоминания ветеранов / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — ГосНИИ ГА, 2010. — С. 7-8. — 188 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903865-04-8.
  7. 7,0 7,1 7,2 Василий Шапкин. ГосНИИ ГА – история, традиции и перспективы // Авиасоюз : журнал. — 2010.
  8. Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 256. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
  9. Гражданская авиация России - день за днем : 85-летию гражданской авиации России посвящается / Под. ред. А. С. Головчанского и Н. И. Котенко. — Воздушный транспорт, 2008. — С. 293. — 361 с. — ISBN 978-5-88821-072-7.
  10. Илья Вайсберг. Василий Шапкин: Славная история, надежная репутация. Журнал "АвиаСоюз" (30.09.15). Дата обращения: 22 апреля 2016. Архивировано 4 апреля 2016 года.
  11. О возложении исполнения обязанностей на А. В. Максименко. ФГУП ГосНИИ ГА (3 февраля 2021). Дата обращения: 6 апреля 2021. Архивировано 20 ноября 2021 года.
  12. ISSN 2309-2998 (Print) | Naučnyj vestnik GosNII GA. ISSN Portal. Дата обращения: 23 октября 2022. Архивировано 23 октября 2022 года.

Литература