Мост Ахтанак

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Ахтанак
арм. Հաղթանակի կամուրջ
Мост АхтанакМост Ахтанак
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает река Раздан
Место расположения Ереван
Конструкция
Тип конструкции арочный
Материал железобетон
Число пролётов 7
Общая длина 200 м
Ширина моста 25 м
Подмостовой габарит 34 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инж. С. Овнанян,
арх. А. Асатрян,
А. Мамиджанян[арм.]
Начало строительства 1941
Открытие 1945
40°10′12″ с. ш. 44°30′00″ в. д.HGЯO

Мост Ахтанак (арм. Հաղթանակի կամուրջ, мост Победы) — автодорожный мост через реку Раздан в Ереване, Армения. Соединяет проспект Месропа Маштоца в центральном районе Кентрон с проспектом Адмирала Исакова в районе Малатия-Себастия и далее — аэропортом Звартноц и Вагаршапатом. Мост получил свое название в ознаменование победы СССР над нацистской Германией во Великой Отечественной войне.

Расположение

Соединяет Разданскую набережную и проспект Адмирала Исакова на правом берегу с проспектом Месропа Маштоца на левом. С правобережной стороны моста располагается здание Ереванского коньячного завода, с левобережной — здание Ереванского винного комбината.

История

Авторы проекта — инженер С. Овнанян, архитекторы А. Мамиджанян[арм.] и А. Асатрян[1][2].

Строительство моста началось в 1941 году. В строительстве участвовали немецкие военнопленные[3]. Открытие моста состоялось 25 ноября 1945 года. Это было крупнейшее инженерное сооружение военного времени в Армении[4].

Конструкция

Мост семипролётный арочный железобетонный. Три центральных пролёта перекрывают русло реки. Надсводное строение центральных пролётов выполнено в виде системы поперечных стенок, завершенных сводиками. По ширине пролётное строение разбито на три самостоятельных элемента, объединенных общей проезжей частью[5]. Облицовка из базальта, обработанного «под шубу» и чистую теску, усиливает впечатление монументальности[6][7]. Длина моста составляет 200 м, ширина — 25 м, высота над уровнем реки — 34 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Перильное ограждение чугунное художественного литья, завершается на устоях каменным парапетом (архитекторы С. Сафарян, Г. Агабабян, скульптор А. Сарксян). Над опорами установлены каменные колонны-столбы, увенчанные фонарями (скульптор А. Сарксян)[6].

Примечания

  1. Григорян А. Г., Степанян Н. С. Ереван. Гарни. Гегард. Эчмиадзин. Аштарак. — М.: Искусство, 1985. — С. 50. — 207 с.
  2. Акопян Т. Х. Очерк истории Еревана. — Ер.: Изд-во Ереван. ун-та, 1977. — С. 378. — 490 с.
  3. Микаэлян К. Тыл как образ жизни / Карэн Микаэлян // Новое время. – 2015. – 9 мая. – С. 8.
  4. Арутюнян, 1955, с. 140.
  5. Щусев П. В. Мосты и их архитектура. — М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и архитектуре, 1953. — С. 315. — 360 с.
  6. 6,0 6,1 Арутюнян, 1955, с. 141.
  7. Мелкумян С. А. Камень — наше богатство. — Ер.: Луйс, 1989. — С. 155. — 335 с.

Литература

  • Арутюнян В. М., Оганесян К. Л. Архитектура Советской Армении : Краткий очерк. — Ер.: Изд-во Акад. наук Арм. ССР, 1955. — 296 с.