Морская блокада

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Советское торговое судно «Металлург Аносов»(блокадный бегун) идёт курсом на Кубу. Параллельным курсом идёт эсминец ВМС США Barry (DD-933), над ними пролетает самолёт Lockheed P-3A-20-LO «Orion» (BuNo 150497) патрульной эскадрильи VP-44. Карибский кризис, 10 ноября 1962 года. Фото с самолёта ВМС США, U.S. Navy National Museum of Naval Aviation.

Морская блокада[1] (военная блокада) — система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно-морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами.

История

Подобные действия известны в истории войн с древности. Один из самых знаменитых примеров — блокада Александром островного порта Тира в 332 до н. э., как часть общей осады.[2]. Термин «морская блокада» стал применяться с конца XVI века[3]. Впервые морской блокадой называют действия которые были предприняты голландцами в 1581 году против испанцев, которые оккупировали Фландрию[4]. В 1630 года Генеральные штаты Голландии издали специальный декрет, известный в литературе международного права как Голландская декларация. В нём определялись условия морской блокады. В 1689 году Англия и Голландия заключили Уайтхолдский договор о блокаде французских берегов, в котором были изложены правила нотификации о блокаде[5].

Воюющие государства, объявляя морскую блокаду, стремятся прервать морские коммуникации неприятельского государства, чтобы максимально ослабить экономические ресурсы противной стороны и лишить её возможности торговли с нейтральными странами.

Морская блокада затрагивает интересы и невоюющих государств, поскольку она препятствует поддержанию сообщений с блокируемым районом и всякие попытки судов проникнуть туда могут закончиться захватом их блокирующей державой.

Морская блокада регламентируется правилами Парижской (1856) и Лондонской (1909) деклараций и обычными нормами международного права. В соответствии с Лондонской декларацией 1909, при объявлении морской блокады должны указываться дата начала блокады, географические границы блокируемого побережья и срок, который даётся нейтральным судам для выхода из блокируемых портов.

Морская блокада может осуществляться и в мирное время в качестве принудительных действий против государства — нарушителя норм международного права. В частности, в Уставе ООН морская блокада рассматривается как возможная коллективная мера для восстановления и поддержания международного мира и безопасности, предпринимаемая по решению Совета Безопасности ООН.[6] Несмотря на это, блокада в общественном сознании закрепилась как военное действие. Поэтому с 1945 года для неё стараются подбирать другие названия.[7]

Использование морской блокады

См. также

Примечания

  1. Блокада, морская // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Арриан Квинт Эппий Флавий. Поход Александра. кн. II, 15-24.
  3. P. Fauchille. Traité de Droit International Public. — Paris, 1921. — С. 946.
  4. Колодкин, А. Л. Морская блокада и современное международное право // Советское государство и право. — М., 1963. — № 4. — С. 94.
  5. Higgins & Colombo. International Law of the Sea. — NY, 1951. — С. 593.
  6. Устав ООН, Гл.7, ст.42.
  7. Gudmundsson, Peter A. (USNI), et al. Battleplan: Blockade; aired on NGC: Military Channel. Battleplan: Blockade Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine

Литература