Монреале

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Населённый пункт
Монреале
История и география

Монреале (Monreale) — южный пригород Палермо, северо-западная Сицилия, Италия. Население — 31 964 жителей (2004).

Монреале удачно расположен в живописной нагорной местности. Это местечко впервые приобрело значение после того, как в нём нашёл пристанище изгнанный в 831 г. арабами из Палермо сицилийский епископ. Король Вильгельм II, питая особую привязанность к Монреале, начал в 1170 г. строительство собора, призванного стать кафедральным храмом новообразованной архиепископии.

Местным покровителем почитается святой Кастренсий, празднование 11 февраля.

Кафедральный собор

Построенный всего за пятнадцать лет, Монреальский собор представляет собой самую замысловатую смесь стилей, которую можно было сыскать в средневековой Европе: здесь причудливо перемешаны норманнские, византийские, сарацинские и итальянские архитектурные особенности. При строительстве широко использовались колонны, выломанные из античных храмов. Находящиеся в соборе надгробия основателя собора и его отца, Вильгельма I, были повреждены при пожаре 1811 года и отреставрированы.

Всю внутренность собора покрывают мозаичные картины византийской работы, созданные в продолжение десяти лет сицилийцами, наспех прошедшими выучку в Константинополе (оттого им не достаёт, быть может, утончённости, свойственной мозаикам Палермо и Чефалу). Это самый большой по площади комплекс средневековых мозаик во всей Италии, если не в мире. Среди изображённых сюжетов — ключевые сцены Ветхого завета, жизнь и чудеса Христа, деяния Петра и Павла.

Арабский фонтан в клуатре монастыря Монреале.

Помимо собора, внимание заслуживают современный ему бенедиктинский монастырь (от которого сохранилась великолепная крестовая галерея из 216 мраморных колонн) и находящееся в соседней деревушке аббатство св. Мартина, основанное папой Григорием Великим в VI веке и в последний раз перестраивавшееся в XVIII веке.

Мнения искусствоведов

В соборе Монреале золотые фоны мозаик блестят однообразно до утомительности. Остальные краски кажутся мутными и тусклыми, они не знают сверкания, для которого надо, чтобы свет и тень были разделены. Мертвенные изображения Христа и святых в апсидах видны отовсюду с невыносимой отчётливостью. Почему-то именно этим худшим образцам византийской мозаики суждено было не раз привлекать внимание русских людей, занятых мыслью о национальном искусстве и не имевших понятия о его подлинных и великих примерах. Эти мозаики понравились императору Николаю Павловичу, и они же объясняют многое в варварски пёстрых и громоздких композициях Васнецова. Собор в Монреале ясно говорит, что в конце XII века мозаика отжила своё время. Её перестали понимать и заставляли нести службу другого искусства.Павел Муратов, «Образы Италии».

Примечания