Моздокская икона Божией Матери

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Моздокская икона Божией Матери
Точное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе. Декабрь 1895 года. Хромолитография из архива библиотеки Георгиевского храма города Георгиевска.Точное изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе. Декабрь 1895 года. Хромолитография из архива библиотеки Георгиевского храма города Георгиевска.
Иконографический тип Одигитрия
Местонахождение первообраз утрачен
Дата празднования 15 августа (28 августа) и в день Преполовения Пятидесятницы

Моздо́кская (И́верская) ико́на Бо́жией Ма́тери — список Иверской иконы Богородицы, почитаемый православными Северного Кавказа как чудотворный.

История

Согласно преданию, икона была подарена осетинам царицей Грузии Тамарой в начале XIII века и более пяти веков хранилась в Куртатинском ущелье Северной Осетии[1] (в местности Майрамыкау близ села Харисджин), где она трижды сохранялась чудесным образом после пожаров. По другой версии, местом нахождения иконы должно считаться село Нижний Кани Кармадонского ущелья, вторым названием которого и является «Майрамыкау» (осет. Майрæмыхъæу — село Марии).

В конце XVIII века началось переселение части осетинских горцев на равнину, в том числе и в Моздокскую степь, куда был перевезён и список Иверской иконы, названный впоследствии Моздокским[2].В 1793 году горцы-осетины перенесли икону из Куртатинского ущелья в г. Моздок, который российским правительством предполагалось превратить в центр распространения христианства на Северном Кавказе. Ночью осетины увидели, что от арбы, в которой находилась икона, исходит свет, не меркнувший до рассвета. Утром, когда волы были запряжены в арбу, они отказались двигаться с места. Узнав о явлении иконы, епископ Моздокский Гаий (Такаов) вышел к ней с крестным ходом, отслужил молебен и позже устроил на этом месте деревянную часовню, а затем каменный храм и при нём Успенский женский монастырь[3].

В 1860 году епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов) выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви. Храм был возведён, но впоследствии взорван большевиками[4].

Помимо осетин, греков, армян Иверскую Моздокскую икону почитало множество горцев, в том числе и мусульман. Многие из них, поражённые чудесами, совершавшимися от неё, принимали христианство. Поклониться моздокской святыне приходили тысячи паломников с берегов Дона, из Астраханской, Екатеринославской, Харьковской и других отдалённых губерний. [5]

Икона — Апостол

Храм Моздокской иконы Божией Матери Аланского Успенского монастыря. Северная Осетия-Алания
Часовня, в которой свыше 500 лет хранилась чудотворная Моздокская икона Божией Матери. Куртатинское ущелье, Республика Северная Осетия-Алания

Выдающееся значение иконы в духовной жизни Кавказа отметил Игнатий Брянчанинов, который в 1858 году был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Вскоре после направления на кавказскую кафедру посетив Моздок, святитель стал свидетелем особого почитания святого образа представителями разных национальностей и конфессий. Епископ Игнатий писал: «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность… Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев магометан. Армяне грегорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений… Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство… Икона — Апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение Апостола»[6].

Ежегодно в сентябре Моздокская икона Божией Матери с многолюдным крестным ходом переносилась во Владикавказ. Встречал её епископ Владикавказский и Моздокский с духовенством и святынями всех городских храмов. По пути следования иконы от вокзала до Михаило-Архангельского кафедрального собора можно было видеть войска и громадное скопление народа. Под колокольный перезвон и церковные песнопения святая икона переносилась в городской кафедральный собор. Там она оставалась некоторое время, затем возвращалась в Моздок[7].

Перед Моздокской иконой 4 декабря 1914 года коленопреклоненно молился император Николай II во время посещения Владикавказа. Специально по случаю визита царя из Моздока в кафедральный Михайло-Архангельский собор Владикавказа был доставлен чудотворный образ. В память о пребывании в Терской области государю подарили копию Моздокской иконы[4].

После революции 1917 года первообраз иконы был утрачен.

В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) установил обычай в Моздоке и всех храмах Северной Осетии совершать еженедельно молебное пение с водоосвящением и акафистом Моздокской иконе Божией Матери нараспев[4].

По инициативе старца архимандрита Ипполита (Халина) в селе Хидикус Куртатинского ущелья был создан Успенский Аланский мужской монастырь. Главный храм обители посвящён Моздокской иконе Божией Матери. Монастырь расположен вблизи местечка Майрамыкау. Там находится древняя часовня, в которой несколько столетий хранилась чудотворная икона[4].

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин) о Моздокской иконе

Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин): «Моздокская икона Богородицы это чудо из чудес. Тысячи горцев, не только осетин, взирая на неё, приходили к вере в Иисуса Христа. К сожалению, в большевистский период чудотворный подлинник иконы бесследно исчез, но рыльский старец Ипполит предрёк его явление после окончания строительства Аланского Успенского монастыря. Старец Ипполит благословил воздвигнуть мужской монастырь рядом с нынешним селением Хидикус, где и находилась древняя часовня Моздокской Божией Матери. Ожидая явление святого образа, нам нужно восстановить старую традицию крестного хода с Моздокской иконой из Моздока во Владикавказ в сентябре каждого года»[8].

См. также

Примечания

  1. Мамиев М. Э. Храмовый комплекс Уæлаемæсыг Мад Майрæм и Моздокская икона Богородицы. — Владикавказ, 2019. C. 50
  2. Ритмы истории: Сборник научных трудов. Вып. 2.1. — Владикавказ, 2004. — С. 321
  3. Акафист Божией Матери пред иконою Ее "Моздокская" / По благословению Высокопреосвященного Зосимы, архиепископа Владикавказского и Аланского. — М.: Пересвет, 2015. — С. 4-5. — 1,5 п. л . с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Акафист Божией Матери пред иконою Ее «Моздокская». — М.: Пересвет, 2015. — С. 6—7.
  5. Святитель Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Т. 2, Аскетические опыты. — М. : Паломник, 2006. — С. 567
  6. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова, том 2 / Сост. и общ. ред. А. Н. Стрижева. — М.: Паломник, 2006. — С. 504—505. — ISBN 5-87468-122-1.
  7. Моздокская чудотворная икона Божией Матери. sobormozdok.ru Храм Успения Божией Матери г. Моздока.
  8. Пенкнович Г. Митрополит Гедеон: "Изгнать из России демона большевизма" // Дарьял : журнал. — 2021. — 9—10 (№ 5). — С. 223. — ISSN 0869-6440.

Литература

  • Святитель Игнатий Брянчанинов. Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви и о необходимости деревянную церковь заменить каменною // Полное собрание творений свт. Игнатия Брянчанинова. Т. 2, Аскетические опыты. — М. : Паломник, 2006. — сс. 565—568. — ISBN 5-87468-122-1.
  • Мамиев М. Э. Моздокская икона Богородицы // Храмовый комплекс Уæлаемæсыг Мад Майрæм и Моздокская икона Богородицы. — Владикавказ, 2019. — сс. 48—67. — ISBN 978-5-91139-405-9.
  • Гостиева Л. К. Паломничество осетин к чудотворной Моздокской иконе Божией Матери (XIX — 30-е годы XX в.) // Ритмы истории: Сборник научных трудов. Вып. 2.1. — Владикавказ : Ихд-во СОГУ, 2004. — сс. 320—330. — ISBN 5-8336-0363-3.

Ссылки