Мириан III

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мириан III
მირიან III
Mirian III fresco.JPG
318360
Предшественник Аспагур
Преемник Саурмаг II

Дата рождения 265(0265)
Дата смерти 360 / 361
Место смерти Мцхета,Грузия
Место погребения Церковь Самтавро, Мцхета
Отец Шапур I (?)
В браке Нана
Дети сын: Рев II
Отношение к религии Православие, грузинская церковь

Мириа́н III (груз. მირიან III; IV век; известен также как Святой Мириа́н[1]) — царь Иберии, который почитается как первый христианский царь Грузии, установивший христианство в качестве государственной религии страны[2][3]. Он построил собор в Мцхете, на месте которого сейчас находится кафедральный патриарший собор Светицховели.

Биография

До принятия христианства

Мириан III родился в 265 году в царской семье. Согласно хронике Леонти Мровели «Жизнь картлийских царей» («Картлис цховреба»), его отцом был Шапур I, шах Ирана из династии Сасанидов. По той же хронике, Мириан был назначен царём Иберии в 318 году[2]. По мнению ряда историков, Мириан происходил от ветви династии Михранидов, известной как Хосровиды[1] [4] В годы правления Мириана доминировавший на Кавказе Иран вёл войну с Римской империей. Мириан считал, что правильным выбором для его царства стал бы союз с Римом. Однако традиционная религия Иверии происходила из Ирана, затрудняла разрыв с ним и существенно влияла на политическую ситуацию в Иберии. В то же время Лазика и Армения уже приняли христианство как государственную религию[источник не указан 2963 дня], попав тем самым под защиту Римской империи.

Принятие христианства

Во время правления Мириана христианство быстро распространялось по Закавказью и Малой Азии. Его жена, царица Нана, приняла крещение в 314 году от святой Нины Каппадокийской, и число христиан в регионе быстро росло. В этой ситуации Мириан воспользовался случаем порвать с иранским влиянием и уничтожить богатое сословие языческих жрецов. По легенде, когда царь охотился в окрестностях Мцхеты, на землю упала кромешная тьма, и царь перестал что-либо видеть. В отчаянии он попросил «бога Нины» о помощи. По завершении молитвы вернулся свет, и Мириан смог вернуться в Мцхету. По возвращении он встретился с Ниной и вскоре после этого крестился.

Могила царя Мириана и царицы Наны в церкви Самтавро (2008)

Предположительно в 327 году царь Мириан провозгласил христианство государственной религией Иверии и запретил почитание языческих богов. По совету святой Нины после этого он отправил посланника к императору Константину I с просьбой прислать в Иберию епископов и священников. Константин Великий выполнил просьбу, а также выделил место в Иерусалиме для строительства грузинского монастыря[5].

По некоторым источникам, Мириан лично посетил Константинополь и встретился с императором Константином I. Перед смертью он также посетил Иерусалим. Скончался Мириан III в 360 или 361 году. Он похоронен в Мцхете, в церкви Самтавро, вместе с царицей Наной.

Обращение царя Мириана укрепило монархию, поскольку дало ему законную причину подавления языческого священства, класса, который в то время обладало огромным богатством и властью. Однако, принятие Грузией христианства имело и гораздо более серьезные последствия: это означало ориентацию на Рим и Византию, которая могла бы стать решающим фактором в развитии национального самосознания и культуры.[6]

Почитание

Царь Мириан канонизирован Грузинской православной церковью как равноапостольный. 14 мая 2018 года на заседании Священного синода Русской православной церкви имя святого Мириана было включено в месяцеслов РПЦ[7]. Дни памяти — 14 января и 1 октября.

Примечания

  1. 1,0 1,1 David Marshal Lang. The Georgians. — N. Y.: Praeger, 1966. — P. 95.
  2. 2,0 2,1 Theodore Edward Dowling. Sketches of Georgian Church History. — United Kingdom: Elibron Classics series. — P. 14.
  3. David Marshal Lang. The Georgians. — N. Y.: Praeger, 1966. — P. 91.
  4. Давид Багратиони. «История Грузии». Тбилиси: Мецниереба, (1971), стр. 79.
  5. Theodore Dowling. «The Sketches of Georgian Church History», Adamant Media Corporation, (2003), p. 52.
  6. The Georgian Republic, Passport Books, (1992), p. 20.
  7. В месяцеслов Русской Православной Церкви включены имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, и святых, издревле почитаемых в Грузинской Православной Церкви. Дата обращения: 14 мая 2018. Архивировано 14 мая 2018 года.

Литература