Минин, Сергей Константинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сергей Константинович Минин
Председатель Организационной комиссии Ленинградского государственного университета
23 мая 1925 — 11 марта 1926
Предшественник Николай Севастьянович Державин (ректор)
Преемник Всеволод Брониславович Томашевский (сменил на посту, 19 июня 1926 избран ректором)

Дата рождения 29 июня 1882(1882-06-29)
Место рождения Дубовка, Царицынский уезд, Саратовская губерния, Российская империя
Дата смерти 8 января 1962(1962-01-08) (79 лет)
Место смерти Москва, СССР
Место погребения Новое Донское кладбище, Москва
Партия ВКП (б)
Награды Орден Красного Знамени

Серге́й Константи́нович Ми́нин (29 июня 1882 — 8 января 1962) — революционер, политический деятель и публицист, автор работ по философии и атеизму[1].

Биография

Родился 29 июня 1882 года в семье протоиерея посада Дубовка Саратовской губернии. Окончил духовную семинарию[2]. В 1909-1910 гг. учился на юридическом факультете Венского и на историко-филологическом факультете Юрьевского университета[1].

Революционной деятельностью начал заниматься в 1903 году, член РСДРП(б) с 1905 года, за революционную деятельность подвергался трехлетнему тюремному заключению, арестам в 1910 и 1914 (ссылки, последняя из которых была в Сибирь)[1].

С приходом к власти Временного правительства и созданием Советов в регионах в феврале 1917 года возглавлял комитет РСДРП(б) Царицына, избирался председателем городского Совета рабочих и солдатских депутатов[1].

Подавал себя как «гражданин Минин». В начале весны 1917 года взял курс на союз с меньшевиками. С мая разорвал отношения с ними. В июле 1917 года пребывал под арестом. Городской голова Царицына с 27 августа 1917 года. Выпустил местные деньги — боны. Член Учредительного собрания.

После Октябрьской революции стоял во главе взявших власть в Царицыне большевиков, и на должности председателя революционного военного совета оставался главой города, один из организаторов обороны Царицына, в это время сблизился со Сталиным и Ворошиловым на позиции бойкота военных специалистов, в частности выступал против назначения А. Е. Снесарева военным руководителем обороны Царицына. За отказ выполнять приказы Центра Троцкий пригрозил отдать Минина под трибунал (см. Царицынский конфликт)[3]. По настоянию Троцкого был снят с должности члена РВС Царицына, за проведение «исключительно вредной политики»[4]. 7 января 1925 года село Новоникольское было переименовано в посёлок имени Минина, который впоследствии стал ядром существовавшего с 1930 по 1933 год Мининского района Сталинграда[5].

С 1918 года член РВС Северо-Кавказского ВО, член РВС 10-й армии РККА[1]. Был помощником М. В. Фрунзе[1].

Член коллегии НКВД.

В 1918—1920 член РВС ряда фронтов и армий, начальник управления НКВД РСФСР.

С мая 1920 года член РВС 1-й Конной армии.

В 1923—1925 годах член Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б)[1].

С 1923 года — ректор Коммунистического университета[1].

В 1924—1926 годах занимал пост уполномоченного Народного комиссариата просвещения РСФСР по ВУЗам и рабочим факультетам Ленинграда.

С 23 мая 1925 года фактически возглавил Ленинградский государственный университет, дублируя полномочия с ректором Н. С. Державиным. Руководил присоединением Ленинградских Географического и Химико-фармацевтического институтов, с 1925 года ставшими отдельными факультетами при университете. С осени 1925 года уступил свои полномочия заместителю В. В. Покровскому.

Участник «военной оппозиции». Один из лидеров зиновьевской «новой оппозиции» (1925).

В 1927 году по состоянию здоровья (предположительно психическое расстройство) отошёл от общественной деятельности[1].

В 1929 году награжден орденом Красного Знамени.

С 1954 года персональный пенсионер.

Женат, жена - Ревекка Соломоновна Френкель (24.12.1894-1982 гг.), сын Леонид (06.02.1922-26.06.2001 гг.) - с 1945 года работал в МЭИ на кафедре сопротивления материалов, доцент. Внучка - Светлана Леонидовна Минина, окончила МГУ, работала на Первом канале телевидения.[6]

Умер в Москве 8 января 1962 года, похоронен в «большевистском зале» закрытого колумбария № 18 Нового Донского кладбища.

Идеи

В годы управления университетом выдвинул лозунг «философию за борт», утверждая, что философия, как и религия, враждебна пролетариату, и что пролетариат должен опираться в первую очередь на науку. Подобные взгляды разделяли многие деятели пролеткульта, но такая позиция вступила в противоречие с позицией ВКП(б), утверждавший про «единственно верную научную философию» — марксизм-ленинизм.

В то же время философ П. В. Алексеев отмечал следующее[1]:

В философии советского периода Минин известен более всего своей статьей «Философию — за борт!» и репутацией «философского нигилиста», «позитивиста», лидера течения, названного в 20-е гг. «мининщиной».
Существо его точки зрения в следующем. Религия есть духовное оружие «земледельцев» (рабовладельцев, феодалов), наука — орудие пролетариата. Философия же представляет собой метод, который берет на вооружение буржуазия. Подобно религии, философия враждебна пролетариату. Как не может быть «религии марксизма», так не может быть и «философии марксизма». Заниматься философией — значит изменять марксизму, скатываться к оппортунизму. У пролетариата должна остаться наука, только наука, но никакой философии. Тем не менее, судить о позиции Минина в отношении к философии только на основании статьи в том ее виде, в каком она была опубликована в журнале «Под знаменем марксизма» (1922. № 5, 6) нельзя. Как признавала редакция, «за недостатком места», были сокращены некоторые разделы; причем наиболее важные, разбирающие предмет и сущность философии были сокращены примерно на 2/3.
Минин протестовал против этого, заявляя, что редакция «статью без ведома автора сократила, да так, что кое-где получились искажения» (Под знаменем марксизма. 1922. № 11-12. С.187). Для правильного понимания философской позиции Минина необходимо обращаться к той же, но несокращенной статье, опубликованной в журнале «Армия и революция» (Харьков, 1922. № 5), а также к другим его выступлениям. Но даже сокращенная статья Минина не дает достаточных оснований для квалификации его позитивистом. Она свидетельствует о том, что он подменял понятия. Говоря о «философии», Минин по существу имел в виду только идеалистическую натурфилософию. «Суть всякой философии: не отвергая науки, опираясь на нее, идти дальше науки, предлагая не просто гипотезы, а откровение, весьма похожее на религиозное» (Армия и революция. С. 22).
Минин не противопоставлял науку философии диалектического материализма, считая материалистическую диалектику наукой, но не в смысле «безостаточного» растворения диалектики в естествознании, а в смысле строгой научности. Вместе с тем, придерживаясь левых (даже в рамках большевизма) взглядов в политике, он действительно нигилистически относился к идеалистической философской традиции. Его призыв «Философию — за борт!», вопреки субъективным желаниям автора, был использован подлинными позитивистами, считавшими себя последователями Минина. К тому же некоторые его формулировки и высказывания против «философии марксизма», сходство его схемы исторического развития форм мышления со схемами О. Конта, отсутствие прямых высказываний против позитивизма в статьях 1922 г., — всё это служило немаловажной причиной неправомерного зачисления его самого в разряд позитивистов.

Сочинения

Книги

  • Минин С. К. Религия и коммунизм. М., 1919;
  • Минин С. К. Город-боец. Шесть диктатур 1917 года (Воспоминания о работе в Царицыне). Л., 1925.

Статьи

Пьесы

  • Город в кольце // Первые советские пьесы. — М., 1958

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Алексеев, 2002.
  2. Kotkin, 2015, с. 303.
  3. Kotkin, 2015, с. 309.
  4. Kotkin, 2015, с. 313.
  5. Немного истории. Сайт volgograd.info. Дата обращения: 27 мая 2012. Архивировано 9 января 2004 года.
  6. Минин: портрет на фоне эпохи / Будченко Л. И., Ю. Ф. Болдырев, О. А. Калашникова. — Волгоград: Принт, 2020. — С. 117-118. — 204 с. — ISBN 978-5-94424-5-267-9.

Литература